Егорий Вешний

Mar 02, 2021 21:52


Русский заговор гласит: «Стану я, раб Божий… поклонюсь и помолюсь истинному Христу, белому царю, Егорию Храброму, скажу солнышку: Истинный Христос, белый царь, Егорий Храбрый, дай мне зайцев белых, ярых Божиих зверей…  ».

При изучении старинных, отрешенных житий святых, молитв, заговоров и другого народного фольклора на религиозную тему, возникает невольный вопрос: А так ли представляли себе этих святых наши далекие предки, как они описаны сегодня? Да и самого Христа, собственно? В прошлом Слове мы уже рассмотрели былинный образ святого великомученика Федора Тирона, который никак не соответствует жизнеописанию, составленному в 17 веке, Параскевы Пятницы тоже. Теперь обратимся к фигуре Егория Храброго, который, как нас уверяют, является отображением Георгия Победоносца на русской почве. Согласно официальному житию был знатного происхождения, мать была крупным землевладельцем из Сирии, отец был сенатором в некоем Севастополе Армянском. Этот самый Армянский Севастополь наш интернет не знает совершенно, ни в каких комбинациях он не находится. В списке древнейших армянских городов он также не значится? Фальсификация? Но не будем здесь утверждать это однозначно, и перейдем к русской (славянской) версии. Здесь никаких подробностей такого рода конечно нет, и быть не может.  В корпусе русских духовных стихов «Голубиная книга» о его происхождении сообщается следующее: «Во граде было в Иерусалиме При царе было при Федоре, Жила царица благоверная Святая София Перемудрая. Породила она себе три дочери, Три дочери да три любимые, Четвертого сына Егория, Егория, света, Храброго: По колена ноги в чистом серебре, По локоть руки в красном золоте, Голова у Егория вся жемчужная, По всем Егорие часты звезды».  Не могу не согласиться с Александром Елисеевым, у которого я заимствую сейчас информацию, что «..под Софией здесь следует понимать образ Матери-Земли, которая просветлена и преображена духовной мощью Царственного супруга Фёдора...».  Интересно отметить очередной раз, что под Иерусалимом народ понимает именно Царь-Град, и явно не то место, которое сегодня так называется. Интересно в этой связи рассмотреть и личность царя (императора) Федора, который имеется в официальном списке византийских императоров и мы очень скоро займемся этим.

«Не бывало на Иерусалим-град Никакой беды, ни погибели; Наслал Господь наслание На Иерусалим-град: Напустил Господь царища Демьянища, Безбожного пса бусурманища. Победил злодей Иерусалим-город, Сечет и рубит и огнем палит, Царя Федора в полон берет, В полон берет, в столб закладывает». Принято считать, что царище-пес Демьянище - это римский император Диоклетиан. Однако, в истории про Егория мы видим, что Демьянище представлен изначальным врагом, в то время, как в официальном житии Георгий служит Диоклетиану, является его любимцем и командиром его телохранителей !!  Очевидно, что перед нами совершенно разные истории. Житийный Георгий сам отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения, но когда начались гонения на христиан, он, яко бы, раздал имущество бедным и перед императором объявил себя христианином, его арестовали и стали пытать.  Относительно пыток Егория Демьянищем Голубиная книга повествует так: «Полонил злодей три отроцы, Три отроцы и три дочери, А четвертого чудного отроца Святого Егория Храброго. Увозил Егорья во свою землю, Во свою землю во неверную. Он и стал пытать, крепко спрашивать». Сопоставляя Егория и Георгия, следует понимать также, что Голубиная Книга сама редактировалась в 13 веке, с целью связать древнюю ведическую мудрость с фигурой Спасителя, новейшей для того времени. Кроме того, слово «пытать» не всегда понималось и понимается в русском языке как «истязать», «калечить». Изначально имелось в виду именно «выспрашивать». «А скажи, Егорий, какова роду, Какова роду, какова чину? Царского роду, аль боярского, Аль того чину княжевинского? Ты которой вере веруешь? Ты которому Богу молишься? Ты поверуй веру ты ко мне царю, Ко мне царю, к моим идолам!». Конечно, Егорий Храбрый не мог погибнуть так нелепо и глупо, как это описано в житии Георгия. Он освобождается и .. «Выходил Егорий на святую Русь. Завидел Егорий свету белого, Услышал звону колокольного, Обогрело его солнце красное. И пошел Егорий по святой Руси, По святой Руси, по сырой земле Ко тому граду к Иерусалиму». Егорий возвращается в разрушенный Иерусалим, где сообщает своей матери о желании утвердить Веру во всей земле «светлорусской».

Егорий & Дионис

Когда мы говорим сегодня Дионис, теряя букву W в середине (Дивонис) мы теряем и смысл. А она есть - di-wo-nu-so-jo me-no (месяц Диониса), свидетельствует ахейская надпись на стеле. Дивон - Дивонис - Диво - Див - Дев. В индо-иранских сказках Дивы-Девы и боги и демоны - все высшие сущности.

Подобно индийским сказкам, греческий фольклор на религиозные темы богат сюжетами разного свойства, включая хулиганские басни. Если отбросить всю шелуху и посмотреть в корень, то главный миф о Дивонисе - это миф о спасении Матери. Отсюда главный эпитет Дивониса - Диметор /Деметра/ - защитник матери, посвященный ей, как толкуется имя Демитрий. В новогреческом переводится как «имеющий двух матерей». И это тоже очень важный сюжет, потому что мы находим его в раннем христианстве в ростовских землях в 10-13 века, в царстве Егория Долгорукого и Боголюбского Андрея, в его культе двух Богородиц - Мары старшей и Марии младшей, дочери ее и матери героя спасителя. Бесподобные редкие двух-сторонние иконы того времени, сохранившиеся в единичных экземплярах свидетельствуют об этом в полной мере.



Древнейшая икона 12 века, Феодоровская, имеет два изображения с двух сторон доски. Первое, древнейшее, изображение Мокоши (Параскевы пятницы, как нам теперь учат. Пятница - это Мокоши день, когда Куделихи не прядут). На обратной стороне доски более поздний образ, привычная нам Богородица с младенцем, младшая Мария. Эта икона создана человеком, епископом Федором, просветителем Ростово-Суздальской Руси в 12 веке, ближайшим сподвижником Боголюбского, в религиозных делах наставником его, строителем храма Покрова Богородицы на Нерли, учредителем праздника Покрова, той самой Мокоши. Федора, теперь незаслуженно оплеванного, оболганного и забытого. Она же и София греческая. Отрешенных икон ее множество. Мы видим Старшую Богородицу на троне (Исиду - восседающую, сидящую на троне). Младшая Богородица с младенцем поклоняется ей, среди других персонажей.  Главный подвиг Дивониса и фундамент легенды о нем - миф об освобождении с воейматери Симелы (Земеля)) из ада, для чего он, Дивонис спустился в ад. Лат. Semela, Semele - мифологическое имя принадлежит к циклу фиванских легенд о Дионисе. Происхождение имени фригийское, означает, «земля», и в таком случае происходит от общего праиндоевропейского корня, что и русское «земля». Мать Земела умерла от ужаса когда Зевс явился во всем своем "блеске", в "пламени перунов". Недоношенного ребенка Матери Земели Дивониса, Зевс доносил в своем бедре (боку, ребре, известный мотив, Дивонис отражение перво-человека Адама). Когда сын Семелы, стал небожителем, он снизошёл в преисподнюю и, торжествуя победу над силами ада, вывел оттуда Землю, которая с того времени заняла место на Олимпе в кругу богов. Тоже знакомы сюжет спасителя. Православные Георгий Победоносец, Димитрий, Федор Тирон являются отражениями Диониса, размноженными. Былинные отрешенные образы их рисуют совершенно другие сюжеты, не те что написаны в 17 веке и известные нам сейчас. Все эти герои выступают защитниками Матери, воинами.

Былинные жите Федора Тирона (Стратилата) повествует: События сказания происходят в неком «Ерусалиме», который подвергается «жидовскому» нашествию. «В той земли во турецкие, во святом граде в Ерусалимове, жил себе некий царь Костянтин Сайлович. .. молился за дом Пресвятые Богородицы»… Вдруг случается напасть: «От царя июдейского, всеа силы жидовския прилетала калена стрела, на стреле было подписано: Царь Константин Самойлович! Отдай град ты охотою; не отдашь град охотою, мы возьмем град мы неволию!». Царь Константин Самойлович обращается с воззванием к народу: «Кто постоит за город Ерусалим, .. за мать Божью Богородицу?». Никто не отозвался, кроме отрока Федора, чему царь изумляется, «на кого ты, чадо, надеешься, на кого и начаешься?». Федор отвечает, что «надеюся и начаюся на силу и на небесную, на Мать Божью Богородицу!». Речь в стихе везде идет только о Богородице. И Федор «бился-рубился три дня и три ночи, с добра коня не слезаючи и хлеба не скушаючи, и воды не спиваючи: побил царя июдейского, покорил он силу жидовскую»… В то время, как Федор празднует победу у царя, «его (Фёдора) родимая матушка, его милуючи и добра коня жалеючи, отвязала от кольца позлаченова, повела на сине-море - поить, обмыть кровь июдейскую и всее кровь жидовскую. А где ни взялся змей огненный, двенадцати-крылых-хоботов, он пожрал коня доброго, половил его (Фёдора) матушку и унёс его матушку по печеры возмииные, ко двенадцати змеенышов»…

Старинные иконы с Федором Тироном и двумя Матушками были распространены, но после 17 века убраны из храмов. Снова видим две Матушки. Старшую, восседающую на троне, Царицу небесную, именно Великую Богиню и дочь ее, человеческую Богородицу с младенцем, которую и похищает змей. Старшая Богородица Мара - младшая Мария, проекция в человеческом мире (земная) дочь Ее. Эта до-реформенная икона Св. Федора полностью созвучна сюжету Новозаветного Откровения Иоанна Богослова об Апокалипсисе, Похищение Богородицы зверем, который хочет пожрать ее божественного младенца. Если поддерживать официальную трактовку, то получается, что "Параскева Пятница" сидит на троне, почему-то, т.е., является Богом, на глазах которого разворачиваются события. Избегнув беды-напасти и победив змея, Федор понёс свою матушку. Идёт-несёт, а сам слово держит к ней: «А родимая моя матушка! Стоит-ли моё хождение против тваво и рождения? Стоит ли мое рачение паче тваво хождения?». Отвечает его матушка - «Федориса-и-Микитишна»: «О, млад человек да Федор, да Тиринин! Стоит и перестоити!». «Он (Федор) подходит ко дворцу государеву». «Увидел его батюшка из палат из белых каменных: ".. вон идёт мое дитятко, вон идёт мое милое, он несёт свою матушку на головке и на темечке!» Матушка на головке у Федора - это Митра/Матра у иерархов на головах не в той ли связи?

Орфический гимн Дионису сообщает: "Зевс - есть великий Бог! Дионис - его Сын, его проявленный Глагол, Дух светлый, живой Разум, сиял в обителях Отца своего, в храме неизменного эфира. Однажды, когда Зевс склонившись созерцал бездны неба, через покров созвездий, он увидел в глубокой бездне свое отражение, свой собственный образ, простирающий к нему руки." Популярно сейчас предположение, что имя Зевс тоже происходит от Дивуса- Зеуса. Если так, Дивус отец и Дивонис сын, совместно именуемые Дивы - Боги. "В поисках прекрасного, но ускользающего отражения, Дивус наконец спустился в прекрасную долину, овеянную страстными дуновениями, которые ласкали его тело. В одном из гротов он увидел прекрасную Земелу/Семелу." В некоторых традициях Семела выступает с эпитетом Персефона, связанным с корнем Пере/Персе - божественной силой, поднимающий жизнь из семечка в могучее дерево (пере - весенняя пора расцвета природы в Египте и Греции, перра - у полабских славян пора весеннего цветение и сельско-хозяйственный бог Прон, у них же. "Когда Дивус увидел ее, прекрасная Майа ткала покров", тот самый, православный вполне, Покров Богородицы. "В покрове Персефоны , переливались образцы всего сущего". Это Великая Ткачиха опять, Куделиха, Мокошь. Центральное изображение на храме Покрова Богородицы на Нерли. Великая Прядильщица со своим полотном, к которой поклоняются все твари.

На блистательном Дмитровском соборе Владимира тоже самое, Мокошь со своим полотном и твари - дети Ее.

"Титаны и титаниды завидуя красоте Дивониса, набросились на него, и растерзали в куски, закопали его сердце. Но Отец Зевс поразил Титанов, нашел сердце Диониса, а Минерва поднялась в высоты эфира с сердцем, где оно превратилось в пылающее солнце". Прямые аналогии с христианством. И параллели с Египетскими Осирисом и Исидой (сидящей на троне с маленьким Гором- Егором на руках, солнечным Сыном. И с индийским Пурушей, растерзанным перво-человеком, из частей которого создан мир. "Из клубов же фимиама, который поднимались при сожжении частей тела Дивониса, произошли души человеческие и поднялись к небу. Когда их бледные тени достигнут пылающего сердца Бога, Дивонис воскреснет, более живой, чем прежде"

Есть параллели и с блестящим младенцем Коло и его матерью - Великой Колядой (Колода - дающая Коло, рождающая, еще один эпитет Великой Мокоши/Мары.

Русский заговор-молитва Георгию (Егорию) Победоносцу гласит: «Стану я, раб Божий… поклонюсь и помолюсь истинному Христу, белому царю, Егорию Храброму, скажу солнышку: Истинный Христос, белый царь, Егорий Храбрый, дай мне зайцев белых, ярых Божиих зверей…  ». Подобный фольклор записывался по деревням еще в 18 веке, в большом количестве. Как видим, далеко не только проблема сложения перстов при крещении была причиной религиозного раскола, были причины посерьезнее. Народ действительно смотрел на святых, да и самого Христа по другому несколько, если не сказать что совсем не так. В корпусе русских духовных стихов «Голубиная книга» о его происхождении сообщается следующее: «Во граде было в Иерусалиме При царе было при Федоре, Жила царица благоверная Святая София Перемудрая. Породила она себе три дочери, Три дочери да три любимые, Четвертого сына Егория, Егория, света, Храброго: По колена ноги в чистом серебре, По локоть руки в красном золоте, Голова у Егория вся жемчужная, По всем Егорие часты звезды». Три дочери - это Вера, Надежда, Любовь. А дальше мы видим все того же защитника  Матушки, борца со змеем, похитившим Ее (библейский змей, похитивший Еву). «Полонил злодей три отроцы, Три отроцы и три дочери, А четвертого чудного отроца Святого Егория Храброго. Увозил Егорья во свою землю, Во свою землю во неверную. Он и стал пытать, крепко спрашивать». Описано пиление Егория пилами. Тем не менее Егорий выходит от царищего плена. Былинное житие не дает здесь подробностей, посмертное воскресение здесь или так. Он освобождается и .. «Выходил Егорий на святую Русь. Завидел Егорий свету белого, Услышал звону колокольного, Обогрело его солнце красное. И пошел Егорий по святой Руси, По святой Руси, по сырой земле Ко тому граду к Иерусалиму». Егорий возвращается в разрушенный Иерусалим, где сообщает своей Матери о желании утвердить Веру во всей земле «светлорусской».

Чудо Георгия о змие - описанное в житии святого великомученика Георгия Победоносца спасение им царевны от змея (дракона), совершенное им. Получило отражение в иконографии данного святого, став самым узнаваемым его изображением. Древнейшее наскальное изображение Георгия/Егория можно увидеть на горе, с характерным названием Мадара, в Болгарских Балканах (древнее святилище) - знаменитый Мадарский всадник.  В подножии горы Мадара характерная пещера, в форме женского органа, которую я присылал.

Теперь с Деметрием, защитником Матери, он же Солунский. Дело в том, что в греческом языке все мученики именуются μαρτυρ - martyr - мартор. И несмотря на то, что сегодня нам предлагают в качестве перевода слово «свидетель», не вызывает никаких сомнений слово-генез - Тор Мары(Мари) - боец ее, защитник Матери. еликомученик - magnus martyr - Великий защитник Мари, Мартириум (мартирий, мартирион) - культовое сооружение, построенное над местом гибели или захоронения мученика. Мартириумом раннехристианские тексты также называют постройки на местах, связанные со Страстями Христовыми: «И так утром в день воскресный служба совершается по обычаю в большой церкви, которая зовётся Мартириум. Зовется же она Мартириум потому, что находится на Голгофе, то есть за Крестом, где пострадал Господь, оттого и Мартирион».  Мартиролог (мартирологий, мартирология) - список признанных святых, имена которых приводятся в календарном порядке в соответствии с датой их мученичества. Все церкви в раннем христианстве называются по имени Великой Матери, так как возводятся на магилах мученников, пострадавших за Нее. С именем святого великомученика Диматрия Солунского связаны первые страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907 г.), как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Стоит отметить, что в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению. Сербы и болгары чтут великомученика Димитрия как патрона славянской народности, называя «отечестволюбцем» славянских народов.

Дело в том, что Дионис - это собирательный образ - общая крыша. Об этом говорит огромное количество эпитетов к нему, их очень много, более 50. Если рассматривать все сочинительства по этим Именам, то часто оказывается, что речь в мифах часто идет о разных версиях до такой степени, что вообще кажется другой раз, что там разные сущности. Отсюда вся чехарда с родословными, семейными связями, событиями. Необходимо признать, что Дионис - это собирательный образ, ТМ. И имя собирательно - Дивонис - Дивус - Дев, то есть Бог. Следует понимать также, что современный корпус мифов о Дионисе - плод творчества поэтов и бардов позднейших времен, 14 века и позже. Поэтому, правильно будет сейчас оставить все ритуальное пьянство с козлами и полоумными бабами - это все желтая пресса, и посмотреть в корень вопроса. Это не сложно, так как историческая наука дает здесь прекрасный ключ. Дело в том, что принято выделять из корпуса раннего Диониса, самые точные, как считается свидетельства. И здесь мы видим Диониса под другим именем - "Загрей". Принято считать, что Загрей - это и есть ранний Дионис, т.е. Див (Дивонис, бог просто) по имени Загрей. Мы видим здесь сразу связь Егорей - Загорей, общую корнеую основу ГОР. Убедиться в этом тоже не сложно. Согласно Нонну Панополитанскому, Дивус /Зевс посетил Земелу/Персефону в виде змея, и та родила ему младенца Загрея, то есть Диониса. Вскормлен Деметрой. Здесь сюжет двух Матерей - прослеживается генезис от Матери Земли к Матери земной. Мать земная погибает, толи от самого Дивуса-Зевса, толи от Демона -Аида - Димона. Возможно папочка выступал в двух ипостасях. Как и Мамочка, в прочем (Мара - Жизнь и Мора - смерть). По орфикам, вскормлен Земелой, самой Землей. Эсхил в «Сизифе» называет его сыном Аида.  Главный божественный миф в чистом виде, без налетов: Великая Мать Земля порождает божественного Сына - Солнышко, погибая при его рождении. Но божественный Сын вырывает свою Мать из рук смерти - Змея, затем погибая сам, но давая при этом жизнь всем остальным людям, получившимся из его частей. И этот подвиг, убийство Змея (вселенского зла), совершается после Воскресения. Это, в сущности -  главный индо-европейский миф, и не только индо-европейский, чтобы не путаться -  Бореальный Миф. На нем строятся все религии белой расы и рас впитавших культурное влияние белых (раса-красных, красивых). Путаница в семейных связях Героев (кто кому жена и кто кому сын и мать) не имеет значения. Хотя на эту тему, и в те далекие времена, сломано было не мало копий уверен, резали друг друга ножиками, решая как правильно думать: Считать ли Гора только сыном Сидящей на троне (Исиды) или полагать что Он же и Божественный Супруг, в двух лицах, и Отец и Сын одновременно. И до сих пор этот спор не утих еще ). И не утихнет, ибо нет ответа на вопрос "Что раньше было?" Курица или яйцо? ). И если принимать бореальную теорию, как таковую, то необходимо признать, что ГОР, во всех огласовках, принадлежит к главным корням основы и является там центральным понятием.

Доказывают тождество Ягора-Загорея-Гора его сестры-дочери, по обстоятельствам. У греков Хариты-Гориты. Три Божественных дочери (древняя Троица). Сестрами Егорки от Матушки Премудрости (Софии) выступают Вера, Надежда, Любовь. У Загорея троица дочерей - Блеск, Радость, Изобилие. Есть лишний повод сравнить ценности наши и запада ) они не меняются ). Если параллели выглядят шатко, по прежнему. То вот римские три сестры - Грации- Горации. Здесь основа Гор совершенно очевидна. Ведь наш эти Горицкие монастыри и вообще мир Горний (высший, небесный, сверкающий) к тому же стремяться.

Древнерусский Хорс все о том же. Б. А. Рыбаков связывает происхождение Хорса с древнескифским (сколотским) периодом - "сияющее солнце". Василий Великий, своем сочинении "Беседа трех святителей" поминает Хоруса-Горуса следующим образом: " Два ангела громная есть, елленскій старецъ Перунъ и Хорсъ жидовинъ, два еста ангела молніина". Но никакого противоречия здесь нет. Имелся вообще Горний мужской образ, образ неба с солнцем и молнией. Т.е., Василия можно только так и понять, что Хорс = Перун. И еще крайне интересная информация к слову: эллинами же на Древней Руси называли язычников. Совершенно удивительное дело, как будто не Русы перенимали религию у Елинов, а наоборот. Отсюда и все эти средневековые "елинские прелести" в наших рукописях. М. А. Васильев полагает, что связь не случайна - связь Перуна с громом и молниями всем известна, а добавление Хорса, которого он считает богом солнца, может объясняться тем, что солнце в Древней Руси по некоторым данным считалось источником молний тоже. Свою версию о «национальной принадлежности» божеств в этом отрывке выдвинул В. Й. Мансикка: «Быть может, в сознании автора этого вопросо-ответа Перун отождествлялся с Аполлоном, а Хорс - с ветхозаветным Нахором, который, действительно, в других списках заменяет Хорса». К Аполлону мы скоро вернемся. А пока можно записать еще и еврейского НаГора в число отображений Гора-ЯГора. Древне-русское написание "Хърсъ" поразительно сближается с именем Христос - солнце, спаситель.

Египетский Гор (устар. Горус), Хор (егип. ḥr - «высота», «небо»; или егип. ḥr.w - «недостижимый», «тот, кто высоко» - как раз бог всего неба вообще и солнца в частности, с головой крылатого солнца. Супруга Гора - Хатхор. Мать Гора Исида собрала воедино разрубленное Сетом тело супруга Осириса. В данной версии страдает Отец, а не Сын. Согласно одной версии, Гор рождён или зачат до смерти своего отца; по другой - Исида забеременела от плода древа судьбы. И конечно, Гор является спасителем и защитником своей Божественной Матери, как положено. Исида бежала из заточения в болота Нижнего Египта и в виде коровы спряталась от преследователей Сета на плавучем острове, где и родила Гора. Чтобы уберечь сына от гнева Сета, Исида положила младенца в корзину или сундук и пустила по водам Нила. Божественная няня Рененутет заботилась о нём, пока он не открыл себя миру. Сюжет двух Матерей на своем месте.

Немец Вундерер, путешествовавший по Руси в 1589-1590 годах, описал идола «Корса» близ Пскова: "Перед городом мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются. Именно, Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и Корса, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой - огненный луч". Удивительное казалось бы дело, каким идолам могли поклоняться в 16 веке? Или может несчастному Вундереру не объяснили, что дама с крестом это Богородица, а воин на змее это Георгий Победоносец - наш Егорка - отрок-солнышко? )

Аполлон, согласно множеству античных мифов - сын Зевса и Лето. В возрасте нескольких дней победил живущего на горе Парнас змея Пифона. Опять все та же история! Согласно классической версии мифа, ревнивая жена Зевса Гера запретила земной тверди предоставить Лето место для родов, и та скиталась по всей Элладе, пока боги не перенесли её на плавучий остров Делос. Но это все в точности про Исиду! И про Семелу! То есть, Аполлон - это и есть Гор, и Дивонис Загорей. Совпадение до деталей. Перед рождением Аполлона меонийские лебеди облетели Делос семь раз - по словам схолиаста Каллимаха, «потому, что Аполлон родился семимесячным». В точности как и Дивонис недоношенный. Как и Дионис, Апполон бог плодородия и покровитель земледельцев. Связь с землёй и сельским хозяйством находит отображение в мифах об Аполлоне-пастухе. Хорошенький, хорошенький такой пастушочек )...Бельведерский ) А где-то мы встречали уже пастушков? Да Егорка же наш.

Егорий Вешний (Юрьев день) - день в народном календаре славян, приходящийся на 23 апреля (6 мая). Интересно обратить внимание, что это пасхальные дни. Название происходит от имени святого Георгия Победоносца, который в народной традиции обычно назывался Егорием или Юрием. В этот день у русских на большинстве территорий проводили обряд первого выгона скота, купались в «егорьевской росе», собирали лечебные травы, устраивали ритуальные трапезы, совершали аграрные обряды и жгли костры. Праздник первых плодов в чистом виде, Песах. Только без жертв. И отмечали его, заметьте совсем недавно, до 18 века вовсю. Что уж говорить о 12-13 веках, когда известное нам церковное предание (современное) еще совершенно не известно народам. Егорий вешний, Егорий весенний, Егорий храбрый, Юрий тёплый, Ягорий голодный, ярый, Егорий-скотопас, Юрий Водонос. Отмыкание Земли, Егорий - резвая соха. Конский праздник, Скотский день  белор. Юрай, Ягорый, Юрый весняный, Ягор'е Егорий,  весняный. Полная калька Дивониса - бога производственных сил природы, связанный с весной, лазой и т.д. Егорьев день - основной календарный рубеж первой половины года. Вместе с Дмитриевым днём Юрьев день делит год на два полугодия - «дмитровское» и «юрьевское». основной скотоводческий праздник года, день первого выгона скота на пастбище, у южных славян и на Карпатах - день ритуального доения овец, первого замера молока и др. У южных славян немало магических действий в Юрьев день было связано с овцой, предназначенной для первого доения: её украшали венком из трав и цветов, отдельный венок вешали на котёл, в который её доили.  В Юрьев день чествовали пастухов. Фрагмент древней прялки с арнаментом.

Сюжет - пастушек Егорий выгоняет скот на поля. Связь с прялкой не случайна, Мать - Великая Прядильщица. На прялке явно читается вилочковый крест, так называемый. Всем наверное уже известно, что до 17 века на надгробьях Руси не ставили и не изображали креста. Все сохранившиеся надгробья несут на себе знак "вилочкого креста" - символа Мары. Все, вплоть до захоронений семей Годуновых, последних представителях Старого Мира (античного).

Историк I века до нашей эры Диодор Сицилийский говорит, что, согласно «некоторым писателям мифов», было два бога по имени Дионис, старший из которых был сыном Зевса и Персефоны, но что «младший [рожденный Зевсом и Семелой] также унаследовали дела старших, и поэтому люди более поздних времен, не зная истины и обманутые из-за идентичности своих имен, думали, что это был всего лишь Дионис ».  Согласно Диодору, этот старший Дионис изображался в живописи и скульптуре с рогами, потому что он «отличался проницательностью и был первым, кто попытался запрягать волов и с их помощью произвести посев семян», а младший был «Называется Диметором (О двух матерях)… потому что двое Дионисов родились от одного отца, но от двух матерей». Он также сказал, что у Диониса «считалось, что у Диониса две формы… у древнего была длинная борода, потому что все мужчины в древние времена носили длинные бороды, а младший был женоподобен и молод». Но все это те самые поздние свидетельства, оригиналы которых не сохранились, как водится. А вот вообще самое раннее упоминание о Загрее находится в единственной цитируемой строке из эпоса Алкмеониса (VI век до н.э.?) и гласит: «Хозяйка Земля [Гайя] и Загрей - высшая из всех богов.»  Нет никакого бульварного налета. Древнейшее свидетельство Эйфорион повествует, что части Диониса были «воссозданы Реей и возвращены к жизни», в то время как по словам Диодора Сицилийского, воссоздание и воскрешение Диониса было совершено Деметрой. Это сюжет с Исидой, сама Великая Хозяйка воскрешает Сына. В более поздних орфических источниках Аполлон получил останки Диониса от Зевса, , и именно Аполлон собрал Диониса, а не Рея или Деметра. Видим патриархальное переосмысление, как много подобных примеров уже видели, запутывание следов, замутнение источников. В рассказах Климента и Фирмика Матерна, а также Прокла, Афине удается спасти сердце Диониса, от которого, согласно Клименту, Афина получила имя Паллада от все еще бьется ( πάλλειν) сердце. По словам Прокула, Афина обращается к Зевсу, а Дионис заново рождается от Семелы. Диодор также сообщает рационализированный рассказ о старшем Дионисе. В этом рассказе этот Загрей был мудрым человеком, который был изобретателем плуга, а также многих других сельскохозяйственных изобретений. И, по словам Диодора, эти изобретения, которые значительно сократили ручной труд, так понравились людям, что они «воздавали ему почести и жертвы, подобные тем, которые приносились богам, поскольку все люди были нетерпеливы из-за величия его служения им. чтобы дать ему бессмертие ". Критяне объявили годовщину смерти мальчика Загрея священным днем (Пасха по сроку). Проводились священные обряды, а корзину, в которой было спасено сердце мальчика, выставляли напоказ под рев флейт и треск цимбал. А.Ф. Лосев считает, что Критский Зевс есть общеэллинский пра-Дионис. По его словам, на Крите мифология и кровавый культ Зевса переходили в мистерию через посредство целого цикла образов, связанных с именем некоего Загрея. Образ этого Загрея впоследствии был воспринят орфиками и развит ими в целую систему философско-мифологических идей. Прямое отождествление Загрея с Зевсом неоднократно встречается в источниках, даже в очень поздних. Источники говорят о Загрее как о сыне Зевса или Аида и в тоже время уже как о самом Зевсе или Аиде. Загрей настолько же сын Аида, насколько он и сам Аид и, кроме того, он настолько же сын Зевса, насколько он и сам Зевс. У орфиков Дионис - это бог последней космической эпохи, царствующий над миром, или, как говорит один источник, «наш владыка». Орфики насчитывали шесть основных космических эпох: Фанет, Ночь, Уран, Кронос, Зевс, Дионис. Дионис трактовался как наиболее совершенное и наиболее конкретное явление божества в мире.  С созданием мифа о растерзании отрока Загрея произошло отделение от субстанции Критского Зевса той его стороны, которая характеризовалась его периодическим рождением и смертью. Эта его сторона отныне выделялась в отдельную, и притом сыновнюю, ипостась, получившую и особое имя - Загрея. Сам же Зевс, теперь ставший ипостасью отца, оказывался как бы выше сферы рождения и умирания. Отделение от Зевса (Зевса просто или Зевса Подземного) Загрея становится теперь весьма рельефным и выпуклым.

Античность знала много разных Дионисов, и Загрей есть только один из множества его образов. Три Диониса находим у Филодема, до четырех Дионисов различают Цицерон и Лид, пять Дионисов перечисляет Диодор. У Нонна встречаем такое разделение: 1) Дионис, сын Персефоны, которого Нонн называет большей частью первым Дионисом, или Загреем, но также и Иакхом; 2) Дионис, сын Семелы, связанный с фиванскими мифами, или «позднейший Дионис»; 3) Дионис - Иакх, сын фиванского Диониса и Ауры. Если второй из этих Дионисов есть чисто греческий бог, а третий, кроме того, основное божество элевсинских мистерий, то первый, насколько можно судить, выходит далеко за пределы Греции, имея свой ближайший прототип в Загрее Критском и, вероятно, во многих других догреческих культурах, где идея вечного возвращения достигла мистериальной разработки. Этот миф может быть рассматриваем только в контексте со всей древнейшей мифологией страдающих и умирающих богов, среди которых и Загрей, далеко не самое яркое божество. Это стадия раннего матриархата, раннего стихийно-фетишистского мышления.

Previous post Next post
Up