Можно считать это наблюдение продолжением постов о контекстуальном восприятии книг (
1 и
2). А можно - об изменении русского языка под влиянием времени.
Ребёнку задали на каникулы прочитать несколько классических детских произведений. Среди них "Дядя Стёпа".
Читал вслух и периодически останавливался и спрашивал значения некоторых слов. Вот их список:
- полустанок,
- кочегар,
- нарочно.
"Полустанок" и "кочегар" я понять могу.
Кочегар (на поезде) - устаревшая профессия. Сейчас в европейской части России локомотивы - электровозы. А раньше - паровозы были. На них, кроме машинистов, кочегары работали, уголь или дрова в топку бросали. Вот так, вспоминая сведения из детских энциклопедий по технике, мы с ним разобрали значение слова "кочегар".
Полустанок поставил меня в тупик. Бабушкин ответ "Маленькая станция" ребёнка не устроил. Он спросил:"А на сколько маленькая?"
Пришлось гуглить. Нашла один
форум, из которого узнала, что
"Полустанок" - это разговорный вариант официального термина "полустанция". В конце 19 - начале 20 в. железнодорожные станции делились на классные станции (с 1 по 4 класс), полустанции, остановочные пункты и платформы. Класс станции устанавливался исходя из объема движения. От него зависели строительные размеры станции (например, внутреннее помещение пассажирского здания станции 1-го класса должно было быть не менее 150 кв. саженей, а полустанции - 30 кв. саженей) и штат служащих. Правда, в течение ХХ века классификация менялась. Сейчас мне кажется, что остались только станции и платформы. А вообще спрошу у работников РЖД при случае. Но хотя бы на 50% разобрались.
А вот слово "нарочно" просто стало уходить из разговорного языка. Помню, что в моём детстве мы его часто использовали в игровых разборках "Ты мне нарочно на ногу наступил!!!" - "Нет, не нарочно!!!".
А вот дети с друзьями в разборках такого рода используют слово "специально".
Вот так уходят слова из языка.
P.S. "Дядю Стёпу" я детям читала вслух несколько раз. Почему тогда вопросы о значениях незнакомых слов не возникли?
А при самостоятельном чтении - возникли.