Оригинал взят у
diaphant в
Сколько демократии было в СССР? Часть 1. Что такое демократия?
На первый взгляд ответ очевиден - нисколько. И правда, откуда в тоталитарном Советском Союзе демократия? Но давайте попробуем более детально разобраться в этом вопросе.
В современном мире, многие понятия размыты и неточны, поэтому в рамках этой статьи нам придётся восстанавливать значение некоторых слов, что называется, с нуля. Вот например, расхожее понятие - демократия, что это такое?
На сайте democracy.ru есть раздел, который так и называется "Что такое демократия", в начале этого раздела даётся такое определение:
Понятие «Демократии» многогранно. Власть народа. Управление народа народом во имя народа. Как это понимают разные люди? Мы открываем эту страничку для тех, кто хочет понять - что такое демократия.
http://www.democracy.ru/curious/democracy/ А затем следуют пятнадцать статей, призванных объяснить суть этого явления. Некоторые описывают демократию, как набор институтов, некоторые, даже, как противопоставление тоталитаризму. Но в любом случае, такое большое количество мнений, однозначно говорит лишь об одном - суть этого понятия несколько сложней, чем мы привыкли считать.
В первой части этой статьи, я хотел бы просто понять, что же такое демократия?
Несмотря на различные трактовки, все исследователи сходятся в одном, демократия - это власть народа.
Теперь давайте подумаем, могут ли 100 миллионов человек принимать все решения в стране коллегиально? По средством референдума например? Конечно же нет. Управление государством требует специфических знаний во многих областях. К тому же часть информации приходится скрывать от широких масс населения, так как эта информация составляет государственную тайну и может быть использована против интересов страны.
Поэтому нигде в мире не работает
прямая демократия . Вместо этого все основные политические решения принимают специально отобранные для этого профессионалы. Это называется
представительная демократия, то есть именно та модель, которая в настоящее время работает во всех демократических странах мира.
Казалось бы, всё правильно. Специально обученные профессионалы, принимают сложные решения от лица народа, на благо народа. Однако ещё во времена зарождения политической социологии в конце 19-го начале 20-го века, такими учёными как М. Острогорский, Р. Михельс, Г. Моска и рядом других, было выдвинуто предположение о том, что любая политическая организация, рано или поздно, вырождается, и общество делится на правящий класс (элиту) и народные массы.
Среди неизменных явлений и тенденций, проявляющихся во всех политических организмах, одно становится очевидно даже при самом поверхностном взгляде. Во всех обществах (начиная со слаборазвитых или с трудом достигших основ цивилизации вплоть до наиболее развитых и могущественных) существуют два класса людей - класс правящих и класс управляемых.
Первый, всегда менее многочисленный, выполняет политические функции, монополизирует власть и наслаждается теми преимуществами, которые дает власть, в то время как второй, более многочисленный класс управляется и контролируется первым в форме, которая в настоящее время более или менее законна, более или менее произвольна и насильственна и обеспечивает первому классу, по крайней мере внешне, материальные средства существования и все необходимое для жизнедеятельности политического организма.
Г.Моска Правящий класс (1896 г.) Немецким учёным Р. Михельсом, даже был сформулирован
Железный Закон Олигархии, который описывает зарождение элиты на примере современных политических партий.
Ученый приходит к выводам, что в любой политической партии неизбежно появляется устойчивый круг людей, для которых руководство партийной организацией становится профессиональным занятием. Эта деятельность дает им материальныем блага, престиж, удовлетворяет их психологически. Постепенно "вожди" идентифицируют себя с организацией, а свои интересы отождествляют с интересами организации. Централизация, строгая партийная дисциплина, вызванная условиями политической борьбы, превращаются в средство закрепления господствующего положения партийных функционеров. Демократический контроль со стороны членов партии постепенно становится невозможным. Вожди, рассматривая организацию под углом зрения возникших привилегий делают все, чтобы сохранить её. Политика становится умеренной или даже консервативной. Делается сильный акцент на приспособление к окружающей социальной среде. Официально декларированные цели, программы, эгалитарная идеология внешне сохраняются, реально же происходит отказ от радикальных целей, ради осуществления которых создавалась партия. Такова суть явления, которое Р.Михельс определил как "железный закон олигархии".
http://www.vybory.ru/sociology/polit_obsh_rukmen.php3 Итак, мы видим, что рано или поздно в любом обществе образуется правящий класс. В разные периоды истории правящим классом был класс, состоящий из феодалов, ещё раньше из рабовладельцев, в современном мире это класс капиталистов или, как его называл Маркс, буржуазия.
Во все времена правящий класс должен был придумывать способы управления или подчинения народных масс. В разных обществах использовались разные способы. То, как это осуществляется в современном, демократическом обществе, описал Р. Михельс.
В условиях демократии вожди основывают свое право командования на фикции демократического всевластия масс.
С точки зрения теории, защита вождями принципа «требовать подчинения масс» абсолютно очевидна и безупречна. Но на практике если и не выборы, то перевыборы вождей массами совершаются всегда при такой сильной обработке сознания и различных способах навязывания идей, что свобода принятия решения оказывается при этом в значительной степени подорванной. Нет никакого сомнения в том, что в процессе развития партии демократическая система сжимается в конечном счете до прав масс самим выбирать себе в данный период времени господ, которым они после их избрания обязаны оказывать послушание.
Михельс Р. Социология политической партии в условиях современной демократии Хотел бы отметить, что это было написано в 1911 году, то есть ещё до эпохи телевидения и задолго до эпохи интернета.
Не смотря на то, что Р. Михельс - общепризнанный учёный, труды которого входят в программу многих ВУЗов мира, к сожалению, полностью его работы не переведены на русский язык. Книгу Р. Михельса "Социология политической партии в условиях современной демократии" на английском языке можно почитать
здесь.Итак, мы видим, что в любом обществе есть народ, лишённый фактической власти, и есть правящий класс, обладающий реальными рычагами контроля на деятельность государства и общества. Где в этом уравнении находится верховная власть?
Карл Маркс и Фридрих Энгельс в своём Коммунистическом Манифесте, так описывают роль верховной власти:
Современная государственная власть - это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии.
Коммунистический Манифест Стоит отметить, что в той или иной степени, любая верховная власть - представляет интересы своего правящего класса. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить историю Павла 1, против которого, был организован
заговор, верхушкой его собственного класса феодалов. То есть, даже монарх, в условиях абсолютной монархии не может проводить политику, идущую в разрез с интересами правящего класса.
Таким образом, из всего изученного материала, складывается следующая картина:
- Верховная Власть - представляет интересы правящего класса.
- Правящий Класс - контролирует тем или иным способом Народные Массы, с целью сохранения своего господствующего положения.
- Народные Массы - не имеют реальной власти и находятся в состоянии постоянного манипулирования со стороны правящего класса.
Это несомненно упрощённая модель, многие учёные отмечают, что правящий класс не монолитен. В современном обществе правящий класс, представляет из себя несколько конкурирующих и взаимодействующих групп. Однако, в широком смысле, эта схема применима к любому, из существующих или существовавших ранее государственных укладов. И в капитализме и в феодализме и даже в коммунизме существовал правящий класс, народные массы и верховная власть, представляющая интересы правящего класса.
Теперь мы вплотную подошли к тому, чтобы понять наконец, что же такое демократия? Где она "спряталась"? В приведённой выше схеме, есть лишь один шанс воздействия народа на власть - социальные лифты. В таком случае, демократия - это механизм формирования правящего класса. Если этот механизм подразумевает формирования правящего класса, элиты, на основе кадров из низшего класса, то такое общество можно считать демократическим. Если же социальных лифтов нет, то это диктатура правящего класса.
Вторая часть данной статьи:
Сколько демократии было в СССР? Часть 2. Какая демократия самая демократичная?