Наконец-то! Наконец-то мне не к чему придраться в прочитанной книге. А то уже начало казаться, что я становлюсь брюзгой и критиканом.
Итак, трилогия канадского писателя Робертсона Дэвиса (почему-то тяжело запомнить), написанная в 70-х годах ХХ века.
Решая, стоит ли браться за эту книгу, не читайте аннотаций, которые копипастятся в интернете. Они как-то уж очень далеки от истины. С другой стороны, я сама не возьмусь за задачу описать сюжет и жанр трилогии тремя предложениями.
"Пятый персонаж", "Мантикора" и "Мир чудес" - три книги и три точки зрения, которые, переплетаясь, позволяют объемно увидеть мир, в котором живут главные персонажи трилогии. Эти трое родились примерно в одно и то же время в одном и том же небольшом канадском городке - Дептфорде. Но судьбы их различны, по-разному они и смотрят на мир. И "примерять" на себя их восприятие реальности чрезвычайно интересно. Впрочем, Дэвис не ограничивается всего лишь тремя вариантами восприятия. Если вы еще не читали, но собираетесь, то рекомендую для собственного интереса во время чтения посчитать количество углов зрения, предоставляемых автором.
Сюжет захватывающий и не прямолинейный. Судьбы героев иногда перекрещиваются, а порой и переплетаются. Исторические события по-разному влияют на них, и по-разному они в этих событиях участвуют.
В сюжете есть детективинка (изюминка с детективным привкусом). Вообще баланс между действиями и описаниями/размышлениями соблюдается практически идеальный.
Кстати о философских лирических и прочих отступлениях. Половину из них хочется растащить на цитаты.
Вот, например, достаточно длинный кусок о бродяжничестве, вложенный в уста одного из более чем второстепенных персонажей:
Вы представляете себе, что это такое - быть бродягой? Бродяги - пропащие люди, и этого никто не понимает, почти никто. Я слышал и читал всякие глупости насчет того, что им нестерпимы оковы цивилизации, и они хотят дышать воздухом свободы, и что многие из них - образованные люди с великолепными принципами, и что им смешны люди, проводящие всю свою жизнь в упорном труде, - те самые люди, у которых они клянчат подаяние, и все это чушь, чушь собачья, от начала до конца. Там же все больше психи, преступники да выродки, и бродяжничество делает их еще хуже, и все это от жизни на свежем воздухе. Ну да, конечно же, если у тебя есть еда и есть кров, под который ты можешь вернуться, тогда свежий воздух отличная штука, но если у тебя ничего этого нет, он доводит тебя до бешенства; голод и кислород - взрывчатая смесь для того, кто не привык к ней с младенчества, как, скажем, дикари. А эти люди не дикари. Слабаки по большей части, но слабаки злобные.
Персонажи и главные, и второстепенные весьма колоритны. И не только потому, что их занятия (главные - историк, бизнесмен и иллюзионист) и судьбы почти уникальны, но и из-за внимания автора к деталям. Как бы густо ни была населена та реальность, которую живописует Дэвис, в ней сложно найти человека без объема. Даже тот, кто появляется лишь для огранения главного героя, мимоходом обозначается двумя-тремя чертами. И они моментально делают персонажа ярким и вполне ощутимым. Чувствует, если хотите, любовь автора к персонажам. Какими бы жалкими они ни были, обязательно будет указана их уникальность, индивидуальность. А наделять этими качествами тех, кто тебе не нравится, очень сложно, если вы понимаете, о чем я толкую.
Где-то читала такое определение трилогии - философско-мистическое повествование. Ну что ж, определенная философия (отнюдь не навязываемая) у автора есть, есть философия (а лучше сказать - мировосприятие) и у его персонажей. Но это я уже писала выше другими словами.
Калейдоскопичность сюжетов, образов и точек зрения, да еще и выписанная так умело, захватывающе, красиво, и делает "Дептфордскую трилогию" более чем достойной читательского внимания.
9 из 10