Политические действия как интенциональное и рациональное поведение
При самом широком подходе науку о политике интересует любое поведение людей, детерминированное политически и вызывающее политические последствия. Однако особое внимание она придает объяснению сознательного и целенаправленного поведения как «движущей силы» политических процессов. Мы будем исходить из того, что в соответствии с директивами активизма и гуманистического понимания политики политическим действием признается сознательное и целенаправленное (интенциональное) поведение, обладающее политическим значением, причем данное значение рассматривается на объективном и субъективном уровнях. О целенаправленном поведении можно сказать, что им являются осмысленные действия, имеющие определенный смысл для действующего субъекта (этот смысл заключен в цели действия), а также для других субъектов. Мы полагаем, что смысл действия относится прежде всего к сознанию его субъекта, хотя он, как правило, доступен и для других субъектов и поддается их истолкованию.
126
В понятийных конвенциях, ориентированных гуманистически, термин «действие» используется почти исключительно для описания целенаправленных и осмысленных действий. М. Вебер принял, например, следующую дефиницию: «Действием мы будем называть человеческое поведение (независимо от того, является ли оно внешним или внутренним, осуществлением чего-то или воздержанием), если и поскольку действующий субъект связывает (связывают) с ним определенный субъективный смысл» [Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Tubingen, 1952. 1. Halbband. S. 11.]. Аналогичным образом в праксеологии действие формулируется как «поведение, сознательно направленное на достижение цели» [Zielenewski I. Organizacja zespolow ludzkich. Warszawa, 1976. S. 183.]. Постулаты, выраженные в данных дефинициях, могут быть целиком отнесены и к определению политических действий.
Если, таким образом, признать понятие поведения самым широким, а поведение описывать в категориях действия, то среди действий мы вычленяем осмысленные действия как типичные для человека, особенно в социальных условиях. Понятия «смысла», «осмысленности» при таком подходе относятся лишь к человеческим действиям и их творцам. Повторим, что «данное действие осмысленно и, другими словами, имеет определенный смысл, если оно предпринято с четко осознанной целью, и при этом субъект данного действия думает, что осуществляя его, этой цели достигнет» [Wartosc-dzielo-sens. Warszawa, 1975. S. 22.]. В дальнейшем изложении мы будем пользоваться понятием смысла только в указанном значении.
Это понимание отличается от обыденных ассоциаций, связанных с понятием «смысла». Утверждая, что данное поведение лишено смысла и является бессмысленным, мы зачастую имеем в виду один из двух следующих моментов:
1. Поведение не ориентировано на конкретный полезный результат или даже стремится к вредному результату.
2. Поведение действительно направлено на достижение того или иного полезного результата, но осуществляется таким способом, который исключает его достижение. Во втором значении осмысленность действия зависит от его успеха: безуспешное поведение в этом значении тождественно бессмысленному. Представляется, однако, что для такой оценки лучше пользоваться иными понятиями - типа «эффективности», сохраняя понятие «смысла» для ответа на вопрос о намерениях действующих.
В представленной здесь конвенции смысл объясняемого действия обусловлен самим действующим субъектом (аналогичным образом - осмысленность действия), и мы
127
полагаем, что действующий субъект придает своим действиям определенный смысл. Следовательно, задача ученого состоит не в том, чтобы оценивать - имеет ли смысл данное действие (тем более в категориях эффективности), а в принятии принципа: действие всегда имеет смысл (в выше названном значении) и его необходимо обнаружить. Лишь тогда, когда мы убедимся без всяких сомнений, что с данным действием не был связан никакой смысл (или когда гипотеза об осмысленности действия окажется фальсифицированной), мы обязаны применить другой тип объяснения, чем объяснение в категориях смысла. А поскольку, как мы предположили, о наличии или отсутствии смысла можно говорить только тогда, когда мы имеем дело с действием, с которым (хотя бы в принципе) могло быть связано представление о цели и осознание способа ее достижения, постольку мы исключаем из множества осмысленных действий действия бессознательные, к которым может относиться приведенное выше понимание осмысленности.
Неясности и недоразумения вокруг понятия «смысла» часто связаны со смешиванием и отождествлением понятий «смысл» и «функция», в первую очередь при телеологическом понимании функции. Этим грешит не только повседневный язык, но и язык некоторых научных трудов, не способствующих строгости понятий. Мы будем четко различать оба указанных понятия. Понятия функциональности и афункциональности (дисфункциональности) используются в отношении к неосознанным действиям. Термины «смысл» и «осмысленность» применяются для обозначения сознательных, целенаправленных действий. Это не мешает признавать и доказывать, что одно и то же человеческое действие может быть одновременно осмысленным и функциональным (или афункциональным), если рассматривать его с различных точек зрения, а во многих случаях смыслом действия может быть именно реализация некоторых функций.
В пользу различения названных понятий говорят как онтологические (объективные или субъективные условия действия, объективно или субъективно определенная значимость его последствий), так и методологические соображения. А среди последних - не только требование терминологической строгости, но и конкретные последствия различения или отождествления данных понятий с целью объяснения человеческих действий. Смысл и функция принадлежат к различным типам объяснения.
128
Понятие «действия» мы здесь используем (особенно по отношению к политическим действиям) для обозначения осмысленных действий (множества действий). Понятие «смысла», конечно, не исчерпывает понятие «действия», однако представляет собой его необходимый элемент.
Определяя действие как осмысленное, мы учитываем три фактора: 1) сознательный характер действия, который означает: 2) его целенаправленный характер (действие осуществляется для достижения конкретной цели и при сознании указанной цели) и 3) знание действующего субъекта, убеждение в том, что данное действие приведет к достижению цели (с этой точки зрения бессмысленно такое действие, которое субъект совершает, несмотря на то, что осознает, что оно не приведет к желаемому результату) . Однако для объяснения политических действий недостаточны так определенные понятия смысла и осмысленности действия. В отношении политических действий мы допускаем, что они являются не только действиями (множеством действий) осмысленными. Мы предполагаем также, что политические действия по своей сущности рациональны. С другой стороны, осмысленный и рациональный характер действия еще не исключает, что оно может быть детерминировано другими факторами, например, подсознательными.
Особенности политических действий
Среди социальных действий в обыденном сознании политические действия выделяют «наряду» с экономическими, правовыми, познавательными, моральными, военными и т. п., как бы противопоставляя им последних. Объясняется это естественным стремлением к раздельным определениям и обретению «чистых» категорий. Но в применении к конкретному объекту исследования и при столкновении с действительностью такого рода условные различия оказываются обманчивыми. Нередко трудно провести механическое разделение между экономическим и политическим аспектом действия, между его правовой и политической сторонами. Вполне понятно, что различные сферы общественной жизни взаимно проникают друг в друга, а не только обусловливают. Разнообразные формы и области действия могут быть связанными в рамках разных типов общественной практики. Поэтому ошибочно уже в самом исходном пункте выделять политический тип действий
129
по критерию «объекта», на основе условного конструирования изолированных сфер общественной жизни или отождествления формы действия с его содержанием (т. е. целью, функцией, последствиями, социальной почвой). Одни и те же цели могут быть достигнуты различными средствами. Одни и те же функции могут выполняться в разных формах. Следовательно, не существует «специфическая», особая «политическая сфера», указывая на которую можно было бы выделить «чистый» тип политических действий.
Если обоснованно выделение, к примеру, трех сфер общественной жизни - экономики, политики и идеологии, то это еще не означает, что все без исключения виды действий, конституирующих названные три типа практики, можно классифицировать и приписать исключительно одной сфере. Специфичны только функции и формы функционирования отдельных систем общественной практики (для экономики - производство и воспроизводство материальных основ общественной жизни; для идеологии - производство форм сознания; для политики - производство социальных связей в условиях социальных различий, противоположностей и антагонизмов).
В такой же степени ошибочны попытки выделения политических действий на основе лишь определенного типа субъектов (например, обыденное представление о том, что политические действия связаны с властью, государством, партиями; или «решение вопроса» посредством указания на большие социальные группы, в первую очередь классы, как на окончательные субъекты политики, как будто они не являются одновременно субъектами экономики и идеологической практики). Для характеристики действия как политического несущественно, кто непосредственно его выполняет, для кого оно «разрешается» (если это вообще возможно вне сферы мнимых регуляций и «благих пожеланий»!). Недостаточно также установить окончательный субъект интересов, реализации которых объективно служит действие.
Что придает социальным действиям политический характер? Политическими действиями оказываются все те, что образуют элементы всей системы политической практики. Это действия, которые: 1) отличаются объективной функциональной связью (а в целом также субъективно-мотивационной и др.) с интересами больших социальных групп, прежде всего классов и слоев; 2) включены в объективное противоречие интересов (особенно экономиче-
130
ских) больших социальных групп; 3) влияют в результате вышеуказанных причин на условия интеграции всего общества. «Включенность в противоречия» означает, что политические действия вынуждаются различием и противоположностью интересов, социальной необходимостью их гармонизации, а функцией политических действий является как раз определенное согласование партикулярно-групповых интересов с общим социальным интересом в условиях соперничества, борьбы и сопротивления. Их общесоциальная значимость состоит в том, что политические действия создают постоянные структурные условии поддержания единства, которому угрожают противоречия интересов, конфликты и противодействие различных социальных групп.
В связи с этим становится ясно, что политические действия осциллируют вокруг власти, они связаны с функционированием руководящей системы общества (к этому вопросу мы вернемся при обсуждении типологии политических действий).
На каком основании мы причисляем то или иное действие к политическим? При объяснении действий, осуществляемых в политической сфере общественной жизни, нас интересуют одновременно и неразрывно как смысл (цель, интенция, мотивы) действий, реализуемых индивидами и институтами (организации и их органы), так и их объективные политические последствия. Лишь в методологических целях мы разделяем отмеченные два аспекта действий в различных типах объяснения. При функциональном объяснении мы называем политические функции данных действий. При гуманистической интерпретации - их политический смысл. Функционально-генетическое объяснение отвечает на вопрос: почему определенные типы политических действий распространяются или исчезают в рамках политического типа социальной практики?
При самом широком подходе в науке о политике подлежат объяснению все социальные действия и даже «чисто индивидуальные» (т. е. индивидуальные действия с индивидуальными целями), если только они обладают конкретным «политическим контекстом», т. е. политическими условиями, смыслом и последствиями. Причем приведенные три фактора могут совокупно (в конъюнкции или в отдельности) определять политический контекст действий. Политический контекст человеческих действий (их включенность в сферу политики) обусловлен
131
связью с потребностями, интересами и сознанием больших социальных групп или общества в целом - связью причинно-следственной, функциональной и мотивационной. Среди действий, включенных в сферу политики (или обладающих каким-либо политическим контекстом), мы выделяем такие, которые случайно оказались в сфере политики или же выражают закономерную, необходимую политическую связь сферы социальной жизни с другими сферами и с социальной жизнью в целом (соответственно связь политического типа социальной практики с остальными ее типами и с социальной практикой в целом), а также такие действия, которые специфичны для политической практики, имеют политический характер, поскольку осуществляются в соответствии с политическими целями и отвечают на определенные объективные потребности типа социальной интеграции, политического равновесия и т. п. Решающим для этой специфики является не форма, а цель и функция действия.
О действиях первого типа можно сказать, в лучшем случае, что они имеют политический контекст. Он характеризуется взаимозависимостью двух структур: 1) объективных макросоциальных условий и 2) идеологических предпосылок. Поэтому человеческое действие имеет политический контекст, когда оказывается существенным с точки зрения интересов больших социальных групп и общества в целом (по своим условиям и последствиям), а также когда оно оценивается с точки зрения потребностей и интересов больших социальных групп и общества в целом. Действия, имеющие политический характер, являются политическими в строгом значении этого слова. Такая квалификация обусловлена особым типом их субъективного и объективного контекста.
Для потребностей и интересов больших социальных групп, общества и социального развития неодинаковое значение имеют действия, осуществляемые с осознанием политических последствий и тем более с намерением вызвать такие последствия (т. е. действия с политическими целями и смыслом),- и действия людей и групп, которые ненамеренно, побочно, случайно вызвали политические последствия. Первые признаются существенными, закономерными, необходимыми факторами политической жизни, вторые представляют побочный, случайный фактор в сфере политики (что не перечеркивает значимость их последствий) . Разделение указанных двух видов действий чрезвычайно важно по методологическим соображениям.
132
Их разграничивает, например, К. Опалек, выделяя кроме политических явлений (определяемых в категориях сознательных и целенаправленных действий) явления политически значимые: речь идет о «категории сознательных и целенаправленных действий, которые вызвали неожиданные политические последствия» [Podstawy nauk politycznych. Warszawa, 1975. S. 66.]. Помимо действий, политический контекст которых состоит в том, что они имеют политический характер, существует также много действий, о которых можно сказать лишь то, что они являются политически значимыми (независимо от намерений или вопреки интенциям).
Итак, среди человеческих действий, включенных в сферу политики, можно выделить действия, предпринятые с политическими целями и намерением вызвать те или иные политические последствия, т. е. действия с политическим смыслом. Такие действия будем называть политическими. Существуют и действия с ненамеренными политическими последствиями. Промежуточный тип образуют действия с многообразным смыслом, в которых политический смысл оказывается второстепенным, побочным. Примером политических действий в принятом здесь значении может быть антивоенная демонстрация, голосование в парламенте, разрыв дипломатических отношений и т. п. В свою очередь к действиям, имеющим только политическую значимость, можно причислить, например, убийство государственного деятеля по личным мотивам (как месть за обиду, нанесенную в прошлом). Среди промежуточных действий находятся, к примеру, такие, как опубликование кинозвездой воспоминаний, которые ставят в двусмысленную ситуацию некоторых высокопоставленных лиц, если главным мотивом публикации была самореклама.
Естественно, все действия, обладающие политическим контекстом (как политические, так и политически значимые), имеют определенное политическое значение, хотя оно неодинаково с точки зрения действующих субъектов и объективных последствий. Исходя из совпадения или несовпадения намерений (смысл действий) и действительных результатов можно вычленить четыре категории действий, имеющих политическое значение: 1. Действия, осуществляемые в политических целях, результаты которых совпали (или идентичны) с целями, иными словами - действия, которые реализовали свой смысл. 2. Действия, осуществляемые в политических целях, последствия которых разошлись со смыслом, а именно, полити-
133
ческие действия, не реализовавшие своего смысла, 3. Действия, не имеющие политического смысла, но по своим последствиям оказавшиеся функциональными по отношению к потребностям и интересам больших социальных групп и общества в целом, т. е. действия, объективно выполняющие некоторые политические функции, независимо от сознания действующих субъектов. 4. Действия, лишенные политического смысла и по своим результатам дисфункциональные по отношению к широко понятой политической системе общества.
Категория действий первого типа соответствует практическим эффективным действиям (в политическом типе социальной практики) или эффективным политическим действиям. Категория 2-я - политическим неэффективным действиям. Категории 3 и 4-ю можно соответственно охарактеризовать как функциональные и дисфункциональные с политической точки зрения.
Наука о политике интересуется прежде всего политическими действиями (в вышеуказанном значении), затем - практическими, которым одновременно присущи политические цели (политический смысл) и политические последствия (функциональные или дисфункциональные в отношении политической системы), и, наконец, подлежат объяснению действия с непредвиденной политической значимостью.
При гуманистической интерпретации действий в сфере политики мы делаем предметом объяснения в первую очередь такие, которые осуществлялись субъектом в политических целях, с осознанием их политического смысла (политического характера целей); более того - такие действия, в которых субъект осознает их политические функции и связывает смысл действия с данной функцией. Гуманистическая интерпретация других («случайных» с точки зрения внутренних закономерностей политики как самостоятельной сферы общественной жизни) действий рассматривается как вспомогательная по отношению к истолкованию строго политических действий.
Таким образом, мы исходим из того, что политический характер человеческих действий определяется их политическим смыслом и политической функцией, при которых смысл выражает их социальный субъективный контекст, а функция - объективный.
134
Система политической практики
Ранее мы использовали понятие «общественная практика». Оно принадлежит к наиболее спорным в марксистском подходе общественным наукам. Однако, оставляя в стороне тонкие различия, будем понимать под ним взаимозависимость двух действий, состоящую в том, что во множестве результатов (материальных) одного из них находится, по крайней мере, один результат, который обусловливает какой-либо из результатов другого действия [Klawiter A. Problem metodologicznego statusu materializmu rycznego. Poznan, 1978.]. Совокупность названных действий служит производству условий существования рассматриваемой системы, воспроизводству, поддержке и преобразованию данных условий. Так сформулированное определение еще не имеет характера дефиниции, а представляет, скорее, постулат значения. Но на его основе можно анализировать понятия политической практики и ее системы.
Под политической практикой мы будем понимать продолжительность действий субъекта (субъектов), которые ведут к увеличению (уменьшению) целостности любого субъекта. Причем окончательный результат этих действий (интеграции - дезинтеграция субъекта, удовлетворение его основных, интегративных потребностей) обусловлен всеми частичными результатами (т. е. итогами отдельных политических действий).
Из указанного понимания политической практики вытекает понятие ее системы. Оно означает взаимозависимость всех реализуемых в обществе (в социальной системе) политических практик, состоящую в том, что конечные результаты политической деятельности отдельных субъектов предопределяют состояние общества как целого (сохранение или разрушение данного целого, реализация или нереализация общесоциальных потребностей и т. п.), а частичные результаты (отдельных политических действий) образуют рамки протекания и собирания итогов всех социальных (общесоциальных) процессов.
Роль отдельных субъектов, групп и социальных организаций (институтов) в опредмечивании общесоциальной политической практики вытекает из качества результатов их деятельности на политической арене и их собственной возможности к сохранению целостности.
Совокупность политических действий, осуществляемых в данном месте и времени в том или ином обществе на определенном этапе его развития, образует политическую практику - систему гармонизации социальных
135
интересов и производства условий целостности общества. Каждая социальная группа, которая достигла достаточного уровня субъективности, может претворять в жизнь свою партикулярную политическую практику. Это попытка максимализации собственных интересов, гармонизации условий своего существования с требованиями социального равновесия и общественного развития, поддержания и улучшения своего положения. Границы каждой из данных партикулярных практик определяют условия сохранения общества в целом. Они ограничивают в конечном счете деятельность отдельных групп, зависимых в своем существовании от общественного бытия. Непосредственной границей предстает конкретная расстановка сил, позволяющая группе достичь «больше» или «меньше» в зависимости от собственной силы и силы противодействия. Данная взаимозависимость практик отдельных социальных групп, а также координационная, интегрирующая деятельность руководящей системы общества (подчиненной определенному классу, но в то же время реализующей требования целостности общества на данном этапе развития) приводит к тому, что формируется система политической практики всего общества. Функция данной системы - гармонизация социальных интересов, что служит условием постоянного развития антагонистического и дифференцированного общества. Эта гармонизация есть результат агрегации и артикуляции интересов, их отбора с точки зрения общесоциальных потребностей и «пробивной силы» заинтересованных индивидов, а также координации и субординации.
Социокультурный характер политических действий
Политические действия по своей природе имеют социальный характер. Он выражается во многих аспектах. Во-первых, в социальной обусловленности (объективными потребностями и объективными условиями существования общества и социальных групп). Во-вторых, в том, что имеет коллективный характер либо представляет собой элемент совокупных действий и взаимодействия различных субъектов. В-третьих, в социальной мотивации или же в обязательной социальной обоснованности значимости, что является условием принятия и исполнения действий. В-четвертых, в том, что действия ориентированы исключительно на поведение партнеров и зависят
136
в своем протекании и целях от их поведения, а значит, принимают форму игры, основанной на предвидении социальной ситуации. Это многоуровневое предвидение приводит к тому, что в конце концов действие нередко оказывается суммой действий, выполненных потенциально или исключенных (из игры), плюс действия, выполненного эффективно. Отсюда вытекает, что политические действия имеют социальный и культурный характер. Их неотъемлемым элементом выступает не только сознание (самосознание, знание и рациональность), но и сознание социальной связи и знание правил, ею управляющих (возможность пользования ими).
Политические действия - элемент культуры прежде всего потому, что условием достижения поставленных целей будет соблюдение и реализация определенных правил культуры, функционирующих в данном обществе. Цель политического действия может быть достигнута, если:
1) субъект осознает цель и возможные последствия своего поведения, которое должно быть сознательным и интенциональным, а не автоматическим и инстинктивным;
2) адресаты, свидетели, участники и непосредственные исполнители действия поймут его смысл (цель, достижению которой оно должно служить, его причины, выражение и т. п.). Даже насильственные и принудительные действия не являются исключением: принуждение вместе с насилием становится действительно успешным в рамках функционирования конкретных социальных норм, признаваемых обеими сторонами. Поэтому политические действия не только рациональны, но и ориентированы на истолкование (правильное или ошибочное, например, когда сознательно направлены на то, чтобы перехитрить противника или общество). Условием эффективности таких действий служит знание субъектом данных правил и норм и хотя бы частичное соответствие его «культурной компетенции» с компетенцией соперников, союзников и противников, которое обычно называют «общим языком».
В результате сознание и коммуникация принадлежит к атрибутам политического действия. Никакое политическое действие не может быть сведено к своей «чисто физической» стороне. Действие - это система, в которой оно неразрывно переплетено с некоторым обоснованием, мотивацией, определенным способом взаимопонимания с партнером взаимодействия и, следовательно, с абстрактными ценностями, нормами, оценками и символами. Все эти элементы соотносятся с культурой и зависят от кон-
137
кретных особенностей, конкретной культуры. Характер, цели, формы, методы и средства политических действий обусловлены свойствами цивилизации, национальной и региональной культуры (особенно традициями), сознанием того социального класса, который ими заинтересован.
Характер духовной культуры общества (в том числе политической) устанавливает прежде всего образцы политических действий (т. е. схемы определенных действий, приписываемых конкретным целям и ситуациям) и правила их интерпретации (например, справедливые, демократические, честные и т. п.), а также механизмы выбора непосредственных типов действий в соответствии с моральными, традиционными и социотехническими критериями, образующими условия «допустимости», «приличия» и успеха. Тем самым культура очерчивает возможный состав политических действий, признаваемых успешными и допустимыми в данном обществе. Однако культура «сама по себе» не влияет на политические действия. Кто, как и в какой сфере относится к ее правилам, каков реальный, избранный состав политических действий, решают интересы больших социальных групп, расстановка политических сил и «крайние» условия существования общества.
К ОГЛАВЛЕНИЮ Полезные ссылки:
Для очень ленивых занятых:
квалифицированная помощь с курсовыми и дипломными работами Для очень умных: новинки и бестселлеры
alpinabook.ru и
Читай-город Доучиваемся онлайн со
sky.pro и
Нетологией Спасаем деревья и климат с
б/у электронными книгами