Колониализм и "война женщин"

Jan 13, 2019 16:37



Вот история, в которой так много переплелось и которая так актуальна для постколониального мира.

Вкратце:

Жили-были в Африке разные племена. В данной статье речь идет о племенном союзе Игбо, жившем в южно части современной Нигерии. Племена объединялись в союзы и управляли своей жизнью коллективно, с помощью совета старейшин, а на местах - с помощью деревенских сходок, в которых принимали участие и женщины. Женщины вообще были хорошо организованы - у них были группы на основе родства и группы, возникшие из знакомств, завязанных на рынках, и торговых отношений. У них было налаженное сообщение - если надо было собрать группу женщин для обсуждения какого-то вопроса, они передавали от женщины к женщине пальмовый лист, а обычное время сбора и место было всем известно. Собираясь таким образом, женщины формировали своего рода лобби для защиты своих интересов. Если что-то им не нравилось, они устраивали бойкоты и забастовки. Также, например, если какой-то мужчина вел себя непорядочно по отношению к женщине, то женщины организовывались, чтобы следовать за ним повсюду, напоминая о том, что он сделал, и принуждая таким образом подумать над этим. Они также могли сжечь его хижину. Женщины имели право сами решать, за кого им выходить замуж. Имущество их в замужестве не переходило мужу, а оставалось их собственностью.

В конце 19 века эту часть Африки колонизировали британцы. В 1914 году колонизаторы объединили свои колонии в “Единый протекторат Нигерии”. Британцы заменили эту систему племенной демократии институтом наместников. Наместники не избирались, а назначались британским правительством, и их власть быстро стала практически неограниченной. Это отразилось и на положении женщин - так, наместник мог брать в жены кого пожелает, не спрашивая согласия ни у самой невесты, ни у ее родственников. Не говоря уже о том, что советы старейшин, - в которые раньше входили женщины и на которые могло влиять “женское лобби” - прекратили свое существование как орган власти и принятия решений.

Англичане изменили не только политическую структуру, но и экономику этих земель. Теперь экономической доминантой стало производство пальмового масла, которое экспортировалось британцами в другие страны. Так как большинство мужчин теперь были заняты на едином производстве - пальмовых плантациях - их стало удобно обложить подоходным налогом, что колониальные власти и сделали. Но торговля пальмовым маслом имела свои взлеты и падения, а налог оставался неизменным. В период кризисов женщинам приходилось жертвовать частью своего имущества - единственным оставшимся залогом хоть какой-то их независимости - чтобы помогать мужьям держаться на плаву. А во время кризиса 1929 года прошел слух, что и женское имущество будет облагаться налогом. В дома начали приходить цензоры и описывать женское имущество, включая скот.

И тогда женщины взбунтовались.

Посредством пальмового листа они созвали свое собрание, и в ноябре 1929 года более 10 000 женщин пришли и уселись у здания администрации наместника одного из районов, требуя выдать им письменное обещание от лица властей, что они не будут облагаться налогом. Они сидели так несколько дней, после чего британские власти приказали наместнику выдать им такое письмо. Наместник подчинился, но в отместку арестовал несколько женщин. Женщины снова выступили с протестом и добились отстранения наместника и даже заключения его в тюрьму. Для женщин это была огромная победа. Впервые за годы колониального правления они заставили мужчин, как местных, так и белых пришельцев, считаться с собой.

И восстание женщин распространилось на другие районы по всей зоне колоний, которую англичане называли “Игболэнд”, по названию крупнейшего племени. Женщины сами назвали свои протесты “Войной женщин”, подчеркивая, что, как в прошлом, они ведут войну против мужчин, не проявляющих к ним уважения. Женщины собирались в одежде воинов - набедренных повязках и с боевой раскраской лиц, с головными уборами из папоротника - символа войны. Они пели боевые песни и исполняли боевые пляски. Им таки удалось сместить еще нескольких наместников, которых они преследовали, как когда-то их бабушки преследовали непочтительных мужчин. Но по мере разрастания “Женской войны” “проснулись” и колониальные власти.

Интересно, пришло ли в голову англичанам сопоставить “женскую войну” африканок с суфражистским движением, которое как раз незадолго до этих событий добилось победы - введения избирательного права для британских женщин? Похоже, что нет. Во всяком случае, пониманию колонизаторов было недоступно, что эти черные “дикарки” могут бороться за свои права - за права женщин. Англичане восприняли эти демонстрации просто как “бунт дикарей” и стали подавлять их оружием и слезоточивым газом, убивая и раня женщин. Итак, массовые выступления женщин должны были прекратиться через месяц после начала.

Однако их победа была впечатляющей. Англичане поняли необходимость пересмотреть систему и заменили институт наместников на “скамьи судей”, избираемых местным населением и уже потом утверждаемых колониальными властями. Таким образом, народы “Игболэнд” частично вернули себе самоуправление.

Добавлю от себя некоторые замечания по поводу колониализма, на этом примере: 1) игнорируя местные традиции коллективного самоуправления, он способствовал, как мы видим, становлению диктатур; 2) внедряя западные государственные практики, такие, как налогообложение, он и не думал продвигать столь же современное ему развитие демократии, а как раз наоборот; 3) он способствовал угнетению женщин, а не их освобождению, 4) и, наконец, походя он убивал традиционные экономики и производство традиционных товаров и продуктов, внедряя производство выгодных ему для продажи, в данном случае - пальмового масла. Пальмовое масло стало основой многих колониальных и постколониальных экономик и проникло в пищевую промышленность всего мира, способствуя поднятию холестерина в крови и увеличению числа сердечно-сосудистых заболеваний…

И неважно при этом, как были одеты женщины - закрывали ли они головы платком или же ходили топлесс в набедренных повязках. Они боролись не за “свободу выглядеть” так или иначе, а за ПОЛИТИЧЕСКИЕ права - за право участвовать в принятии решений относительно самих себя и всего общества. И вот этого “просвещенная западная цивилизация” не могла ни понять, ни принять.

Отсюда: https://nvdatabase.swarthmore.edu/content/igbo-women-campaign-rights-womens-war-nigeria-1929 и других интернет-источников.

Феминизм, Женщина и мир, Расизм, Сопротивление, Интересно, Социальный протест, Колониализм, Мозаика, Свободы, #000000

Previous post Next post
Up