Никогда не умели, нечего и начинать? Почему отечественные авто (почти) всегда уступали иномаркам

Aug 30, 2024 13:00


Обычно примерно так начинаются беседы на тему «Почему мы не умеем делать автомобили?» Мол, мы и буржуйские заводы строили в разные времена - то в Нижнем, то в Тольятти, и свои разработки доводили до серии, а получалось все время хуже, чем «у них». До поры, до времени это особо никого не раздражало: ведь мы, как в известной песне, делали ракеты и перекрывали Енисей. Именно эти задачи считались приоритетными. А вот сегодня, когда многое стало непонятным, тема автопрома стала многих раздражать. Мол, ну почему же мы никогда не умели делать автомобили?

Вообще-то, такая постановка вопроса не вполне правильная. Потому что в советские времена, как это ни странно звучит, мы реально производили автомобили, которые ездили по всей стране и при этом трудились в любых условиях. Более того, всегда работал наш автоэкспорт - пусть и в относительно скромном масштабе. Нравится это кому-то или нет, но по всей стране бегали именно ЗиЛы, ГАЗы, КрАЗы, ЛиАЗы, а вовсе не «китайцы». Да, это было натуральное хозяйство, но именно такое хозяйство посмеивалось над международными скандалами и санкциями. Шестизначные пробеги были обычным делом, технику чинили чуть ли не голыми руками, а бензин с дизтопливом стоил копейки. И все это тоже был автопром - пусть и не как у всех. При этом он медленно, но развивался. Случались даже прорывы мирового масштаба - взять ту же «Ниву» ВАЗ-2121.





В какой-то мере ситуация вполне устраивала руководство. Мол, личный автомобиль - дело десятое, а с грузовиками, да автобусами, и, конечно же, со спецтехникой у нас особых проблем не наблюдается. При этом, как уже говорилось, не было нынешней зависимости от импорта. Время от времени что-то подкупали - то аккумуляторные батареи, то оптику, но в основном речь шла о поставках из соцстран - дружба народов, в общем. А отсутствие в автомобилях какой-либо электроники для многих было большим плюсом, поскольку существенно облегчало ремонт и обслуживание машин вдали от центра.

В те времена наше натуральное хозяйство могло самостоятельно производить практически все. Не всегда должного качества, но зато - всё. Сегодня часто слышатся призывы возобновить производство каких-нибудь жигулей «пятой» модели. Однако уже не получится: кто сегодня сделает тот же карбюратор? Мировой автопром работает со многими производствами, раскиданными по миру - для нас этот путь сегодня закрыт. А без импорта нам никак не обойтись. Сами мы можем производить топливо, технические жидкости, электрические машины, аккумуляторные батареи, радиаторы, автостекла, несложную оптику, элементы салона, а также, с натяжкой, подшипники и редукторы. Двигатели тоже делаем, но хвалить их не хочется. В общем, даже при скромных объемах производства на полноценную машину всего этого не хватит.

Без импорта остается развивать производства у себя, но в успех верится слабо. До смерти нужны микропроцессоры, присадки к маслам, подушки безопасности - иначе, в самом деле, на выходе получится ухудшенный ВАЗ-2105.



Мы не производим автомобили потому, что они, уж извините, никому «наверху» особо и не нужны. Другое дело - спецтехника: тут работают и приказы свыше, и отсутствие проблем с финансами, и минимальные требования к дизайну и эргономике. А на практике нашенский заводик не желает самостоятельно делать даже электромагнитные реле: в Китае они на порядок дешевле. На руководящих постах засели не энтузиасты-бессребреники из кинематографа былых времен, а временщики с громадными окладами, привыкшие лишь сотрясать воздух на симпозиумах. Серийному отечественному автомобилю они предпочитают крутые иномарки в собственном гараже.

Они давно усвоили: купить проще, чем создать. Да и как молодому специалисту, верящему во что-то светлое, создать суперавтомобиль, если он работает на реальном, а не на вымышленном производстве? Пойти к начальнику и сказать, что ему для этого суперкара потребуется десяток микропроцессоров, которые у нас не производят? Что ему должен ответить начальник? И куда он его в итоге пошлет?

Сегодня, к сожалению, нам остается только глазеть на то, что уже обозвали «москвичом», и ждать, когда с конвейера сойдет нечто с шильдиком «Волга». Никакого прорыва эти события, конечно же, не создают и не создадут. Вот и получается, что советский автопром был не таким-то уж убогим, каким его часто считают.



Он, по крайней мере, был самодостаточным и независимым.

Что еще почитать:

Проект China Volga или зачем китайским автомобилям дают русские имена

Китайцам такое и не снилось: в чем АВТОВАЗ превзошел конкурентов

Платят копейки: почему российским автозаводам не нужны инженеры

СССР, российский автопром, 5 Колесо, авто

Previous post Next post
Up