«В Кремле нет стратегических союзов. <Только> временные альянсы»
Путин указал кланам на их место, спас Дмитрия Медведева и дал политическую страховку Вячеславу Володину. Политические итоги года от «URA.Ru В 2013 году в политической тусовке заговорили о том, что Владимир Путин стремительно теряет статус единственного и главного арбитра в войне между кремлевскими кланами. Аппаратные атаки на правительство, отставки губернаторов, борьба с коррупцией на разных уровнях власти, уход Владислава Суркова из Белого дома и его возвращение в Кремль, дело Анатолия Сердюкова, информационные вбросы про кандидатов в преемники, лже-отставка главы РЖД Владимира Якунина, усиление силовиков в регионах, ликвидация «РИА Новости» - создавалось ощущение, что в какой-то момент президент лишился контроля над внутриэлитной борьбой.
Читать целиком Вставьте этот код себе в блог. Получится красивая ссылка на статью "URA.Ru" c картинкой
Эта статья сейчас из кэша яндекса, с сайта она почему-то удалена Отставка министра обороны Анатолия Сердюкова ослабила позиции главы администрации. Ждали, что министр обороны сдаст свою даму, но он молчит, и дело рассыпается
Считается, что атака на Сердюкова была в том числе направлена и на ослабление позиций премьер-министра Дмитрия Медведева. В то же время, по информации источника «URA.Ru» в правительстве, в этом году политический триумвират образовывали Дмитрий Медведев, Евгений Школов, Дмитрий Рогозин: «Их альянс пролоббировал две крупные отставки октября: главы Роскосмоса Владимира Поповкина и главы Росграницы Дмитрия Безделова. Удар был нанесен по Сергею Иванову: оба ушедших чиновника считаются людьми из команды нынешнего главы кремлевской администрации», - поясняет собеседник «URA.Ru». Всем политологам при этом известно о премьерских амбициях самого Дмитрия Рогозина, но для решения тактических задач и ослабления других игроков это не помешало ему вступить во временный союз с Дмитрием Медведевым.
«Сейчас в Кремле не существует стратегических союзов. Поэтому нельзя говорить, что в течении года кто-то с кем-то постоянно против кого-то дружил. Но конфликтные линии изначально заложены в структуре администрации президента и в тех неформальных полномочиях, которые имеют ее руководители. Это выгодно, прежде всего, президенту, который действует по старой, но очень выгодной логике: разделяй и властвуй», - рассказывает директор Центра политических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин.
По его словам, с самого начала формирования АП в 2012 была заложена конкуренция между Сергеем Ивановым и Вячеславом Володиным (на фото). «Володин фактически стал отцом победы Владимира Путина по итогам выборов президента. Перед ним была поставлена стратегическая задача, чтобы Путин победил в первом туре. По ситуации на тот момент уверенности в успехе не было, были опасения по поводу протестов по образцу декабря 2011 года. Но Володин смог обеспечить такую победу: он исполнил те обязательства, которые взял на себя перед Путиным, с тех пор он пользуется широкой автономией и имеет постоянный доступ к телу президента.
Конкуренцию между ними мы могли наблюдать и в 2013 году. Но это не единственная и основная конфликтная линия в администрации президента: там все гораздо сложнее. Есть еще такие серьезные функционеры, как помощник президента Евгений Школов, первый заместитель администрации президента Алексей Громов», - описывает расклад политолог.
Одним из публичных проявлений конкуренции Иванова-Володина некоторые политологи, близкие к Кремлю, называют компромат на российских чиновников, опубликованный оппозиционным политиком Алексеем Навальным в своем блоге, где в числе прочих «статусным» героем расследования стал Володин - его дачу оценили в более чем 200 миллионов рублей. «Борьба за „чистоту“ российских чиновников - это сейчас конек Сергея Иванова. А после публикации компромата можно говорить о некоторых репутационных потерях Володина. Ни о какой коррупции речь, конечно, не идет, но осадок остался. Возможно, была сделана ставка на перераспределение полномочий в пользу главы кремлёвской администрации», - предполагает источник «URA.Ru».
Предложение Ольги Тимофеевой реформировать муниципальную власть было неожиданным только для слушателей. В Кремле сразу поняли, кто решил сохраниться
В разговорах с региональными чиновниками корреспонденту"URA.Ru" рассказывают, что конкуренция между Володиным и Ивановым ощущается и на уровне кадровой политики. В частности, они указывают на то, что арестованный мэр Астрахани по обвинению в коррупции Михаил Столяров был человеком Володина. «Борьба с коррупцией - это серьезный рычаг в руках главы администрации президента Сергея Иванова для того, чтобы разрушить монополию Володина на региональную политику», - предполагает один из вице-губернаторов, занимающийся внутренней политикой.
Но источники «URA.Ru», близкие к Кремлю, рассказывают, что в этом году Вячеславу Володину удалось получить у Владимира Путина главный козырь: пролоббировать муниципальную реформу. «Именно по его инициативе в присутствии Владимира Путина сопредседатель ОНФ Ольга Тимофеева на форуме „Народного фронта“ заявила о необходимости менять законодательство о местном самоуправлении. Путин принял этот месседж и заявил, что реформа должна пройти в 2014 году. Понятно, что фактически ее будет реализовывать Управление внутренней политики в АП: таким образом Володин получает безусловный иммунитет и укрепляет свой аппаратный вес на весь последующий год. Можно говорить о том, что на этом этапе атака Сергея Иванова на Володина сошла на нет», - предполагает собеседник «URA.Ru».
Политолог Александр Морозов перечисляет «производственные успехи» Вячеслава Володина в этом году: муниципальная реформа, работа с партиями, участие Навального на выборах мэра Москвы. «В этом году Вячеславом Володиным была организована встреча Владимира Путина с малыми непарламентскими партиями. Участие Навального в московской избирательной компании, которое лоббировал Вячеслав Володин, также было признано полезным и со стороны АП - и Сергеем Ивановым, и Владимиром Путиным. Если говорить о муниципальной реформе - курс Вячеслава Володина, который он объявил, о том, что оппозиция должна уйти на самый нижней уровень, также осуществляется. И даже партии с этим потихонечку соглашаются», - рассказывает эксперт. Но по его словам, в этом году, одинаково свои позиции усилили и Сергей Иванов, и Вячеслав Володин, и никакой реальной конкуренции между ними нет.
«Действительно, были публикации том, что Володин наращивает аппаратный вес и имеет далеко идущие политические планы. Но вряд ли это следствие какого-то конфликта с Ивановым. Скорее это говорит о том, что у Володина есть враги, которые хотели бы поссорить его с главой АП», - считает Морозов.
Уровень «рабочести» отношений главы администрации президента и его первого заместителя - одна из самых спорных тем Кремлелогии
Президент холдинга «Минченко консалтинг», автор доклада «Политбюро 2.0» Евгений Минченко также уверен, что между Сергеем Ивановым и Вячеславом Володиным не может быть никакой конкуренции: «Полномочия главы администрации президента таковы, что позволяют ему оставлять за собой последнее слово, если у него есть какие-то расхождения в позициях со своим первым замом. Сергей Борисович за последнее время сильно усилился: он поставил, в частности, своего человека на вновь созданное антикоррупционное направление (имеется в виду Олег Плохой, недавно назначенный глава управления президента по вопросам противодействия коррупции - прим. автора). Он очень серьезно сейчас занимается вопросами кадровой политики», - рассказывает политический консультант.
Также по его словам, за год серьезно выросло влияние главы главы «Ростеха» Сергея Чемезова. «Кроме того, в администрации президента есть очень сильный игрок, тоже первый заместитель Сергея Иванова Алексей Громов. Он бенефициар в этом году, потому что решил наконец ту задачу, которую сам перед собой ставил - о смене руководства РИА Новости. На самом деле, в Кремле есть достаточно понятное разделение обязанностей: общей координацией работы занимается Сергей Иванов, внутренней политикой - Вячеслав Володин, информационной политикой - Алексей Громов. Все три этих аппаратных игрока, присутствующих в АП, усилились», - считает Евгений Минченко.
При этом эксперт наблюдает негативную динамику уровня влияния у премьер-министра Дмитрия Медведева и главы Роснефти Игоря Сечина.
Дмитрий Медведев весьма профессионально отбил атаки, сохранил пост премьера и может остаться в этой должности еще и в следующем году
Уже давно ни для кого не секрет непримиримый конфликт в борьбе за влияние в сфере ТЭК между Сечиным и верным соратником Дмитрия Медведева вице-премьером Аркадием Дворковичем. И многие собеседники «URA.Ru» снижение влияния Игоря Сечина связывают как раз с тем, что Совет при президенте по ТЭК, созданный по инициативе главы Роснефти в пику Дворковичу, так и не смог стать работающей структурой.
При этом сама команда Медведева также подвергалась постоянным атакам со стороны различных групп влияния: скандалы вокруг «Сколково», уход из правительства Владислава Суркова, история с Уралкалием, несостоявшаяся отставка Владимира Якунина с поста главы РЖД, постоянные слухи об отставке правительства. Многие ждали от президента как минимум жёсткого разноса кабмину по итогам года за неисполнение майских указов. Но Владимир Путин только слегка коснулся темы во время Послания, а потом в рамках большой пресс-конференции и вовсе признал работу правительства удовлетворительной.
Источники «URA.Ru» в Белом доме связывают защиту президента с желанием Путина выровнять внутриэлитный баланс и вернуть рычаги управления политическими процессами. «Путин, на самом деле, стоял перед риском утраты своей роли внутриэлитного арбитра, где-то с осени 2012 года по лето 2013 года», - считает собеседник «URA.Ru». Эту же версию подтверждает директор Центра политических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин.
«Ситуацию нужно рассматривать в ретроспективе последних полутора лет - с августа 2012 года: тогда была вброшена первая порция слухов о скорой отставке Медведева, и после этого периодически эти слухи появлялись. Активизировалось лобби сторонников жесткого курса, которые выступают за отход от политики статус-кво, которой придерживается Владимир Путин, они лоббировали новую индустриализацию России на основе оборонно-промышленного комплекса и соответственно боролись за резкое закручивание гаек в политической сфере», - рассказывает политолог. По его словам, президент шел на поводу у сторонников жесткого курса до середины 2013 года. «Но к лету Путину все-таки удалось восстановить баланс: тогда системные либералы и хардлайнеры примерно сравняли счет. Осенью снова начались нападки на Медведева, но уже по экономическим моментам. Владимир Путин какое-то время выжидал, а потом последние месяца-два снова стал выравнивать внутриэлитный баланс», - поясняет эксперт. Этим он объясняет поддержку Путиным правительства Дмитрия Медведева.
Впрочем, по мнению наших источников в Белом доме, главный бонус, который получит по итогам годовой внутриэлитной борьбы премьер-министр - это расширение своей команды не только среди чиновников, но и бизнесменов. «Элиты получили знак от Путина, что Медведев все еще в игре, а значит, вокруг него можно объединяться и вкладывать ресурсы для усиления позиций премьер-министра», - предполагает собеседник «URA.Ru».
Айсель Герейханова, Михаил Вьюгин © «URA.Ru»
Версия для печати