Свобода Выбора и Судьба - от Сэма Харриса, Макиавелли и мои мысли

Jun 09, 2015 19:02




данная схема с Линиями Развития -B6 и -B7 является моим пониманием ситуации, расшифровка под катом. сейчас же послушаем Сэма Харриса:

Если научное сообщество объявило бы свободу воли иллюзией, это могло бы развязать культурную войну куда более жестокую, чем ту, которая была вызвана темой эволюции. Без свободы воли, грешники и преступники будут ничем большим, как просто плохо настроенными механизмами, и любая концепция справедливости, которая бы требовала их наказания? являлась бы чрезвычайно неуместной. И те из нас, кто много работали и следовали правилам не «заслуживали» бы своего успеха во всех смыслах. Это не случайность, что большинство людей находят эти выводы отвратительными. Ставки высоки...

Свобода воли - это иллюзия. Наша воля просто дело не наших рук. Мысли и намерения возникают из находящемся на заднем плане причин, о которых мы не знаем и над которыми мы не имеем никакого сознательного контроля. У нас нет свободы, которая, как мы думаем, у нас есть. Свобода воли в действительности более, чем иллюзия, в том смысле, что это понятие не может быть четко концептуально определено.



Психолог Бенджамин Либет использовал электроэнцефалограмму с целью показать, что активность в двигательных центрах коры головного мозга может быть зафиксирована за 300 миллисекунд до того, как человек почувствует, что он решил пошевелиться. Другая лаборатория продолжила его работу с использованием магнитно-резонансной томографии. Людей просили нажать на одну из двух кнопок, в то время пока они следили за расположенными в случайной последовательности буквами, появлявшимися на экране...

Эти результаты исследований трудно совместимы с тем, что мы - сознательные авторы наших действий. Один факт сейчас кажется бесспорным: за некоторое время до того, как вы узнали, что вы будете делать дальше - время, за которое вы субъективно ощущали полную свободу вести себя, как вы желаете - ваш мозг уже определил, что вы сделаете. Затем вы становитесь сознательными по отношению к этому «решению» и верите, что вы в процессе его принятия...





Конечно, есть разница между волевыми и неволевыми действиями, но это никак не поддерживает общую идею о свободе воли... Мы не знаем, что мы будем намерены делать, пока намерение не возникнет. Чтобы понять это, нужно осознать, что мы не авторы наших мыслей и действий в том смысле, в котором люди обычно предполагают.

Конечно, это понимание не делает социальную и политическую свободу менее важной. Свобода сделать то, что мы намереваемся, и не делать противоположного этому не становится менее ценной, чем было всегда. Когда к вашему виску приставляют пистолет - это все еще проблема, требующая решения, откуда бы ни исходили намерения...

Когда мы принимаем решение, на ком жениться или как поступить по отношению к другу, мы не чувствуем принуждения со стороны предшествующих событий, над которыми мы не имеем контроля. Свобода, которую мы располагаем для себя и с готовностью признаем за другими, отрицает влияние объективных факторов, связанных с жизненным опытом. Когда же потом оказывается, что мы были не правы, то не можем определить местоположение представлений о личной ответственности...

Компатибилисты вроде моего друга Дэниела Деннета настаивают, что марионетка свободна до тех пор, пока ей нравится висеть на нитях. Что даже если наши мысли и действия - продукт неосознанных причин, они все еще наши мысли и действия. Все, что наш мозг делает или решает, неважно сознательно или нет, является чем-то что мы сделали или решили.



Мы принимаем бесконечное количество бессознательных "решений" с помощью органов, отличных от нашего мозга, но эти решения - не те события, за которые мы несем ответственность. Производим ли мы красные кровяные тельца или пищеварительные энзимы? Конечно, наше тело делает эти вещи, но если оно "решит" поступить по-другому, мы скорее станем жертвой этих изменений, чем их причиной.





Есть ли у мухи свобода воли? Что имеется в виду, когда говорится, что насильники и убийцы совершают преступления по свободной воле? Мы стремимся бросить курить, но также страстно желаем следующей сигареты. Мы боремся за то, чтобы сэкономить деньги, но нас также прельщает идея купить новый гаджет. Где свобода в том, когда одно из этих противоположных друг другу желаний необъяснимо одерживает верх над соперничающим? Какая свобода в том, чтобы быть идеально удовлетворенным своими мыслями, намерениями и последующими действиями, когда они являются продуктом предшествующих событий, к созданию которых ты не имел никакого отношения? Свободен ли я делать то, что не приходит ко мне в голову?
Можем ли мы быть свободны, как сознательно действующий субъект, если все, что мы осознанно делаем является следствием событий происходящих в нашем мозге, который не мы запустили и который не контролируем? Если всё предопределено, зачем напрягаться?

ответы на эти вопросы даны в * книге Сэма Харриса "Свобода воли, которой не существует"

если все так предопределено, то зачем читать эту книгу?













(с) * Сэм Харрис "Свобода воли, которой не существует"
* издательство "Альпина Паблишер"

об авторе книги: нейробиолог, философ и писатель, автор бестселлеров The New York Times «Конец веры», «Письмо к христанской нации», «Моральный ландшафт» и «Свободная воля». Книги Харриса переведены на 15 языков. Его личность и работы становились темой обсуждений в The New York Times, TIME, Newsweek, Scientific American, Nature, Rolling Stone и многих других журналах. Его статьи публиковались в The New York Times, Los Angeles Times, Economist, Newsweek, Times, Boston Globe, Atlantic, Annals of Neurology.
Харрис является основателем и генеральным директором Project Reason, некоммерческого фонда, который занимается популяризацией научных знаний и светских ценностей в обществе.
книги такого рода нужно перечитывать раз в несколько лет - задумываясь над поставленными в них вопросами, мы намного лучше понимает себя и свою жизнь. Вряд ли что-то может быть горче осознания того, что мы напрасно затратили время лишь на то, чтобы, достигнув вершины, увидеть, что выбрали не ту гору. Одной из главных черт великого множества необычайных людей является их склонность к размышлениям, которая проявлена значительно больше, чем у большинства людей. Задавайте себе глубокие и мудрые вопросы. Хороший вопрос позволяет найти прекрасный ответ и помогает обрести большую ясность. (с) Робин Шарма

лет 18 назад я начал задавать себе подобные вопросы. мот ответы - чуть ниже, сейчас давайте послушаем Макиавелли. почему его крайне несправедливо поносят масс-медиа, ставя в один ряд с Гитлером и Пиночетом, я напишу отдельный пост. отбросьте навязанную вам шелушу, и задумайтесь над смыслом нижеследующего, из книги его "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия".

ГЛАВА XXIX. "Судьба ослепляет людей, когда они начинают препятствовать ее планам". Внимательно исследуя события истории, мы видим, что происходит много таких, где небо, по-видимому, не желало допустить вмешательства человеческого разума и предусмотрительности. Один подобный случай, постигший Римлян, разительно доказывает могущество небес и влияние их на человеческие дела.

[как галлы брали Рим - три абзаца...]Желая показать Римлянам свое могущество, небо ввело сперва в заблуждение Фабиев, отправленных послами к Французам [галлам], и через них побудило последних начать с Римом войну; потом оно распорядилось, чтобы в Риме не было принято для этой войны никаких мер, достойных римского Народа; по его воле был сослан в Ардею в изгнание Камилл, единственный человек, способный противостоять такой опасности; притом Римляне, неоднократно назначавшие Диктаторов для отражения нападений Вольсков и других враждебных соседних племен, при приближении Французов [галлов] к Риму не приняли этой меры. Далее, они так вяло собирали войска и вообще действовали так медленно, несмотря на важность обстоятельств, требовавших чрезвычайной деятельности, что встретили неприятеля уже на реке Аллии, всего в десяти милях от Рима.
.
Наконец, Трибуны, располагаясь лагерем, не приняли никаких обычных мер предусмотрительности: не исследовали местность, не окружили себя ни рвами, ни валами - словом, не сделали ничего, что предписывало божеское и человеческое благоразумие; выстраивая войска к сражению, они расположили их слабыми и редкими рядами, так что солдаты и полководцы оказались недостойными римского военного порядка. Поэтому, едва неприятель атаковал их, они бежали, не пролив ни одной капли крови; часть их ушла в Вейи, а другая отступила в Рим и, не заходя домой, удалилась в Капитолий, так что Сенат, не помышляя о защите города, не велел даже запереть ворот; иные сенаторы бежали из Рима, а другие последовали за войсками в Капитолий.
.
Однако для защиты Капитолия были приняты благоразумные меры: бесполезных людей туда не пускали, и в крепость везли весь хлеб, какой могли, чтобы иметь возможность выдержать осаду; беспомощная толпа стариков, женщин и детей большею частью удалилась в окрестности, а остальные остались в городе в жертву Французам [галлам]. Но тем не менее, читая о подвигах, совершенных этим народом столько лет назад, и потом о действиях его во время французского [галльского] нашествия, трудно поверить, что речь идет об одном и том же народе.


В большинстве случаев мы находим, что к величию или падению их привели обстоятельства, которые зависят от воли небес и которые дали им случай действовать искусно или лишили их его. Имея в виду какую-нибудь великую цель, судьба избирает человека такого ума и таких способностей, чтобы сразу видеть все случаи, которые она ему представит.

Точно так же, желая показать пример великого падения, судьба избирает людей, увлекающих государства в гибель. Если при этом встретится человек, способный воспрепятствовать ее цели, она губит его или лишает возможности действовать и приносить пользу.

Приведенный пример доказывает, что судьба, желая упрочить величие Рима и возвести его на ту степень могущества, которой он впоследствии достиг, сочла нужным предварительно подвергнуть Римлян бедствию, но не хотела погубить их окончательно. С этой целью она побудила их изгнать Камилла, но не допустила умертвить его; дозволила взятие Рима, но охранила Капитолий; по ее воле Римляне ничего не сделали для защиты города, но приняли все меры для охранения Капитолия.

Повторю только как несомненную истину, доказываемую всею историей, что люди могут способствовать предначертаниям судьбы, но не могут мешать им, могут пытаться противостоять ей, но не в силах победить ее. Поэтому никогда не следует отчаиваться: цели судьбы неисповедимы, ибо она стремится к ним путями извилистыми и потаенными; следовательно, надо всегда надеяться и, надеясь, не унывать, как бы ни были тяжки обстоятельства.

* в каких же случаях Судьба подвергает лишениям конкретную нацию?
ответ находим у главе ХХХ.

Ибо, когда в людях нет мужества, судьба любит показывать им свою власть; по ее прихоти республики и государства беспрестанно падают и возвышаются, и это будет продолжаться до тех пор, пока не найдется человек, который почитал бы древние учреждения, чтобы восстановить их и таким образом лишить судьбу возможности обнаруживать свой произвол чуть не с каждым восходом солнца…

Без возможности обновления учреждения не имеют и прочности. Обновление состоит, как я сказал, в возвращении к основному началу. Всякая религия, всякая республика и государство имеют в основании своем что-нибудь хорошее, потому что иначе не могли бы подняться и утвердиться. С течением времени эти добрые начала извращаются, и если не произойдет какого-нибудь счастливого случая, который восстановил бы их, то наконец все учреждение падает. (с) Макиавелли

Вселенная имеет примерный план Развития каждой планеты. на планетах, имеющих разумную жизнь, Развитие всегда осуществляется совместными усилиями носителей разума. все мы знаем, что в случае оставления родителями на произвол Судьбы маленьких детей, получим быструю деградацию, хаос и разрушение. но разве для этого мы рожали и кормили детей? аналогично, создатели людей ведут их по жизни, внушая нужные Общему Развитию мысли. восприимчивость людей к таким внушениям, равно как и способность реализовывать планы Судьбы - очень разная.
поэтому с тех, кто попроще - спрос очень маленький, а свобода выбора - очень большая.

- мы свободны действовать в заданных нам рамках, но не способны устанавливать эти границы.



- мы свободны выбирать, как мы попадем из точки 1 в точку 2, и далее в точку 3, которые лежат на одной из Линий Развития Мира. (4 пунктирных карандашных линии из точки 1 - показывают 4 других возможных пути действия, но был выбран вариант, представленный синим цветом). способны ли мы вообще уклониться от прохождения точек 1, 2, 3, - я точно не знаю. скорее всего

- для реализации важных событий готовится несколько человек, например, Б и В на данной схеме.
- если человек В оказывается слабее подготовленным к реализации события 3, то туда подводят человека Б.

- событие 6 реализуется обоими людьми.
- к событиям 7 и 8 человек В приходим самым эффективным путем, без блужданий вокруг да около.

- точки, лежащие вне Линий Развития - значимые события в личной жизни человека, они важны для его развития (могут помогать, а могут тормозить), но никак не влияют на Развитие Мира. такие значимые точки - когда в человек меняется. мы меняемся всегда вдруг, никогда постепенно - для этого в душе должен произойти щелчок, вспышка понимания, очарования, унижения, планов расстроение, восхищение, счастья или горя умножение.

- с какого уровня события планируются свыше? сложно сказать. думаю, что уровень этажа, подъезда, дома - не планируется, тут полная свобода выбора. уровни улицы и города - уже планируются.

- если взять мою жизнь, то я вижу лишь одно значимое для Развития Мира событие - создание этого блога и популяризация английского языка. другим таким событием может стать * написание самоучителя английского.

- возможно, я где-то когда-то что-то важное сказал значимому для Развития Мира человеку - слово, которое тебе поможет, ты сам себе не скажешь. (с) африканская пословица. или сделал что-то типа:

[анекдот о предназначении человека, нашел в Интернете...]Человек умирает и, попав к Богу, спрашивает Творца:
- Господи, помоги мне понять, в чем же было мое предназначение?
- Помнишь, когда тебе было 35 лет, ты поехал в командировку в Воронеж? - вопрошает Господь. - Ты пошел в ресторан, к тебе подсел другой мужчина и попросил передать соль?
- Да, помню, я же ее передал!
- Так вот это и было твое предназначение.
* Что думает Бог о людских страданиях - притча. и ролик
За что дают понижающий коэф-т в этом мире


- самая важная вещь о там, как мы делаем выбор:
человек это ДУША-РАЗУМ-ТЕЛО. каждая ипостась имеет свои потребности.
"побеждает тот волк, которого мы больше кормим".
у тех, кто первый раз живет на Земле - обычно рулит тело.
кто несколько раз - разум. кто десятки и сотни - душа.
* потребности человека - 3 базовых, 3 надбазовых, 3 продвинутых

[подробней о связке ДУША-РАЗУМ-ТЕЛО - три абзаца...]Тело, которое имеет древнее происхождение, хочет жить просто, сосредотачиваясь на телесном комфорте - наличии убежища, пищи, отдыха и секса. Тело действительно нельзя игнорировать без последствий. Его требования постоянны и отчетливы. Разум, который был наложен на человеческое тело методами генной инженерии, имеет свою собственную жизнь, где он ведом любопытством и навязчивыми идеями. То, что разум ведет свою собственную жизнь, можно увидеть, если умному и любопытному человеку дать для решения головоломку. Он может игнорировать требования дефекации и мочеиспускания, голода, сна, пока не решит головоломку. Разум, тело и душа могут работать вместе, и часто так и делают, но иногда они могут тянуть в противоположных направлениях, тем самым вовлекая тело в болезнь.
.
Теперь что касается воплощенного духа. Это еще один центр, который иногда может действовать в согласии с телом, как, например, в ситуации, где человек хочет иметь контакт с другим человеком противоположного пола, когда оба они чувствуют сексуальное желание. Дух также может иногда действовать в согласии с разумом, когда желание быть в служении другим проявляется вместе с возможностью исследования. Душа доминирует над телом, если только душа не является настолько незрелой, что проживает свое первое воплощение.
.
Душа приспосабливается к плотности, в которой она воплощается, и может влиять на человеческое тело. Генетика - это всего лишь химия. Душа влияет на рост и развитие через химический состав. Душа связывается с умом биохимическими средствами, вызывая биохимическое воздействие. Душа может разговаривать с умом, только если ум готов получить от неё сообщение. Если же биохимические пути для понятия, которое дух хочет передать, в уме ещё не присутствуют, дух может говорить только с эмоциями. Таким образом, люди чувствуют, что они раньше жили, но не имеют объяснения этому понятию. Поэтому если они не готовы поддержать концепцию прошлых жизней, они не будут открыты для раскрытия этой духовной памяти. (с)
* подробней об устройстве и работе души


голос из зала: - родители растят детей, чтобы они помогали им и было кем гордиться. а для чего, по-вашему, растят людей их создатели, если уж вы настаиваете на сторонних создателях человека?
* чего хочет Бог-Абсолют-Природа-Мир - 5 законов и 20 следствий - мои мысли

- Что самое печальное в жизни - не суметь найти ответов на свои вопросы?
- Нет, самое печальное - не суметь найти вопросов, на которые нужно искать ответы. (с)

* Три самых важных показателя человека душа-тело-разум
* Как выходили из душевного кризиса я, Таранов и Лев Толстой
* Мотивация vs. Дисциплина -> развитие привычек -> успех: как это у было
у меня, Збынека Драба, Лео Бабауты и Бенджамина Франклина

про Жизнь Системно

Previous post Next post
Up