Про цифровой эксперимент над нашими детьми, согласия на который нас не спросили

May 26, 2021 20:53

image Click to view



С 14 минуты - мама троих детей Тамара Самсонова.

Текст выступления:

Взгляд родителей через призму официальных документов.

Добрый день, уважаемые участники Круглого стола. Я мама троих детей, и поэтому мне небезразлично в какой школе учатся и будут учиться мои дети.
Мы, родители, не против прогресса, но против разрушения системы образования. И считаем, что цифровой прогресс в образовании не должен отрицательно влиять на здоровье детей и их интеллектуальное развитие. Внедрение цифровой образовательной среды - ЦОС - в школы идет полным ходом не первый год. Например, в Нижегородской области еще с октября 2018 года, согласно паспорту регионального проекта «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование». События 2020го года ускорили экспериментальные процессы, эпидемиологическая обстановка позволила перевести нижегородский школьников на дистанционное обучение с применением электронных образовательных технологий. Результаты такого обучения не могли не сказаться на успеваемости школьников, на их здоровье и желании учиться. По данным исследования доктора медицинских наук Кучмы, дистанционное обучение показало, что современная цифровая школа не располагает безопасными технологиями онлайн-обучения, включая электронные средства поставки учебной информации. Чиновники от образования утверждают, что эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды заключается только в оснащении образовательных организаций современной техникой и технологиями. Возникает вопрос: неужели чтобы насыщать школу техникой, нужно городить целую среду и проводить эксперимент над детьми, как это написано в федеральных документах? Мы, родители, изучили, в том числе, с привлечением юристов, правовую базу, а также постановление правительства 20-40, приказ Министерства просвещения 649 и прочие официальные документы. Указанные документы разъясняют нам, что такое цифровизация школы, каковы ее цели и задачи. В приказе Минпросвещения 649 «Об утверждении целевой модели цифровой образовательной среды» черным по белому написано о том, что оснащение техникой школ - это одно из средств достижения цели ЦОС. Целью ЦОС является - зачитываю цитату: «обеспечение предоставления равного доступа к информационным системам и ресурсам платформы ЦОС участником отношений в сфере образования, поставщикам цифрового образовательного контента и потребителям цифрового образовательного контента». Также написано, что внедрение целевой модели ЦОС осуществляется в рамках проведения эксперимента по внедрению федеральной сервисной платформы ЦОС на основании порядка условий проведения эксперимента.
Таким образом, напрашивается вывод, что все оснащение школ современными технологиями имеет свою конечную цель - создание единой платформы цифровой образовательной среды.
Согласно постановлению правительства 20-40, ЦОС - это совокупность условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и включающая электронные образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент и прочие технологии. То есть, ясно написано, что ЦОС - это не просто насыщение школ техникой, благодаря которой удастся создать цифровизацию школы. И не просто замена компьютеров, которые устаревают раз в пять лет. Именно благодаря этой технике будут созданы условия для электронной формы обучения и дистанционки. И этот набор разной по функционалу техники необходим чтобы собирать большие данные путем обеспечения образовательных организаций высокоскоростным интернетом, развитие технологии засчет автоматизации всех процессов, развитие технологий анализа больших данных с помощью с возможностью предоставлять отчеты в режиме реального времени, и прочее.
Когда речь идет о высокоскоростном интернете с множеством точек доступа Wi-Fi, сразу возникает вопрос о безопасности цифровой среды. И доказательств безопасности такой среды нам не предоставлено. А тем не менее, вред от электромагнитных излучений доказан исследованиями зарубежных и российских ученых. Например, доктора медицинских наук Григорьева. Он говорил, что раздел «здоровье детей» фактически упущен с повестки цифровой школы. А ведь это очень важно, потому что дети продолжительное время будут находиться в контакте с электромагнитными полями.
Еще один документ, который заслуживает внимания, - это Постановление правительства 20-40 «О проведении эксперимента по внедрению ЦОС». Если заглянем в словарь, то увидим, что «эксперимент - проба, опыт, процедура, выполняемая для поддержки, опровержения или подтверждения гипотезы или теории». Другими словами, получается, что над нашими детьми решили провести некий опыт? А статьей 21 Конституции РФ можно пренебречь? В соответствии с ней, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Официальные ответы должностных лиц Министерства образования Нижегородской области на обращение родителей содержат утверждение о том, что этот эксперимент - условный, что мы в данном случае считаем подменой понятий, не имеющей по собой юридического обоснования. Мы видим размещенные на федеральных сайтах официальные документы, в которых черным по белому написано: «эксперимент», без всяких условностей. При этом в пункте 2 Положения постановления 20-40 указано о добровольной основе участия в указанном эксперименте, что, по сути, предполагает информирование родителей и получение согласия на участие их детей в эксперименте по внедрению ЦОС.
Стоит заметить, что, согласно данному постановлению, эксперимент уже идет с 10 декабря 2020 года и продлится до 31 декабря 2022 года. Фактически Нижегородская область входит в число регионов - участников данного эксперимента, о начале проведения которого родителей никто не информировал. Также никто не запрашивал письменного согласия родителей на участие детей в эксперименте, что может также являться нарушением действующего законодательства. Почему этого также не делает образовательная организация, полномочия которой определены статьей 28 об образовании, на которую постоянно все ссылаются в своих многочисленных ответах, вопрос остается открытым. На него мы не получили ответа от Министерства. Есть еще один не менее интересный документ - проект приказа об утверждении стандартов Цифровая школа. На встречах с родителями в Министерстве образования Нижегородской области говорилось, что данный проект приказа не связан с ЦОС. Но мы ясно читаем в преамбуле документа, что данный проект приказа издан в соответствии с пунктом 5 Положения о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению ЦОС, утвержденного Постановлением правительства 20-40. Он предполагает оснащение школ, как раз-таки, современной техникой и технологиями, в том числе, и системой видеоаналитики, которая позволяла бы в круглосуточном режиме осуществлять мониторинг образовательного процесса, а также осуществлять распознавание лиц. При этом данная система может быть интегрирована, как там написано, с федеральной информационной системой биометрических данных МВД России для поиска преступников и подозреваемых, системами 112 и «Безопасный город».
Таким образом, изучив и проанализировав официальные нормативные документы и проекты документов, можно сделать вывод, что цифровая образовательная среда нацелена на то, чтобы все данные наших детей - персональные, биометрические, так называемая «цифровая биография» - были сведены в единую базу данных. Не напоминает ли эта база базу контингента обучающихся, на создание которой еще в 2016 году президентом было наложено вето в связи с вполне определенными рисками? Также встают вопросы: на каких платформах: российских или иностранных предполагается хранить все данные о детях? Кто будет иметь доступ к данным этих баз? Кто и каким образом будет отвечать за сохраность данных? Кто будет нести ответственность за наполнение и качество образовательного контента? Где гарантия, что цифровую биографию нельзя испортить, наоборот улучшить или удалить в чьих-то целях и интересах? Эти вопросы вполне обоснованны с учетом того, как часто в настоящее время сливаются в сеть любые персональные данные граждан из банковских и иных систем сбора и хранения информации.
Хочется также отдельно сказать о таком понятии как «образовательный контент». Согласно пункту 3 положения Постановления 20-40, «поставщики контента и образовательных сервисов - юридические и физические лица, в том числе, индивидуальные предприниматели». При этом, согласно Приказу Министерства просвещения 115, который вышел в марте, могут использоваться образовательные ресурсы также иностранных организаций. Возникает вопрос: будет ли проводиться экспертиза контента, поставляемого указанными лицами и организациями и кем? Например, в ответ на обращение родителей по качеству наполнения платформы «Сберкласс» Департамент цифровой трансформации больших данных Минпросвещения написал, что Министерство просвещения Российской Федерации не уполномочено проводить апробацию экспертизы контента платформ, разработанных частной компанией, производящей цифровые и программные продукты. Получается, что образование фактически может перейти в руки бизнеса? Который сам будет определять, чему и как учить наших детей? Невольно вспоминается доклад Агентства стратегических инициатив «Будущее образование: глобальная повестка», в котором говорится, что образование - это нераспакованная отрасль на многие миллиарды долларов. И первый, кто в нее пойдет, получит шанс захватить этот огромный рынок.
В заключение хотела бы сказать, что хотя в настоящее время цифровая образовательная среда не заменяет классно-урочную систему обучения, но она создает все условия для внедрения электронного образования и, в том числе, дистанционных технологий. И мы понимаем, что реализация цели проекта «Цифровизация образования» способна коренным образом изменить весь подход к получению образования.

ужасы нашего городка, социум, школа, образование

Previous post Next post
Up