Можно считать это наблюдение продолжением постов о контекстуальном восприятии книг ( 1 и 2). А можно - об изменении русского языка под влиянием времени. ( Read more... )
Могу предположить, что при чтении вслух вопросов не возникло, т.к. дети не аудиалы, т.е. эти слова вообще пропустили/не обратили на них внимания. А при самостоятельном чтении просто увидели и поняли, что не знают.
Вот интересно, почему? Ведь из того, что я читала вслух из детских энциклопедий, многое запомнил. И после чтения вслух общее представление о содержании остаётся. А вот слова...
Думаю, что при восприятии на слух они просто стараются понять суть и делают это с помощью знакомых слов. А когда читают, то видят уже текст под другим углом, становится интересно, почему так написано?
Для оценки того, как меняется частота использования слов со временем, есть специальные инструменты. Например - google.trends: https://trends.google.com/trends/explore?date=all&q=Нарочно Судя по этим данным, начиная с 2004-го частота запросов со словом «нарочно» только растет. Так что у тебя какое-то локальное отклонение наблюдается.
А вот как раз наоборот, мне кажется. Сужу по виду запросов: отдельно слово или устойчивое выражение и с его участием. Тенденциювой я бы объяснила так. Поколение, умеющее гуглить, в быту утратило значение этого слова и устойчивых выражений с ним. А так как классические книги, учебники (созданные предыдущим поколением) его содержат, то для понимания текста надо знать его значение. Вот и гуглят.
Так же, как и я в этом примере слово "полустанок". Ещё лет 30 назад оно было на слуху: фильмы, песни, радиоспектакли... А сейчас - нет. А как объяснить его значение ребёнку? Ну, либо толковый словарь, либо гуглить.
Вполне возможно. Интерпретировать такие графики сложно. То есть данные-то вот они, но что они значат... Я еще подумал, что могу даже на своем сайте выявлять подобные тренды. Можно было бы придумать какую-нибудь меру сложности слова, которая бы считалась для каждого возраста независимо. Тогда если эта мера с возрастом убывает, значит, слово из молодежного лексикона уходит. Вполне себе идея для исследования.
Comments 12
Reply
Reply
Да, у нас тоже так. Сейчас сам читает и вопросов вал. Когда я читаю, все сквозь проходит, видимо.
Reply
Ведь из того, что я читала вслух из детских энциклопедий, многое запомнил. И после чтения вслух общее представление о содержании остаётся.
А вот слова...
Reply
Reply
Reply
https://trends.google.com/trends/explore?date=all&q=Нарочно
Судя по этим данным, начиная с 2004-го частота запросов со словом «нарочно» только растет. Так что у тебя какое-то локальное отклонение наблюдается.
Reply
Так же, как и я в этом примере слово "полустанок". Ещё лет 30 назад оно было на слуху: фильмы, песни, радиоспектакли... А сейчас - нет. А как объяснить его значение ребёнку? Ну, либо толковый словарь, либо гуглить.
Reply
Я еще подумал, что могу даже на своем сайте выявлять подобные тренды. Можно было бы придумать какую-нибудь меру сложности слова, которая бы считалась для каждого возраста независимо. Тогда если эта мера с возрастом убывает, значит, слово из молодежного лексикона уходит. Вполне себе идея для исследования.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment