[ухохочешься, или О возможности философского экуменизма]

Jun 12, 2009 17:25


«Из 58 статей, опубликованных отечественными авторами в зарубежных философских журналах в 1993-2006 гг., только пять получили хотя бы одну ссылку. Из этих пяти статей две были посвящены гендерным исследованиям и не имели никакого отношения к философии. Оставшиеся три статьи приведены в табл. 16.
Строго говоря, за 15 лет лишь одна публикация ( Read more... )

философия, "научная жизнь", философы, (не)специфика русского ффствования, методология

Leave a comment

troposfera June 15 2009, 06:23:48 UTC
Опять несогласна. А как философия национаьная возникла из философии греческой? Как плохой перевод?

Я думаю, что это проблема философов в России - что они позволяют себя хлопать по плечу. Есть такие, которые выступают на равных. Или не выступают, но скоро выступят. В этом виноваты сами философы в России, которые не хоят печататься и не печатаются на англ. яз. и на коаком -либо другом яз., предпочитая ругать всех сидя тут.

Reply

4elovek_voobshe June 15 2009, 10:31:41 UTC
- «А как философия национальная возникла из философии греческой? Как плохой перевод?»
- Истину глаголешь :)

Если же вернуться в наши времена, то факты упрямая вещь.
Хоть митингуй, хоть объявляй голодовку, но убогая цифра в 62 статьи за 15 лет должна дать повод для подумать.
[62 статьи в собственно зарубежных журналах из базы данный WoS за 1993-2008 гг.
Для сравнения: за тот же срок были и другие не кириллические публикации - в переводных «Вопросах философии»: 435 статьи и в серии «Russian Studies in Philosophy»: 128 статьи (кстати вопрос: кому они были интересны, кроме самих авторов, да и то, наверное, лишь как повод расширить собственную библиографию «на иностранных языках»)].
И это далеко не все самое смешное: если вычесть журналы из таких мегафилософских городов как Прага, Братислава и Любляна, а заодно специализированный загон под названием Studies in East European Thought, то останется, страшно сказать, - 31 статья за 15 лет со всех Необъятных Просторов Нашей Великой Родины ( ... )

Reply

troposfera June 15 2009, 19:04:28 UTC
Да у меня на философию более широкий взгляд. И не растет она из почвы языка. Я лингвистические проблемы в философии (тем более уж дом бытия) всерьез вообще не воспринимаю. Философия - она разная. Если ты не позволяешь ей быть таковой и развиваться, например, как тип рациональности, то я не удивляюсь, что ты ограничиваешь философию национальными рамками ( ... )

Reply

4elovek_voobshe June 15 2009, 20:38:13 UTC
1. Забавно, что отвергая "идею национальной философии", в качестве описания в комменте, на что все-таки похожа философия в России, используются именно национальные метки: «офранцузенная , огерманенная, обамериканенная ( ... )

Reply

troposfera June 16 2009, 04:15:21 UTC
1. Нет, я сказала - региональная (Гиренок...) или и (далее идет список "о")

2. Их локализовали историки философии (это естественный процесс). Например, Декарт, Лейбниц, Кант были жуткими спорщиками.

3. Тема метафизики - ухватывает? А антропологии? Да по всей земле. Другое дело, что ты вот сейчас занимаешься, так сказать, метафилософией, а я пишу о философии, и предмет разговора у нас различается.

4. Да я вообще не об этом

5. Философия должна быть на сколько можно процентов - четко выстроенной аргументацией, а литературой она должна быть долько потом: чтобы было приятно читать.

Reply

4elovek_voobshe June 16 2009, 21:13:43 UTC
3. "Тема" метафизики-вообще не ухватывает никого. Тоже с "темой" антропологии-вообще ( ... )

Reply

troposfera June 17 2009, 12:31:54 UTC
Слушай, я еще раз повторюсь. Я ни разу не говорила о догонянии. Ты забудь об этом. Догоняют другие товарищи. Подорога там все догонял, других называть не буду.

У нас есть собственная, русская метафизика, довольно интересная традиция, которой не помешали бы связи с примерно тем же самым, но в других странах. Ибо меня интересует "матафизика-вообще", абстракции, универсалии, символы и всякий платонизм и номинализм (его критика, т.к. мне он не близок). Моя мысль во всей этой дискуссии была: нет "кардинально другой" философии. Есть вещи , которые сближают. Поскольку здесь коллег найти сложно (или и нужно поддерживать), то необходимо расширять международные контакты.

Не надо никого доронять. Нужно заниматься философией так, как это интересно. И чтобы она в России наконец развивалась.

Reply

4elovek_voobshe June 17 2009, 20:33:16 UTC
Вот и славно.

Reply

troposfera June 17 2009, 12:33:49 UTC
Нет ничего странного в том, что эвтаназия и т.д. не интересует: общество более традиционное, вот и отклик маленький. А что до Шмитта, так только в последнее время наконец силами нескольких людей сдвинулось с мертвой точки и началась дискуссия. Наконец-то.

Reply

4elovek_voobshe June 17 2009, 21:03:37 UTC
- «общество более традиционное ( ... )

Reply

troposfera June 19 2009, 16:21:37 UTC
Разве одно исключает другое? Обязательно ли быть столь категоричным и точно расчерчивать: "я буду писать только на русском" или "я буду писать только на английском"?

А сообщество философов у нас - оно есть?

Reply

буду vs. могу 4elovek_voobshe June 19 2009, 20:32:31 UTC
В том-то и дело, что здесь власть другой модальности - здесь не "буду"/"не буду", здесь "могу"/"не могу". (И, кстати, все-таки следует, наверное, говорить о "работе", а не о "писании").
Так вот. Получается, что мы, живя здесь, плодотворно работать не по-русски не можем.
Что, естественно, не означает, что работа по-русски с "русскими" темами автоматически становится супер-плодотворной... Но так, хотя бы остается шанс.
И речь здесь, естественно, идет не о магически-фатальном "исключении", а об элементарной экономике ресурсов: потратив несколько лет на встраивание в тамошний контекст, этих нескольких лет с обреченностью потом на своё-то и не хватить. (За примерами можно особо далеко не ходить).

***
"Сообщество философов" у нас как и почти все - хиленькое. Но, воспитывая вокруг себя неофитов-ридеров (а то и адептов очередного карго-культа), дееспособного сообщества не дождешься точно...

Reply

Re: буду vs. могу troposfera June 20 2009, 20:06:23 UTC
Ты снова о встраивании. А абстрагироваться от встраивания? Встраиваться нужно в любое. Возможно, в ситуации нашего практически отсутствия философии встраиваться даже сложнее - здесь.

В философии важна не только проблема, тема (национальная в том числе), но и аргументация. И потом - совершенно не согласна с тобой по пунктам национальных тем. Ведь и мы, и французы, и ... постоянно вдохновляем друг друга важными идеями. В этом смысле не было границ для Бахтина, для Выготского, для Достоевского у нас. И т.п. Мне кажется, тут особой проблемы нет, ибо как ты, так и я можем представить примеры.

Reply

Re: буду vs. могу 4elovek_voobshe June 20 2009, 22:28:39 UTC
- «не было границ для Бахтина, для Выготского, для Достоевского у нас».
- Нет границ (мы их не видим) для нас, смотрящих на Бахтина, Выготского, Достоевского, которые смотрели "туда". Мы видим всех наших великих оттуда же откуда они работали, их горизонт это наш горизонт, поэтому-то мы разрыва и не видим ( ... )

Reply

5 4elovek_voobshe June 16 2009, 21:56:24 UTC
a) Не встречал я в философии, кричащей о "Четко-Выстроенной аргументации", что-то большее, чем занудно повторяющиеся на все лады две-три выкладки (которые при этом всегда могут быть подвешаны уточнением словаря/ исходных посылок)...
Тут или упражнения в формализациях (тавтологиях) или говорение о чем-то.
Сколько дыр в "аргументациях" Платона...Канта...Хайдеггера... Серла... и?
Не хочется занудствовать, но дыры/складки/склейки/смешения... и плодотворность говоримого вещи нераздельные...

b) понимание в философских дискурсах, которое якобы может передаваться поверх язык («не важно какими словами говорить») или - говоря еще точнее - поверх усилия встречи в одном языке (= поверх со-творения совместного языка) - для меня вещь фантастическая...

Reply

Re: 5 troposfera June 17 2009, 12:34:56 UTC
Я всегда любила science fiction !

Reply


Leave a comment

Up