Корейский полуостров часто рассматривают как пример социального эксперимента - один народ, одни условия, но разные социальные системы и соответственно разные результаты. Условия действительно сходные, по крайней мере не настолько различные, как кому-то хотелось бы представить. Земля Северной Кореи вполне способна дать достаточно продукции для прокорма ее населения, как показали последние урожаи после уменьшения оброка и закрепления участков за конкретными семьями (
см). Все-таки личная заинтересованность важнее в с/х, чем в промышленности, где больше простор для жесткой регламентации. А вот что с народом? Народы двух корей на самом деле разные. Во время войны болшие массы населения пересекали линию фронта. Если я правильно помню, около 20% перешло с севера на юг, и около 15% - в обратном направлении. Насколько это существенные цифры? 16% например это все недовольные курсом власти на данный момент в России. То есть, если бы они куда-то делись, наступил бы полный одобрямс и симфония государства и общества. Тем более, если бы они были замещены таким же количеством людей с противоположным, т.е. лояльным настроем.
Индоктринирована или вообще задумывается о политике небольшая часть общества, большинство - конформно. Если кто-то решает двигаться, скорее всего является носителем идеологического заряда. Поляризация заставляет заряды двигаться в противоположных направлениях. В результате такого электролиза имеем совершенно разную картину на полюсах. Северный коммунистический полюс, с двойной концентрацией коммунистов, и южный капиталистический, с двойной либеральной концентрацией и сильно разбавленным коммунизмом (людей левых взглядов все таки значительно больше). Решительность общества связана с концентрацией идеологически заряженных людей не линейно. Поэтому на севере проходят чистки, когда вычищаются уже практически все враждебные элементы, а на юге - коммунизм попадает под запрет и надежно изолируется, общество в это время привыкает к другим идеям. Мне кажется, северные и южные корейцы по менталитету гораздо больше должны различаться, чем, скажем, шведы и норвежцы. Специфические же общественные системы - следствие разных менталитетов. Система порождается менталитетом, не существует социальных моделей, которые общество может на себя примерять, как шляпки (посему думы об идеальном общественном устройстве столь же бесплодны как разработка вечного двигателя). Если какая-то шляпка и надевается, она тут же окрашивается в национальный колорит. И хотя бренд может быть один, реальные воплощения у разных наций получатся разными. Не говоря уж о том, что сам выбор той или иной шляпки определяется заранее существующим предпочтением.
Понятно, что человек привыкает ко всему. Даже бабуины, попадая в стаю с другой культурой, усваивают принятое там поведение (
см). Все дело в концентрациях людей с тем или иным мировоззрением. Мы вынуждены соглашаться в чем-то с теми, кто имеет отличное мнение, если приходится взаимодействовать с ними. Если не соглашаться, то смягчать свою позицию. Чем больше % единомышленников, тем меньше в этом нужды. Если нам не нужно этого делать, если нас окружают только те, кто думает так же, позиции быстро радикализируются. И дело не в том что нам не нужно больше лицемерить. Просто не сталкиваясь с другим мнением мы меньше сомневаемся в своем, мышление становится более прямолинейным. Нам не надо уворачиваться от встречного движения, мы несемся куда-то, срезая по обочинам и перепрыгивая через ямы, куда ведет воображаемый свет в конце тунеля - в светлое будущее или в подсвеченный тупик.