Известная притча - в средневековом городе строят Храм. Прохожий спрашивает у каменщиков - что вы делаете? Один отвечает - камни кладу. Другой - зарабатываю семье на хлеб. Третий - Храм строю. Четвертый - служу Богу.
Вот здесь ключ к построению Города Солнца.
Первый на уровне лошади мыслит, так если лошадь спросить, она могла бы ответить - камни вожу. Просто потому что так устроена жизнь. Она даже не понимает причинной связи, что ее кормят именно за эту работу. "Просто так устроена жизнь, что вечером мне дадут сена". А почему, зачем - такие вопросы не лошадиного ума дело. Кстати, парадоксально, но это немного похоже на проповеди и попов, и либералов, вот так парадоксально противоположности сходятся. Наверно поэтому олигархи так любят и РПЦ, и идеологию либералов - им нужно чтобы люди лишних вопросов не задавали, например, откуда у олигархов богатство. Действительно ли они работают в 100 000 раз больше других и в 100 000 раз больше пользы человеческому обществу приносят - и тогда их богатство 10 000 000 000 долларов, в 100 000 раз больше, чем у среднего человека суммарное богатство 100 000 долларов - заслужено? Ну а Ленина конечно ненавидят до судорог - с его "каждому по труду".
Но вернемся к притче. У трех оставшихся людей (лошадиный уровень мы больше не рассматриваем) три степени широты кругозора и соответственно три уровня мотивации. Конечно свою жизнь жизнь и свой труд нужно осознавать на всех трех уровнях. Второй - это капитализм. Третий - социализм. Четвертый - это Город Солнца. Но реально ли построить Город Солнца? Ведь бескорыстный вдохновенный труд и творчество и созидание - это легко можно представить для творческих и "чистых" профессий - врач, учитель, ученый, конструктор, писатель, художник, поэт. Они могут быть так увлечены своим служением, своей миссией и своим творчеством, что им и другой награды не нужно, только бы заниматься своим делом (вспомним математика Перельмана, решившего знаменитую проблему и отказавшегося от премии в миллион долларов за это). А вот скажи шахтеру, который идет в забой каждый раз не зная вернется ли, а к 40 годам теряет здоровье - ты трудись просто бескорыстно вдохновенно для общего блага.
Но если хорошо подумать - то поймем, что и к нему может относиться, это может относится даже к трудному тяжелому физическому и может даже вредному труду. Но при каких условиях?
Пример - Великая Отечественная война, лозунг все для фронта, все для Победы - сознание "я отдаю свой труд для Победы".
Но не обязательно война. А вот Стаханов (даже если бы его образ был немного приукрашен) - почему вдохновенно трудился? Потому что он чувствовал, что вся страна так живет, так трудится и строит свое будущее и счастливое будущее детей, участвовал в Великом Общем деле. И это была не иллюзия - страна жила Великим Общим делом. И он, как и подавляющее большинство советских людей, верил в это. И знал, что так же как он все отдают свои силы и даже здоровье. И ведь даже даже скрипач или балерина может так - отрекаясь от всех благ 12 часов в день отдавать тяжелому труду, достигая совершенства. И так это и было - вся страна с таким же напряжением трудилась, неважно где. Ведь и инженер и конструктор недосыпал и слепнул над чертежами, свое здоровье гробил. А умирающий Николай Островский превозмогая боль писал свое завещание советским людям - автобиографическую повесть о Павке Корчагине. Инженер Шор на стройке Кузнецка (того что воспел Маяковский - я знаю город будет!) - он просто действительно отдал свою жизнь великому созиданию Нового мира, сгорел в труде. Но что важно - даже самые деклассированные, асоциальные элементы перерождались, возрождались, воспитывались участвуя в той великой общей стройке. Это реалистично, со всеми (и теневыми и натуралистическими подробностями), описано в романе Эренбурга "День второй". Который ценен тем, что написан в 1934 - это неопровержимое свидетельство времени.
И если каждый человек видит, что вся страна так живет - то будут и Стахановы, и Матросовы, и Гагарины.
Еще пример - Антон Макаренко, который малолетних преступников уже отравленных воровской жизнью, с уже сложившимся уголовным мировоззрением - превращал в каких людей! Многие из них стали известными заслуженными людьми. Но хорошими людьми - даже если без великих достижений - все. А ведь они вдохновенно занимались именно тяжелым физическим и грязным трудом - сельскохозяйственным. В другой колонии было налажено еще и производство фотоаппаратов ФЭД - там труд более квалифицированный - но не менее упорный, это был именно труд, а не игра.
Да и книга Пантелеева Республика ШКИД, 1926 показывает подобное - что нельзя говорить, как поучают либералы, что сама природа людей такова, что люди должны жить как крысы, что это реализм, а СССР с их идеями воспитания нового человека и созидательной жизни в братской семье людей забыть.
Но что нужно делать в России, чтобы превратить ее в Город Солнца?
И будет ли частная собственность в Городе Солнца? Будут ли там деньги? И будет ли там ссудный процент?
На самом деле ответ на эти вопросы - и да, и нет. Нужно понимать, что например зло - это не само ружье, само по себе. Оно зло или добро в зависимости от того, кто и куда его направляет, и для чего.
Эту систему ломать не надо. Нужно только направить на добро.
Как это сделать - для этого нужен отдельный разговор, и читателям тоже предлагается пока подумать в этом направлении.
Мировой опыт человечества не стоит отметать. Нужно на нем строить. Мировой опыт человечества - это значит в том числе и на опыте большевиков, опыте великого социалистического созидания и ленинско-сталинских преобразований строить, и на опыте капиталистической организации производства, а не с нуля.
Но нельзя повторять или копировать ни то,ни другое. История человечества - это непрерывное творение нового.
Вспомним снова притчу, приведенную в начале. Вот пример человека, который прожил свою жизнь на четвертом уровне (согласно порядку из приведенной притчи о строителях) - он созидал сознавая, что строит не завод - а строит Новую жизнь, Новый лучший мир (= "служит Богу" из притчи). Это из "Дня второго" Эренбурга.
«...Шор жил в Верхней колонии, далеко от реки. Как-то он проснулся под утро. Он проснулся от непонятного рева: была пурга и барак перепуганно скрипел. Шор в ужасе подумал: что же будет с галереей? Он поглядел на часы: без четверти пять. Значит, на реке - никого. Вокруг электрического фонаря в бешенстве носились белые стаи. Шор быстро оделся. В темноте он побежал к Томи. Метель сбивала его с ног. Спускаясь вниз, он упал, и сугроб на минуту проглотил его. Но он тотчас же выбрался из-под снега. Он растерянно шарил руками вокруг - он искал шапку. Но, боясь потерять время, он побежал к реке без шапки. У него была одна мысль: вдруг галерея опустилась?.. Он не чувствовал, как мороз жжет его уши. Он бежал. Он добежал до реки. Здесь для метели был простор, и метель здесь была страшна. Но галерея стояла на месте. Шор улыбнулся. Он побрел в ближний барак. Горело лицо и мысли путались. Кто-то тер ему уши снегом. Он чувствовал необычайную слабость. Он едва проговорил: «Скажите, чтобы прислали лошадь».
Приехав домой, он лег. Он не мог дышать. Сердце замирало. Левое плечо томительно ныло. Шор знал, что он болен. В Москве доктор Шведов строго сказал Шору: «Сердце никуда не годится. Так, голубчик, вы долго не протянете. Поезжайте сейчас же в Кисловодск!» Шор поехал не в Кисловодск, но в Кузнецк. Как он мог думать о каких-то сердечных клапанах? Его голова была полна мысли о чугуне.
Он расстегнул ворот рубашки и подумал: сегодня проваляюсь! Но в девять затрещал телефон. Шор привскочил: неужто с галереей?.. Звонил Гордин: с клепкой неладно - все время останавливается компрессор. Шор ответил: «Сейчас приеду». Он робко пощупал свою грудь. Он как бы просил беспокойное сердце повременить с развязкой. На ходу он хлебнул какое-то горькое лекарство.
Полчаса спустя он шутил с клепальщиками: «Мороз-то настоящий ударник!» Он вспомнил, как он бежал к реке, и вдруг закричал: «Что за безобразие! Сейчас же ступайте отогреться! Так можно и замерзнуть, черт бы вас всех побрал!» Он всегда чертыхался, когда хотел сказать людям что-нибудь ласковое.
Он пошел в управление. Разумеется, он никому не рассказал о своей ночной тревоге. Но кучер Василий доложил Чернышеву, и Чернышев строго спросил Шора: «Что же это, Григорий Маркович? Вы бы себя поберегли». Шор растерянно улыбнулся. Он бормотал: «Ничего особенного. Очень просто - могла и опуститься. А тогда как прикажете - начинать сызнова? И при чем тут „беречь себя“? Это даже полезно. Это, что называется, моцион».
Вряд ли Чернышев смог бы объяснить, почему Шор работал с таким ожесточением. Он часто забывал поесть. Он уходил на работу, не помывшись. Когда приехали американцы, Геринг отвел его в сторону и шепнул: «Григорий Маркович, вам нужно того - побриться». Шор подозрительно дотронулся до своей щеки, которая поросла неровной щетиной, и закивал головой: «Обязательно, обязательно! Они еще, чего доброго, подумают, что мы дикари».
Он работал над кауперами или над мартенами так, как в старину люди любили девушек или молились богу. На советы взять отпуск он отвечал раздосадованно: «Ну и глупо! Вам самому надо полечиться - у вас цвет лица нехороший. А я здоров как бык. Потом, если все начнут отдыхать, кто же будет строить? Партия это не Иван Иванович, с партией нельзя шутить».
...Его послали в Лондон: продавать лес. Он встретился с крупным английским инженером. Англичанин спросил Шора: «Как вы работаете в столь мизерных условиях? Я читал, что в России редко у кого из специалистов ванна, не говоря уж об автомобиле. Может быть, вы мне скажете, сколько у вас зарабатывает такой специалист, как вы?» Шор поглядел на англичанина, и в глазах Шора показалось глубокое веселье. Он ответил: «Это называется - партмаксимум. Ерунда! Меньше, чем этот швейцар. Может быть, как дипломат, я должен говорить иначе. Но по-моему, правда куда лучше. У меня, например, нет машины. Иногда я жду трамвая полчаса и, не дождавшись, иду пешком. Мыться приходится в бане: два часа потеряны. Наша страна еще очень бедная. Вы меня спрашиваете, сколько я получаю. Я мог бы вам ответить: столько-то - в рублях. Перевести на фунты трудней. Но и не в этом дело. Я получаю радость. А сколько, по-вашему, стоит настоящая радость - ну, хотя бы в фунтах?..» Англичанин вежливо улыбнулся."
===============================================================================
Обличительную часть длинную писать не нужно. Каждый знает, что начиная с 1990 в России захватили власть те, кто от света и добра в судорогах бьются, те, что хотят выкорчевать все человеческое, все светлое и великое, все высокое. Их цель - Россия как Город Тьмы, город ненависти, жадности, эгоизма, скотства и низости. Имена называть не нужно. Мы все знаем.
И эту (временную конечно!) их победу символизирует грандиозное Инфернальное Капище Зла - Ельцин-центр, которому преклонился и Тот, кому нельзя было этого делать.
Что же делать в нынешних условиях? Что делать в России? Никто не будет трудиться вдохновенно в Общем Деле веря в общее благо и что вся страна так же самоотверженно трудится вместе с ним - пока Чубайс, как главный архитектор Града Тьмы, не осужден за свои злодеяния Трибуналом - подобно тому как было с врагами народа при Сталине. Пока каждый видит и знает, насколько это возможно знать, что все крупные состояния в России образованы преимущественно воровством, мошенничеством и приватизацией и хищением плодов всенародного труда, в том числе и в первую очередь советских людей. которых эти самые воры сейчас всячески унижают и оплевывают и давят, чтобы поскорее сжить со света и никто уже не был свидетелем грандиозного воровства-приватизации и не мог предъявить претензий к ворам.
Убито намертво желание вдохновенного труда на общее благо. Ибо любое общее благо, созданное трудом созидателей и творцов, тут же присвоят паразиты.
Когда чуть ли не круглосуточно большинство телеканалов (направляемых олигархами) демонстрируют и прославляют паразитический образ жизни, низость и оскотинивающий дебилизм.
Что ж, 2017, великая годовщина - подходящая дата начать менять курс - от Города Тьмы к Городу Солнца. Мирным или иным путем, сверху или снизу.
Перейти к оглавлению блога