косяки "10 ошибок тех, кто учит иняз самостоятельно"
Jun 27, 2014 12:21
- Слишком большое количество материалов для изучения - Зацикленность на изучении лексики - Зацикленность на грамматике - Зацикленность на аудиоматериалах - Убеждённость в благотворном влиянии среды - Вера в пользу фильмов с субтитрами - Переписывание текстов - Чтение книг в оригинале со словарём - Выбор курсов «иностранный язык за 3 дня», «для чайников» и т.д - Выбор учебников без аудиосопровождения
Ошибка 1: Слишком большое количество материалов для изучения. Казалось бы, чем больше, тем лучше. Но не в этом случае. Несколько учебников, пара-тройка дисков, тесты онлайн, песни на изучаемом языке, мобильные приложения, книги в оригинале, фильмы с субтитрами... С чего начать? За что хвататься? Учащийся-самоучка берётся за всё понемногу, перескакивая с учебника на учебник, с видео на тесты, с тестов на чтение, и в результате еле продвигается в своих занятиях, но при этом не перестаёт искать всё новые материалы.
* справедливость мнения - 80% для начинающих и 20% для продвинутых. так как толковых учебников почти нет, советую начинающим взять 1-3 учебника или онлайн курса, не более. продвинутым можно почти всё. но не в один день.
Ошибка 2: Зацикленность на изучении лексики. Многие учащиеся-самоучки начинают изучение языка с заучивания целых словарных таблиц, составленных самостоятельно с помощью словаря, либо на основе какого-либо учебника с тем, чтобы заручившись хорошим словарным запасом, начать изучать грамматику и всё остальное, но в результате им становится просто скучно.
* справедливость мнения - 90% для начинающих и 30% для продвинутых.
Ошибка 3: Зацикленность на грамматике. Нередко учащиеся-самоучки начинают серьёзно изучать грамматику и сильно в этом преуспевают, удивляясь тому, как хорошо продвигаются занятия и какие хорошие результаты они дают. Упражнения по грамматике выполняются ими без ошибок, тесты поражают своими высокими результатами. Но проходит время, а они так и не способны понять на слух простейших диалогов или объясниться на стойке регистрации в заграничной гостинице.
* справедливость мнения - 10% для начинающих и 40% для продвинутых. грамматику нужно учить опережающими темпами. в человеческому мозгу есть блокировка против нашего желания впихнуть туда как можно больше ИНФОРМАЦИИ, если мозг не видит путей её применения. когда же мы четко знаем, в каких СИТУАЦИЯХ и в каких словесных КОНСТРУКЦИЯХ нужно запускать найденные нами слова, это уже - ЗНАНИЯ. и мозг их «дает им зеленый свет». поэтому ГРАММАТИКЕ уделяем первостепенное значение. слова и грамматика - дополняют друг друга. на словесных примерах мы ясно видим грамматику. зная грамматику, мы понимаем оттенки значений слов в текстах.
голос из зала - «а если мне нужен чисто разговорный язык, зачем мне грамматика?» - «ты звонить моя». - таджик разговорно донес вам свою мысль. звонил? позвони? мне или моей жене?... вы его не очень поняли. потому что грамматика - это видоизменение слов, их порядок, предлоги. под грамматикой люди подразумевают всё, что угодно. в первую очередь, времена глагола. вот насколько они важны.
Ошибка 4: Зацикленность на аудиоматериалах. Есть и такие учащиеся-самоучки, что приобретают аудиодиск с курсом иностранного языка и слушают его в машине, во время прогулок по городу, за ужином, перед сном и в любое другое время. В результате у них накапливаются пассивные знания, которые впоследствии довольно трудно преобразовать в активное пользование языком.
Ошибка 5: Убеждённость в благотворном влиянии среды и отсутствии необходимости занятий как таковых. Если учащийся-самоучка живёт в среде изучаемого языка, то нередко он буквально уповает на саму среду, на погружение в язык, слышимый и наблюдаемый им отовсюду, и не стремится как-либо подкрепить получаемую информацию изучением структуры языка. В этом случае люди со временем начинают говорить бегло, но с многочисленными ошибками, и при этом неграмотно пишут.
Ошибка 6: Вера в пользу фильмов с субтитрами. Не умея или не желая изучать язык как следует, учащийся-самоучка решает создать себе искусственное погружение в иноязычную среду посредством просмотра фильмов в оригинале с субтитрами. В результате им считываются субтитры на родном языке, и пользы такое занятие практически не приносит.
* справедливость мнения - 70% для начинающих и 10% для продвинутых.
Ошибка 7: Переписывание текстов. Отдельные учащиеся-самоучки берут тетрадь и списывают туда тексты, надеясь на зрительную и двигательную память, и таким образом действительно запоминают большое количество слов, а также некоторые основные правила грамматики, но при этом не могут освоить язык, так как не подключают к занятиям другие виды упражнений.
Ошибка 8: Чтение книг в оригинале со словарём. Несомненно, это очень увлекательное занятие, на которое способны только самые усидчивые и терпеливые учащиеся-самоучки, и таким образом им удастся освоить очень многое, но это будут пассивные знания, которые со временем позволят им выполнять только данный вид упражнений.
* справедливость мнения - 70% для начинающих и 10% для продвинутых. потому что там будет очень много "левых" слов: букашка, черепашка, компашка, чебурашка, женская ляжка. они отнимут 90% сил и времени. и у правил, и у слов есть своя иерархия, РЕЙТИНГ. слова мясо, капуста, билет, вокзал, направление - нужные. но вы их с трудом запомните, если прежде не будете знать слов кушать, стоить, ехать, покупать, ищу, туда. нужно начинать с самых-самых важных. вот как мы плетем словесные сети, в узлах которых будут конкретные ситуации.
Ошибка 9: Выбор курсов «иностранный язык за 3 дня», «для чайников» и т.д. Не секрет, что подобные курсы привлекают доступными объяснениями и примерами и красочным оформлением страниц, но при этом они очень редко направлены на получение хороших знаний о грамматической системе языка, и однажды учащемуся-самоучке, прошедшим такой учебник, придётся начинать проходить те же темы заново, чтобы разобраться в них как следует.
* справедливость мнения - 20% для начинающих и 100% для продвинутых. не так плоха сама идея, как обычно плоха её реализация. быстрый старт и набор цельного комплекта навыков для начинающих очень важен.
Ошибка 10: Выбор учебников без аудиосопровождения. Если раньше многие учебники выходили без каких-либо дисков (а до тех пор пластинок и кассет) и нам не оставалось ничего другого, как только купить их, то теперь следует избегать таких изданий всем изучающим язык, а в первую очередь учащимся-самоучкам, которым необходимо слушать хорошее произношение и заниматься аудированием, как если бы они посещали занятия с преподавателем.
* справедливость мнения - 50% для начинающих и 10% для продвинутых. когда я без блата и взяток поступил на иняз - бюджет, дневное отделение, я не слушал вообще ничего. хотя, кажется, одна кассета была. потому что это было малодоступно и очень дорого. у меня тогда не было достаточно денег.
Что делать, будучи учащимся-самоучкой: взять один учебник с прилагающимся к нему диском и лишь основательно его проштудировав, намечать дальнейший путь изучения языка; заниматься интенсивно и не лениться; ежедневно отрабатывать у себя 4 основных навыка: говорение, чтение, письмо и слушание. И тогда всё получится! (с) Halenha, источник, за наводку спасибо koten4ik