Точность неуверенности

Jan 24, 2020 17:24

«Как давно это было... Или нет - как давно этого не было ( Read more... )

*Платонов, Бродский, Фолкнер, Музиль, *Пруст «В поисках утраченного времени»

Leave a comment

1_9_6_3 January 24 2020, 17:21:19 UTC
О Джойсе в том же году Бродский говорил вот как:
« - Пруст сложнее, нежели Джойс?
- Вы знаете, гораздо, то есть несомненно. Вообще, в какой-то степени, иерархия литературы двадцатого века... Сейчас девяносто первый год, да? Это конец столетия. И вполне можно себе позволить окинуть то, что произошло в литературе, таким как бы взглядом и позволить себе такое преждевременное ревю, преждевременную рецензию на двадцатый век, в смысле литературы. Для меня, разумеется, крупнейшее явление - это Пруст, второе - это наш соотечественник Андрей Платонов, третье - Роберт Музиль. Джойс оказался бы, я думаю, на четвертом и даже на пятом: у меня возникает между третьим и четвертым, грубо говоря, довольно большой интервал. Джойс - это замечательный писатель, несомненно, но как художник он представляется мне куда менее значительной величиной или фигурой, чем он представлялся мне, скажем, четверть века тому назад. <...> Что касается меня, поскольку вы спрашиваете меня, более крупной величиной в англоязычной литературе, в прозе по крайней мере, является Фолкнер, куда более крупной, чем Джойс. И надо сказать, что каким-то образом в моем так называемом сознании Пруст и Фолкнер оказываются если не конгениальными, то каким-то образом совпадают».
(из интервью. 1991 / там же, с.156)

Reply

raf_sh January 24 2020, 21:27:20 UTC
Ага, уже лучше. :)

Reply

raf_sh January 24 2020, 21:31:04 UTC
Кстати, под писателями он, видимо, имел в виду "прозаиков". Видимо.

Reply

1_9_6_3 January 25 2020, 05:00:59 UTC
Да, из контекста видно, что писателей он отделял от поэтов. Продолжу цитату из доклада на Нобелевском симпозиуме:
«Что общего, по-видимому, было у всех шести - это преобладание стиля над сюжетной линией. Последняя очень часто оказывается заложницей стиля, который и является настоящим движителем повествования. Не вызывает ли эта практика каких-либо ассоциаций, не напоминает ли вам такой тип процесса что-то еще в литературе? Мне напоминает, поскольку такой же принцип действует в поэзии, где сюжетная линия управляется и определяется каденцией и благозвучием, ибо стихотворение движется силой их прирастания.
Другими словами, с модернистами литература завершила круг развития, вернувшись к господству языка над повествованием, поскольку прежде рассказа была песня, поскольку сам язык есть плод неуверенности. Именно она - если оставить в стороне неутолимую жажду метафизики - связывает великолепную шестерку модернистов и в некоторых случаях позволяет их прозе потеснить достижения современной им поэзии. Музиль, поглотивший всего Рильке, - лишь один из таких примеров. В некотором смысле этих шестерых можно объявить величайшими поэтами столетия, гораздо более значительными, чем их практиковавшие в сей области современники, с той же убывающей в конце концов аудиторией - как показывает сегодняшняя литературная практика - и по тем же причинам».
(там же, с.161)

Reply


Leave a comment

Up