Во вторник, 15 июля, 12 негосударственным вузам в 2014 году запрещено набирать студентов. Но к этой новости мы вернёмся позже, а сейчас, давайте поговорим об образовании в общем, которое, как известно, контролирует Рособрнадзор. Я считаю, что в звучании слова заключена его истинная сущность. Не знаю как для вас, но для меня Рособрнадзор напоминает не то ругательство на непонятном языке, не то рык голодного хищника. Но это так, к слову. Вернёмся непосредственно к теме, а, точнее, к статистике, которая, как известно, знает всё.
За восемь лет (с 2004 по 2012 года) финансирование образования увеличилось почти в четыре раза и составила в 2012 году 603,5 млрд рублей. Если эти цифры и внушают оптимизм, то результаты различных международных исследований вызывают изумление. Но далеко не радостное.
Количество общеобразовательных школ уменьшилось с 1992 года на четверть, а количество вузов за это же время увеличилось более чем в два раза и составило 1115. Парадоксально, но качество обучения не увеличилось, а ухудшилось. Новых, хороших ВУЗов у нас не появилось, а те вузы, которые входили в число лучших, перестали быть таковыми - по данным на 2010 год только 5 российских вузов вошли в один из самых уважаемых и авторитетных рейтингов высших учебных заведений в мире, так называемый «Шанхайский» рейтинг 500: Московский, Санкт-Петербургский, Новосибирский, Томский государственные университеты и Высшая Школа Экономики. В 2012 году в числе 500 лучших университетов мира осталось только два - Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты, а в 2013 - один Московский. Если это не деградация высшего образования, тогда что это? Даже Дания с населением в 5,5 миллионов человек (то есть в два раза меньше Москвы) имеет в этом списке четыре университета. Кстати, у США в Шанхайский рейтинг входит 150 вузов.
Может быть, у нас лучше дела обстоят в среднем образовании? Может, есть надежда, что выпускники средних школ, пополнят число студентов и выведут Россию вперёд? Но надежда, как известно, умирает последней. Так вот - самое время сказать, что она уже умерла.
На сайте Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской Академии Образования были опубликованы результаты очередного исследования PISA - 2009. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития с 2000 года. В 2009 году проводился последний на сегодняшний день (четвертый) цикл исследования.
В исследовании 2009 года приняли участие 65 стран мира.
В России, в данном исследовании участвовали 213 образовательных учреждений, из 45 субъектов РФ, где тестировали 15-летних учащихся (именно сейчас, то есть в 2014 году, они грызут гранит науки в наших вузах).
По оценке читательской грамотности российские учащиеся заняли 43 место.
По оценке уровня математической и естественно-научной грамотности Российские 15-летние школьники также оказались в группе стран, результаты которых существенно ниже результатов стран ОЭСР:
По результатам исследования математической грамотности средний балл российских учащихся составил 468 баллов, что соответствует 40 местам среди 65 стран-участниц.
Средний результат российских учащихся по естественнонаучной грамотности составил 478 баллов - 39 место.
То есть в мире по уровню среднего образования мы занимаем 39-43 места в рейтинге из 65. Для того, чтобы это понять, даже нашим ученикам можно не напрягать извилины, потому, как и так очевидно, что результат ниже среднего, то есть на твёрдую двойку. Конечно, вряд ли испытуемые (а это, наверное, были далеко не худшие ученики в РФ) смогли бы назвать тридцать девять стран опередившие их по интеллектуальному уровню. А уж сорок три - и подавно.
Как я и обещал - настало время прокомментировать новость о закрытии впавших в немилость ВУЗов. Конечно, ВУЗами в полном понимании этого слова их назвать тяжело, также как и все остальные 1114 (на МГУ это не распространяется) ВУЗов страны. Но что делать, ведь не все могут себе позволить в силу многих причин учиться в МГУ. Остаётся выбор: между плохим и очень плохим. И это не вина тех молодых людей, которые желают получить высшее образование. Просто их поставили перед таким выбором. Теперь же, все студенты, с позволения сказать этих ВУЗов ещё потеряют свои кровно-заработанные, которые были заплачены за обучение.
Не стоит забывать, что в странах, которые действительно хотели поднять престижность своих учебных заведений, высшее образование поднялось на недосягаемый уровень для России не благодаря карательным санкциям чиновников от образования, а вопреки политике тотального контроля. Такой ‘надзор’ способен лишь вызвать ужас внутри образовательной системы России. В других странах, наблюдающих за Россией, скорее всего, воспринимают это всё с удивлением, а, может даже, над этим откровенно смеются.
Может Рособрнадзору вместо того, чтобы уничтожать худших, стоит начать помогать лучшим? И тогда кто будет платить свои деньги в непонятные университеты и академии, когда можно будет получить настоящее образование вместе с дипломом, а не настоящий диплом вместо образования. Но для того, чтобы это понять чиновникам от образования кроме благих намерений (которыми, как известно, вымощен путь в ад) надо ещё иметь знание и способность к анализу очевидных фактов, а факты таковы: в России давно структура высшего образования направлена не для того, чтобы давать знания студентам, а для того, чтобы извлекать прибыль из них (студентов). И если некоторые ВУЗы выбиваются из общего ряда, то это не благодаря чиновничьим инструкциям, а вопреки им.
И тогда, возможно, появятся новые люди во власти, которые не станут искать порнографию на 100-рублёвых купюрах, а наконец, займутся своими прямыми обязанностями.