М. Карват, В. Милановски. Политические действия как элемент системы общественной практики. Часть 2.

Jul 03, 2024 12:27


Обусловленность политических действий

Политические действия всегда обусловлены объективно и субъективно. Субъективные условия могут быть правильным, но одновременно и ложным отражением объективных детерминант. Субъект действия может ценить нечто иное по сравнению с его потребностями, стремиться к другим целям, чем состояние вещей, необходимое для его существования, выживания и развития, может воображать себе нечто иное, нежели то, что существует в действительности. Эта ситуация расхождения между системой ценностей, знанием и стремлениями (и потому рациональностью) субъекта и его объективным социальным положением и объективными условиями существования определяется в марксистской теории как «состояние ложного сознания». Более тщательный анализ проблем, связанных с рациональностью или иными элементами субъективного контекста, здесь не требуется. Напомним только, что субъективные (сознательные) детерминанты действия, образующие механизм рациональности, состоят, с

138

одной стороны, из влияния систем ценности, с другой - из влияния знания субъекта на его поведение. Система ценностей образует каталог целей, к которым стремится субъект в отдаленном будущем, различные отношения, упорядочивающие данное множество целей, во главе с отношением предпочтений (которое определяет, что для субъекта важнее и ценнее вообще и в данный момент) и вытекающую отсюда иерархию целей.



Знание субъекта в строгом смысле слова - это не все его социальное (политическое) знание, включающее, например, социальный опыт, совокупность представлений и взглядов на социальную действительность, а только та его часть, которая непосредственно вплетена в действие и которую можно назвать «знанием об условиях действия». Она предопределена социальным знанием в целом и вмешательством ситуационных факторов. В это знание входят также иррациональные элементы (предрассудки, суеверия, мифы, стереотипы, предубеждения). Таким образом, это, с одной стороны, знание о границах возможных действий (которые может и хочет осуществить субъект), а с другой - знание о возможных последствиях возможных действий. Безусловно, оба типа знания исторически и ситуационно релятивизованы. Субъект осуществляет действия, руководствуясь в конечном счете обдумыванием, чего он может и хочет достичь, стремясь при этom к выбору действий, которые ведут к наиболее для него желательным последствиям.

Как система ценностей, так и знание внутренне дифференцированы по отношению к непосредственным субъектам действий (малым группам, индивидам), являются как бы «многослойными» и потому нередко внутренне противоречивы. Стремления и знания индивида могут не совпадать с его задачами и понятиями, с его знанием как «официального лица» - представителя органа или института. Элементы индивидуального знания, детерминированные классовой и групповой принадлежностью и идентификацией, могут не совпадать с теми, которые связаны с национальной принадлежностью, и особенно с теми, которые вытекают из выполнения некоторой роли в политической организации. Поэтому столь важно при объяснении политических действий воспроизведение внутренней структуры системы ценностей и системы знаний субъекта в целом, а затем - определение, какой из факторов - какого уровня принадлежности и идентификации - оказался доминирующим.

139

Гуманистическое объяснение, указывающее на субъективные побуждения действия (мотивы, интенции, стремления, познавательные предпосылки, влияние эмоциональных факторов и т. п.), необходимо, но недостаточно для ответа на вопрос: почему данное действие было предпринято? Надо обнаружить те социальные обстоятельства и механизмы, которые объективно делают это действие нужным и возможным.

Объективные детерминанты действия также образуют систему. С одной стороны, действие стимулируется объективными социальными потребностями, с другой - приводит к результату тогда, когда позволяют объективные социальные возможности. То и другое обусловливают действие как сложную систему.

Система социальных потребностей определяется не только их каталогом: непосредственно действующего субъекта, большой социальной группы, которую он представляет, и общества в целом, но и зависимостями между содержанием и условиями удовлетворения отдельных потребностей (одних и других субъектов). В реальности каждое действие связано с совокупностью потребностей общества в целом, конкретной социальной группы и действующего субъекта. Характер осуществляемого действия определяется тем, какая из данных потребностей будет важнейшей в данной ситуации, а также тем, что ее ограничивает. Система возможностей - это, во-первых, объективно возможная сфера действия субъекта (независимая от его стремлений, самоопределения и т. д., но зависимая от его фактических способностей, умений и уклада общественных сил); во-вторых, объективно возможные (независимые от реальных или нереальных желаний и ожиданий) результаты действий, которые действительно может осуществить субъект.

Итак, политическое действие необходимо тогда, когда оно происходит под влиянием социальных потребностей (особенно - острых потребностей отдельных больших групп), а возможно тогда, когда обнаруживается соответствие данных потребностей с общесоциальными, с наличием общественных и собственных средств и с соответствующим реальным укладом сил (например, способность преодолеть ограничения в собственных рядах, преодолеть сопротивление противника и т. д.). Объективный механизм, обусловливающий политические действия, можно назвать «механизмом функциональности», поскольку он создает социально необходимые или, по меньшей мере,

140

социально возможные действия, помещающиеся в рамках условий целостности общества. Этому не противоречит стремление отдельных групп к нарушению общесоциальных интересов во имя воплощения партикулярных, ибо ограничением (сильным или слабым) партикуляризма становится сам процесс политической борьбы.

Таким образом, можно сделать вывод, что политическое действие - специфический тип общественной политической активности, характеризующийся постоянством, внутренними и внешними связями, некоторым уровнем институционализации и направленностью на потребности социальных общностей (групп, институтов или всего общества). Невозможно объяснить политические явления без указания зависимостей между потребностями и активностью, между условиями существования, общественным бытием отдельных общностей и постоянной и организованной (объективно) деятельностью путем стремления данных общностей к сохранению и развитию их целостности.

Социальные потребности определяют активность объективно, т. е. независимо от взглядов, убеждений и стремлений отдельных субъектов. Однако это определение не является фаталистическим. Потребность сама по себе не устанавливает пути социальной деятельности субъекта непосредственным, автоматическим и однозначным способом. Так происходит лишь тогда, когда потребность осознана, когда субъект осмыслил свои объективные потребности и социальные интересы и преобразует их в мотивы и стимулы своего действия. Определение действия через социальные потребности означает: 1) что в системе общественной практики реализуется активность, отражающая все важные социальные потребности (потребности всех элементов социальной системы: классов, слоев, групп и институтов); 2) что если не произойдет преобразование какой-либо жизненно важной социальной потребности в активность, если субъекты данных потребностей потеряют самосознание и перестанут соблюдать свое место и роль в общесоциальном процессе, то этот процесс перейдет в состояние неравновесия и кризиса.

Иными словами, в нормально функционирующем обществе бывает так, что отдельные субъекты приводят в движение социальную активность, направление которой определяется их собственными потребностями. А бывает и так, что приводят в движение активность, направление которой обусловлено потребностями других субъек-

141

тов. Однако состояние равновесия продолжается только до того момента, пока все существенные социальные потребности удовлетворены (безразлично кем, в течение непродолжительного времени). Если исчезают условия реализации данных потребностей, исчезает и социальное равновесие.

Проведенный анализ может вызвать сомнения. Прежде всего - от столкновения с широко распространенным тезисом о динамическом и активизирующем влиянии социальных потребностей на социальные процессы. Обычно говорят, что удовлетворение потребностей вызывает новые потребности, требует подходить к ним как к неудовлетворенным и тем самым двигать вперед процесс социального роста. Но в действительности дело обстоит несколько иначе. Потребности есть выражение условий существования. От существования отдельных субъектов (или всего общества) зависит протекание экономических процессов. Однако решение социальных противоречий непосредственно связано не с удовлетворением потребностей (это функция экономического процесса), а с процессом их выравнивания и гармонизации.

Виды политических действий

Возможны различные типологии политических действий. В соответствии со степенью сложности можно выделить «простые» и сложные действия. Определение «простые», конечно, условно, так как политические действия по своей природе отличаются большой сложностью структуры, вытекающей из функций, целей, характера субъектов и сферы действий. Однако есть действия более простые и более сложные. К «простым» можно отнести те, в которых ведут к цели действия однородные (того же самого типа), связь между действием и результатом имеет более непосредственный характер (например, немедленный эффект данного действия), разделение труда внутри общности менее сложное или которые представляют собой индивидуальные действия. Но в политике преобладают действия с высокой степенью сложности: многоразовые, многоэлементные, многоэтапные, многосубъектные. Политика каждого субъекта есть определенная длительность, а не сумма единичных действий. Характер цели (степень общности и сложности, краткое или длительное время реализации, связь условий успеха) разделяет действия на стратегические, оперативные и тактические. В

142

любом случае политические действия имеют характер взаимодействия многих индивидов или групп, а трактовка их как одного действия обусловлена как кооперацией, так и координацией, организацией отдельных действий в целостность, подчиненную одной цели.

С точки зрения вида, числа участников и взаимозависимости субъектов, участвующих в действии, можно выделить индивидуальные, коллективные, групповые и тотальные действия. Индивидуальные - это целенаправленные действия, реализуемые не только индивидами (любые действия осуществляются индивидами), но именно такие, что совершаются «на собственный страх и риск» в отличие от индивидуальных действий, которые имеют подчиненный характер. Таким действием может быть, например, индивидуальный акт протеста, личная манифестация собственных взглядов, отставка политика под влиянием самостоятельно принятого и индивидуально мотивированного решения.

Коллективные действия не тождественны групповым. Коллективные действия - это сумма индивидуальных, нередко подобных или идентичных, с минимальной степенью организации. Чаще всего такие действия спонтанны, стихийны, не образуют «рациональной», намеренной целостности: к примеру, стихийно возникшая демонстрации под влиянием настроений, массовых эмоций, временной и частично случайной общности цели. «Субъектом» (в кавычках, ибо сущность субъективности исключает такую квалификацию) коллективных или массовых действий являются толпы, скопления и тому подобные сборища людей - коллективы с непостоянной, преходящей и ограниченной связью.

Групповые действия - это те, субъектами которых выступают социальные группы, общности с определенным самосознанием, устойчивым единством и организацией. Обычно подобные группы целенаправленны и формализованы (как непосредственные субъекты). Различные действия отдельных членов и частей таких групп образуют <планированное и скоординированное целое.

Тотальные действия (названные так, чтобы не употреблять понятия «общесоциальные», которое вводит в заблуждение, поскольку общесоциальными признаются все политические действия) - это такие, в которых в качестве субъектов участвуют все социальные общности, группы, институты и организации.

Разумеется, такие действия встречаются редко, однако и они заслуживают

143

внимания. Их отличают необычная концентрация действий и поведения, огромная вовлеченность всех участвующих субъектов. Они представляют собой движущую силу, формирующую новые социальные ситуации, новые политические и идеологические системы и даже новую аксиологическую практику. Типичные «тотальные» действия - это, к примеру, оборонительная, народно-освободительная война или революция.

Действия индивидов и групп могут быть институционализованы или неинституционализованы. Так, тотальные действия могут не подлежать ииституционализации, хотя они не являются неинституционализованными. Институционализованные действия подлежат каким-либо ограничениям и специализации. Ограничения относятся к способу проведения, соответствующего типу ситуации и задач, и находят выражение, например, в правовых и внутриорганизационных предписаниях (уставах, инструктажах), в традиционных нормах, праксеологических директивах, дипломатическом протоколе. Ограничение образцов действия связано с ограничением компетенции: выделяются органы и организационные единицы, соответствующие данному типу задач; субъекты, для которых гарантировано право на тот или иной тип действий. С этим связана специализация: вместо осуществления разнородных произвольных действий отдельными субъектами возникает ситуация, в которой конкретные задачи реализуются строго определенными субъектами.

В отличие от институционализованных неинституционализованные действия характеризуются низшей степенью координации, плановости и ограничений, специализации и большей спонтанностью. Такие действия могут быть связаны как с решением проблем, не предвиденных данным «кодексом» и организационной структурой, так и с нарушением норм и институциональных компетенций, к примеру, по принципу противодействия или альтернативности. На фазе формирования социальных движений преобладают неинституционализованные действия, а по мере укрепления, кристаллизации действий звеньев и всей деятельности движения они подвержены далеко идущей институционализации.

Учитывая влияние субъекта, осуществляющего действие, на определение его целей, форм, методов, а также объективную связь между интересами действующего и результатами его действий, мы разделяем суверенные и несуверенные действия. Суверенным является действие,

144

цель (цели) которого соответствует стремлениям исполнителя, участника, а результаты - его объективному интересу. Иначе обстоит дело в несуверенном действии. Если субъект имеет незначительное или ограниченное чужой волей и давлением влияние на конечную цель и непосредственное протекание своего действия, то его также можно определить как несуверенное (если даже оно служит его интересам) прежде всего потому, что оно несамостоятельное. Однако, с другой стороны, самостоятельное действие тоже может быть несуверенным, когда субъект «самостоятельно и независимо» стремится к целям, не соответствующим его интересам, а согласующимся с запрограммированной и неосознанной чужой целью. Суверенным действием может быть не только самостоятельное и полезное для субъекта, но и подчиненное, если субъект сознательно и в результате свободного выбора принимает его цель и средства.

Весьма различаются между собой добровольные, навязанные и принудительные действия. Принудительные отрицают добровольные, поскольку определяются необходимостью реализации чужой воли вопреки собственной. Навязанные действия принадлежат к опосредующей категории: под влиянием чужого давления в них модифицируется и ограничивается собственная воля и самостоятельность субъекта, однако не до такой степени, чтобы эти действия не вытекали из его собственных решений.

В соответствии с последствиями надо также проводить различия между политически односторонними и двухсторонними действиями (метафорически можно говорить о «поворотных» и «бесповоротных» действиях, которые характеризуют отношение с формальной стороны). Односторонние не вызывают реакции партнера, соперника, противника, а если даже и вызывают, то такая реакция не модифицирует самого действия. Двухсторонними называются действия, которые представляют собой выражение опосредованного или непосредственного согласования с другой стороной и в любом случае учитывают в своем поведении и целях (до, в ходе и после) поведение другой стороны.

Собственно говоря, все политические действия (в принятом понимании) являются намеренными и умышленными, но различаются между собой в зависимости от того, вытекают ли они из ранее поставленной цели или вызваны и как бы вынуждены определенной ситуацией, событием. Поэтому мы по-разному трактуем намеренные

145

и вынужденные (в смысле влияния, давления событий, а не субъектов) политические действия.

Исходя из того, что политические процессы сосредоточиваются вокруг руководящей системы общества и связаны с отношениями власти в государстве (доминирование - подчинение, координация, регуляция общественной жизни и практики отдельных субъектов), можно выделить три основных типа политических действий:

1. Осуществляемые в рамках руководящей системы, связанные с внутренними механизмами функционирования органов власти (представительских и исполнительных), партийных систем, систем управления и т. д., т. е. с процессами организации политической деятельности, формирования и изменения институциональных структур, отбора кадров, программ и т. д,

2. Осуществляемые руководящей системой в отношении «среды». Эти действия связаны с процессами принятия и выполнения политических решений, завоевания поддержки, формирования политического равновесия в обществе и стремлениями руководящего центра к укреплению своего положения и оптимизации действий.

3. Действия, направленные от социального окружения к руководящей системе. Они связаны с формированием и изменением отношений политического представительства, политического контроля, артикуляции социальных интересов, общественного мнения и т. д. К данной категории следует также отнести действия, вызванные необходимостью создания альтернативных центров власти, опирающихся на ту же самую или конкурирующую социальную базу.

С точки зрения степени открытости мотивов, целей, процессов и даже результатов нужно различать явные и скрытые, замаскированные действия. Между ними находится категория мнимых действий - явных, но декларирующих иные цели и поведение, нежели поставленные и действительные. Степень идентификации с целями и степень их единства (когда имеется несколько различных целей, а иногда и субъектов), а также характер толкования их смысла адресатами, свидетелями и участниками, позволяют разделить политические действия на однозначные и многозначные.

Политический характер действия наиболее тесно связан с его вплетенностью в отношения интересов больших социальных групп. Поэтому в зависимости от типа данного отношения (единства, совпадения,  различия, противопо-

146

ложности и антагонизма интересов) политическое действие, которое по своей природе является взаимодействием, приобретает различный характер. Можно говорить о позитивном взаимодействии (к примеру, союз, поддержка, помощь), соревновании (конкуренция, соперничество) и борьбе. При соревновании стремления субъектов частично исключают друг друга, однако присутствует все же минимальная сфера общих интересов, например, в форме предельных условий собственного существования. Борьба характеризуется абсолютным взаимоисключением целей и в отличие от соревнования (при котором стремятся ограничить силы соперника и затруднить реализацию его целей), как правило, направлена на дезинтеграцию или уничтожение противника. При соревновании соперник может быть, в крайнем случае, противником. В борьбе противник становится врагом. Политическая борьба охватывает все три явления: союз, соперничество и острую борьбу  («войну»).

Политические действия могут быть конструктивными и деструктивными, нацеленными на достижение результатов, полезных для действующего субъекта, среды, партнеров, укрепления определенных отношений, развития конкретных структур и т. д. А могут быть направлены и на разложение отдельных связей, ликвидацию организационных и социальных структур, элиминацию тех или иных явлений и даже субъектов из сферы влияния и публичной жизни в целом. Политические действия могут способствовать реализации конкретных целей, а также противодействовать их достижению. Могут служить как взаимопониманию и сотрудничеству, так и противопоставлению и конфронтации. Политические действия не только вытекают из определенных объективных социальных противоречий и конфликтов, но и обладают возможностью усиливать и даже искусственно создавать подобные конфликты (конфликтные действия).

В соответствии с взаимозависимостью интересов одного и другого субъекта политическое действие может служить субъективации или объективации партнера, адресата и исполнителя. Форма объективации (лишение воли, использование и т. п.) может выражаться в непосредственном и явном насилии, скрытом управлении поведением субъекта (исключая его сознание и вопреки его интересам), именуемом «манипуляцией».

Политический субъект действует. Политическое действие, способность к его принятию и осуществлению вы-

147

ступает одним из факторов формирования субъективности в сфере политики. Данный момент еще раз подчеркивает диалектический характер зависимости в сфере социальных явлений. Нам он, однако, нужен для того, чтобы показать еще одну типологию политических действий. Она представляет собой дополнение и - в некоторой степени - результат ранее сделанных различий.

В начальный момент своего существования группа (институт, индивид) принимает в политике пассивное участие, как объект воздействия или влияния. Но уже такой предметный подход и необходимость (со стороны других субъектов политического действия) «считаться» с чем-то новым свидетельствует о коренном изменении на политической арене. Требуется учитывать новую группу потребностей и интересов как фактор, корригирующий собственные политические действия.

В огромной массе политических действий можно последовательно вычленить определенные типы, соотнесенные с действующим субъектом и с субъектом, «пользующимся» результатами этого действия. Ими оказываются политические действия, связанные с:

1) реализацией субъективности больших социальных групп (основных при данном способе производства; например, в социалистическом обществе такой БСГ является рабочий класс) посредством их собственных социальных институтов. В качестве примера назовем действия коммунистической партии, организующей пролетариат для борьбы за его долговременные интересы, а затем для социалистического строительства; действия буржуазного правительства, направленные на ослабление рабочего движения в своей стране;

2) политизацией основных классов, но реализуемые при помощи социальных институтов других больших социальных групп. Например, использование большевистской партией недовольства крестьянства при преобразовании буржуазной революции в социалистическую; использование буржуазией левых (мелкобуржуазного института) для ослабления революционного движения;

3) целями, которые достигаются при посредстве политических институтов основных классов (призыв в коммунистическую партию; действия государства, стабилизирующие политическую систему и т. п.);

4) политизацией неосновных больших социальных групп, но осуществляемые через политические институты основных классов.  К примеру, всем известное воплоще-

148

ние буржуазных (по своей сути) постулатов и целей русского крестьянства через Советскую власть;

5) совокупностью неосновных классов и реализуемые через их собственные социальные институты;

6) целями, которые претворяются в жизнь через социальные институты неосновных классов и других больших социальных групп (например, молодежи, национальных или этнических меньшинств).

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Полезные ссылки:

Для очень ленивых занятых: квалифицированная помощь с курсовыми и дипломными работами

Для очень умных: новинки и бестселлеры alpinabook.ru и Читай-город

Доучиваемся онлайн со sky.pro и Нетологией

Спасаем деревья и климат с б/у электронными книгами 

Макаренко, Политология

Previous post Next post
Up