Основную статью автоэкспорта в СССР составляли, конечно же, вазовские машины. В эпоху ВАЗ-2101 особых отличий у них не было - разве что ОТК работал повнимательнее, да сочетания цветом салона и кузова были не первыми попавшимися, а определенными. Само собой, все «Жигули» имели праворульные версии.
Позже начали выпускать экспортные модификации с определенными двигателями. Так появились ВАЗ-21013 с 64-сильным мотором 1,2 л (на ВАЗ-21011 стоял 69-сильный 1,3 л), ВАЗ-21033 с мотором 1,3 л, а также «шестерки» с двигателями 1,5 л (ВАЗ-21061) и 1,3 л (ВАЗ-21063). Нашему человеку было непонятно, зачем нужны слабые моторы, а иностранцы скрупулезно прикидывали размер налогов и стоимость топлива. Позже «слабые» шестерки вовсю стали продавать и у нас.
Из редкостей отметим экспортную ВАЗ-21073. На этой машине стоял 81-сильный двигатель объемом 1,7 л с системой моновпрыска топлива - первой на автомобилях ВАЗ.
Зачастую западные дилеры сами начинали прикрашивать советские машины - так появлялись клееные молдинги, виниловые крыши и люки. Из аксессуаров добавляли неплохие магнитолы, эффектные коврики на пол, литые колеса.
На машины для канадского рынка устанавливали каталитические нейтрализаторы, инерционные ремни безопасности и дополнительные сигнализаторы на панели приборов. Эти автомобили получили иные бамперы со встроенными габаритными огнями и указателями поворотов, но главное - на гидробуферах.
В 70-е гг., с прицелом на экспорт именно в Канаду и в США, собрали опытный ВАЗ-2103 с коробкой GM от модели FIAT 124 Special TC. Пару Лад с коробками GM и Borg Warner в качестве эксперимента сделала фирма SATRA - экспортер советских автомобилей в Великобританию. В 1987-м на ВАЗе срочно разработали документацию на ВАЗ-2107 с автоматической коробкой GM. Но этот проект продолжения не имел.
В дожигулевские времена для экспорта делали двухцветные Москвичи-407. Примечательно, что часть таких машин продавалась и на родине. А вот более мощные моторы на 52-54 л.с. до ума довести не удалось. Это отразилось и на более поздних Москвич-403. Для экспорта сделали Москвич-403ИЭ с широкой контрастной накладкой на борту, иными подфарниками и задними фонарями, крупной решеткой радиатора и наружными зеркалами. Такие машины продавали и в СССР.
Более поздние Москвичи-408 и -412 снаружи отличались дополнительным хромом. Часть экспортных Москвичей до 1970 года оснащали четырьмя фарами. Такие машины встречались и на внутреннем рынке. В начале 70-х некоторые экспортные Москвичи-412 украшали крупной решеткой радиатора. Такие машины тоже можно было купить и у нас. На экспортные Москвичи-412 стали ставить круглые циферблаты приборов.
Специально для экспорта придумали Москвич-2140 Люкс (он же 1.5 SL, заводское обозначение 2140-117). По технике машина почти не отличалась от стандартного варианта. Зато она получила более модный и нарядный салон, велюровую обивку сидений, улучшенный радиоприемник, модные бамперы (передний - со встроенными подфарниками), иные задние фонари, колеса, а также черный молдинг по борту. Часть машин красили эмалями «металлик».
«Волги» стали в 1956 году двухцветными - также в угоду экспорту. Причем первые такие машины в итоге остались в СССР - говорят, что негативную роль сыграла звезда на решетке радиатора. Решетку в итоге заменили, а на бортах появились молдинги, разделяющие цветовые зоны. Позже у партий машин для стран с тропическим климатом крыши стали красить в белый цвет. Экспортные машины отличали улучшенные материалы обивки и дополнительный хром вокруг ветрового и заднего стекол. А на машинах третьей серии еще и «крылышками» на передних и задних крыльях и надписью «Волга» на передних. Таких машин было много и в СССР.
Экспортные «Волги» ГАЗ-24 внешне почти не отличались от стандартных. Молдинги и модные колпаки колес ставили уже на Западе. Некоторое время на главном конвейере в Горьком в небольших количествах собирали машины с дизелями Peugeot, двухконтурными тормозами с двумя усилителями. Но такие автомобили в Союзе купить было невозможно.
Между прочим, на экспорт уходили и «Запорожцы». Для рынка Финляндии машины именовали Yalta (Ялта). С 1965 года делали экспортную версию ЗАЗ-965АЭ. Она отличалась декоративной накладкой на передней панели кузова (вскоре передок изменили на всех машинах), молдингом на борту, рулем с хромированным кольцом звукового сигнала, зеркалом на левом крыле. Часть машин получили оранжевые подфарники и форсированные с 27 до 30 л.с. моторы. Экспортные «Запорожцы» продавали и в Союзе. На версиях ЗАЗ-968АЭ и 968МЭ стояли 45-сильные двигатели под высокооктановый бензин с двухкамерными карбюраторами. Такие машины в Союзе встречались совсем редко.
Что еще почитать:
Какие автомобильные номера в СССР ценились больше всего Как Хрущев стал отцом украинского автопрома Почему чудо-вездеход Порше не помог немцам на Курской дуге