Правда продолжается-2. Разоблачение №1.

Oct 25, 2010 20:55

Достали :)

Честно, коллеги, я не хотела делать очередной цикл обличительных статей, но глядя на то, что происходит на рынке маркетинговых исследований, молчать больше нету моих сил :)

Этой заметкой я начинаю серию публикаций о том, что «нужно делать», чтобы получить абсолютно бесполезный отчет, не уделив внимания таким мелким, на первый взгляд вещам, как предлагаемый метод и его цена (особенно - на тендере, когда нужно выбрать МИНИМАЛЬНОЕ из предложений).

Начну с моих «любимых» фокус-групп.
Во-первых, их применимость. Если Ваша аудитория по доходу превышает 300долл. и/или пенетрация Вашего продукта составляет менее 20%, обращаться к этому методу исследований нет никакого смысла, разве только если ВЫ ЛИЧНО соберете 8*3=24 (среднее количество людей и минимально необходимое количество ФГ для решения типичной среднестатистической задачи) ее участников.

Объясню. Хотя, иногда кажется, что все в курсе, только молчат :).

Специалисты, которые занимаются поиском респондентов, называются рекрутеры. Практически всегда - это внешние специалисты (держать таких в штате на ставке не додумалась еще ни одна исследовательская компания, как и интервьюеров, но это уже совсем другая история).

Что из себя представляют эти люди? В 90% это женщины средних лет, имеющие неполную занятость с мотивацией получать дополнительные 300-500-1000 грн. в месяц (в среднем). Т.е. их месячный доход редко когда превышает 300 долл. КОГО они могут привлечь? Разумеется, исключительно свое окружение, т.к. рекрутинг ВСЕГДА происходит по методу снежного кома.

А теперь считаем себестоимость одной фокус-группы, состоящей, например, из потребителей банковских депозитов (это последний пример, предлагаемая цена которого одним из подрядчиков выбила меня из равновесия на добрых пару часов).

Итак, какие статьи затрат?
1. Плата за участие человека в фокус-группе. За сколько денег РАБОТАЮЩИЙ человек среднего возраста, который имеет депозит, будет готов: а) приехать в место проведения ФГ, б) потратить 2 часа на нее, в) вернуться обратно (сделав это в свободное от работы время вместо того, чтобы, например, потратить его на общение с семьей). На мой личный (впрочем, как всегда, неправильный) взгляд, - 200 грн. МИНИМУМ.
2. Плата рекрутеру за то, что он найдет такого человека (предположим, у рекрутера в самом деле есть несколько таких знакомых) - половина от этой суммы (100 грн.)
3. Также необходимо предусмотреть оплату 4 дополнительных людей (т.к. обязательно из подтвердивших свое участие 2-3 человека не дойдут, а 1, например, не пройдет скрининг) - еще 1200 грн. на всю группу.
4. Если исследовательская компания снимает помещение - ей придется заплатить в среднем 100 долл. за аренду фокус-комнаты. Те, у кого она своя, в свое время заплатили около 20 тыс.долл. за ее оборудование (каким образом компания амортизирует эту статью - личное дело каждого, но предположим, она хочет сделать это за 5 лет, каждый год проводя 200 фг (среднее количество в средней компании), т.е. 1 ФГ в таком случае обойдется в 20 долл.
5. Расходные материалы (кассеты/диски, чай-вода-пирожные) - 100 на группу.
6. Модератор. Внешний модератор стоит порядка 80 долл. (если группа совсем обычная). Если модератор штатный (а такая должностная единица есть в каждой компании), проводящий в день не более 2х ФГ (при зарплате в 800 долл./месс) - также 20 долл.
7. Расшифровка - всегда отдается на сторону и стоит около 400-800 грн. за 2-хчасовую ФГ.
8. Отчет. Пишется тем же модератором, или менеджером/аналитиком отдела качественных исследований. 4 (четыре) отчета в месяц - это максимум. При оплате в 1000 долл./месс. - это 250 долл. за 1 отчет.

Итак, считаем: 200*12=2400 (респондентам) + 100*12=1200 (рекрутерам) + 160/800 (амортизация/аренда фокус-комнаты) + 100 (расходники) + 160/640 (внутреннему/внешнему модератору) + 400-800 (расшифровка) + 2000 (отчет)=6420-7940 грн. прямых расходов. Учитывая то, что практически все эти расходы - наличные, если фирма-подрядчик ведет белый бизнес, она заплатит с этой суммы еще около 60% налогов (около 40% - на фонд оплаты труда и 20% НДС).

Таким образом, себестоимость одной фокус-группы для такого типа заказа составит 10272-12704 грн. с НДС.

Теперь - самое интересное. Один из подрядчиков за эту ФГ попросил около 5 тыс. грн.



В следующий раз я расскажу, на что рассчитывать, если Вам еще больше «не повезло» с целевой аудиторией, которая, к примеру, представляет собой… финансовых директоров крупных компаний, или владельцев... бентли ;).

исследования, фокус-группа, маразм, цены на исследования, себестоимость

Previous post Next post
Up