Так получилось, что неоднократно проплывая мимо Калязина на корабле и еще более неоднократно проезжая на машине, я ни разу так и не посетил этот город.
В эти выходные было решено исправлять ситуацию, тем более, что давно назревала мысль заехать в расположенный рядом с ним Кашин.
На удивление субботняя пробка на Ярославке была не так продолжительна, как обычно, а учитывая
мероприятия, проходившие в перекрытом Сергиевом Посаде, можно сказать, что ее не было совсем.
Так или иначе, через 4 часа мы были в Кашине.
Кашин - город русского сердца, одно из удивительных мест русской глубинки. Город имеет собственный неповторимый колорит. Река Кашинка делает изгиб в форме сердца, обрамляя исторический центр города, раскинувшийся на множестве крутых холмов (информация о городе украдена с сайта о
Тверской области).
Город очень небольшой, если не ставить себе цель объехать окружающие его храмы, то он комфортно осматривается за 2 часа.
Торговые ряды в городе Кашине находятся на территории бывшего Кашинского кремля, на левом берегу реки Кашинки, в её крутой излучине.
В конце XIX-начале XX в. в архитектурную среду русских городов активно вошёл так называемый «кирпичный стиль» - рационалистическое направление зодчества периода эклектики. Крупнейший ансамбль в «кирпичном стиле» сформировался в Кашине на торговой площади. Торговые ряды - тип протяжённой постройки для торговли с аркадами или колонными галереями. Здание разделялось на ячейки (лавки), объединённые открытой галереей. Часто на втором этаже располагались жилые комнаты, в которых жили владельцы лавок.
По мнению историков архитектуры, кирпичная обработка фасадов Торговых рядов в Кашине имеет отголоски мотивов романской архитектуры.
Воскресенский собор - пятиглавый храм с апсидой, трапезной и трёхъярусной колокольней высотой 76 м, на которой установлены часы.
Его фасады украшены шестиколонными портиками тосканского ордера с фронтонами, углы закреплены пилястрами, поверхность стен обработана филёнками. Барабаны световых глав имеют восьмериковую форму. Общая длина постройки составляет 63 м, ширина - 26 м.
Говорят, что монументальность и высокие художественные достоинства соборного иконостаса легли в основу легенды о том, что он был передан в Кашин из Успенского собора Московского Кремля. К сожалению, на момент посещения внутри шла активная реставрация, из-за этого внутреннее убранство видно не было.
На стене собора имелась надпись, что он «застроен с 1796 г. в царствование Императрицы Екатерины II, на сумму, Высочайше пожалованную Императрицей в количестве семи тысяч рублей, по благословению преосвященного Иринея, епископа Тверского и Кашинского, при протоиерее Дмитрии Фёдорове Верещагине».
Выдающийся знаток древнерусского искусства Игорь Грабарь по первоначальным впечатлениям приписал иконы Кашинского чина кисти Андрея Рублёва, но это не подтвердилось. Установлена их принадлежность к местным художественным традициям - «тверским письмам» XV века. Иконостас выполнялся для Спасо-Преображенского собора в Твери, при ремонте которого в 1630-х гг. был частично вывезен в Кашин.
Колокола имеют достаточно интересную конструкцию, где бьющей частью является не язык колокола, а расположенный с внешней стороны молоток.
Кашинские лавы - временные деревянные мостки, возводимые в весенний период, после ледохода.
Они существуют почти круглый год, до следующего ледохода, когда лавы снимают, оставляя в воде только забитые в дно опоры. Отличие лав от всех других пешеходных мостов - их снятие.
Река Кашинка имеет в пределах города Кашина петлеобразную конфигурацию. В классической краеведческой книге «Кашинский край» её автор С.В. Кисловской написал: «На небольшой площади, занимаемой городом, в 5 квадратных вёрст, Кашинка ухитряется пройти около 9 вёрст».
Лавы через Кашинку - одна из главных и очень симпатичных визитных карточек города Кашина.
Кашинский ликёро-водочный завод «Вереск» является наследником давних традиций производства водки и вина в Кашине. В романе Константина Федина «Костёр» один из героев говорит: «А вот есть ещё такая водка - кашинская. Так её без «упаси, Господи» ни один горький пьяница выпить не может». Источники утверждают, что с этого времени качество кашинской алкогольной продукции заметно выросло. Поскольку на заводе дегустации предусмотрено не было, мы туда и не поехали, ограничившись закупкой в торговых рядах.
Туристическая сфера (в отличии от более известных Калязина, Переславля, Ростова и т.д.) абсолютно не развита, что не способствует притоку туристов. За счет этого исторические элементы органично сплетаются в повседневную жизнь города. Если отойти от исторического центра метров на 200 в сторону, то о 21 веке уже ничего и не напоминает, город, как будто потерялся в остановившемся времени.
На мой взгляд, Кашин является наглядным примером того, что классики в своих произведениях называли “Уездный город N”.
“...сильно била в глаза желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных. Домы были в один, два и полтора этажа, с вечным мезонином, очень красивым, по мнению губернских архитекторов. Местами эти дома казались затерянными среди широкой, как поле, улицы и нескончаемых деревянных заборов; местами сбивались в кучу, и здесь было заметно более движения народа и живописи...” (Н.В.Гоголь “Мертвые души”).
После Кашина мы отправились в
Храм Спаса в селе Спасское Стельково.
Дороги в районе Кашина отвратительны… В очередной раз задумался, что делать с кунгом, который на этом грейдере трясся, как эпилептик. 2 раза его подтягивал, но это не давало долговременного результата.
Строительство храма длилось с 1779 по 1788 год, позже он неоднократно ремонтировался. Во второй половине XIX века расширена трапезная и придел, правда при этом храм лишился почти всего первоначального барочного декора. В начале XX века построена колокольня и появились росписи.
В храме было четыре престола: в холодном храме - Спаса Нерукотворного образа и святых мучеников Бориса и Глеба, а в теплом - святого Александра Невского и святителя Николая. Сам храм представляет из себя трехсветный четверик, завершенный поясом кокошников и декоративным пятиглавием, с трапезной и эффектной многоярусной колокольней в формах эклектики.
Действовал он вплоть до 1970 года, в 1975 году частично вывезено имущество в Казанскую церковь села Красного Калязинского района, а храм закрыт. Благодаря сравнительно позднему закрытию, в храме довольно хорошо сохранились росписи.
Они все принадлежат к началу XX века, и выполнены в "васнецовском" стиле.
На колокольню ведет местами обрушившаяся деревянная лестница, в этот раз из-за отсутствия подстраховки и времен туда было решено не лезть, о чем я сейчас жалею.
Дальше планировалось прорваться к д. Прилуки полями и посмотреть в тех краях места стоянок на берегу Волги.
Однако, этим планам было не суждено сбыться, срезку между д.Ескино и д.Новинки мы не нашли, зато прекрасно нашли короткий путь через скотный двор (большое привет автомойке около ТЦ “Арфа”).
В Прилуки оставалась только дорога обратно через Кашин, поэтому было решено искать место ночевки поближе. Мы накатали около 3 часов по берегу Волги и везде либо проезды были перекрыты (ибо частная территория), либо забито любителями шашлыкинга с ужасающей плотностью людей на квадратный метр.
В итоге было решено уходить на противоположный берег Волки и искать ночевку в районе Калязина. Количество народа в те выходные на берегу реки ужасало. Уже в сумерках нам удалось найти хорошее место на берегу реки в лесу.
На следующее утро, позавтракав кашей со свежесобранной черникой, мы выдвинулись в Калязин смотреть колокольню.
Плыть на лодке было к ней неохота, поэтому купив сувениры мы двинули дальше.
Кстати там же, в Калязине, была куплена отличная книга про затопленные города верхней Волги. До этого я задумывался о поездке в Корчеву, теперь буду планировать и готовить целую серию поездок по затопленным местам.
Напоследок мы заскочили в район Скнятино, это почти те же самые места, где мы с парой друзей ездили в марте этого года
на развалины затопленного моста.
Объехали почти весь полуостров и со стороны р.Нерли и со стороны р.Волнушки. Выходов к воде там немного из-за густых зарослей камыша по берегам, однако несколько интересных вариантов ночевки на будущее было найдено.
А дальше была дорога домой через обычные пробки на ярославке...