«Грамота - ключ в руце», или «Грамотей - не пахарь».

Jun 18, 2022 15:47


Очень занят, сессия. Я здорово ошибся: вышло несоответствие решений, которые я хотел показать начальству в комиссии (и попросить «железа» в развитие тем), и возможностей бакалавров, которые на этих решениях делают свои дипломы.

Студенты отнюдь не дураки (для бакалавров), но очень мало времени для толковой подготовки работ; что у них, что у меня - помимо зачётов с экзаменами, консультирую выпускников-специалистов с соседней кафедры, то есть нахожу, откуда взять конструкторские расчёты в темах, с конструированием в принципе не связанных. Радость.

Нашлась пара свободных от этой вселенской мозготрёпки часов… как отдохнуть и при этом не расслабляться?.. и мне вспомнилось одно объёмное, не добравшееся до журнала рассуждение, пересекающееся с недавней поднятой здесь темой. Технологический суверенитет, сквозные технологии… Я обнаружил прежний текстовый файл со своими вполне дилетантскими предложениями и подогнал их к нынешней тематике. Опять же разбил на пункты для удобства.

1. Апологеты дел советских гордятся ликвидацией неграмотности, оппоненты их утверждают, что альтернативы той ликвидации не нашлось бы ни при какой власти.

Я подумал: а чем же столь хороши умения читать и писать, что на обучении своих людей этим умениям стараются не экономить? Мой ответ: грамотность позволяет оптимизировать передачу «своим людям» приказов, распоряжений и инструкций по противоречащим друг другу критериям скорости, объёма, точности и стоимости.

Летописи, литература и им подобные вещи, сходящие за личные блага как оправдание грамотности, возникают уже потом, когда грамотные наводят порядок не только вокруг себя, но и внутри себя. До этих работ люди спокойно обходятся устным фольклором, уличными театрами и шаманскими галлюцинациями.

2. Грамотность, как средство преодоления отставания от соседей по планете в промышленности вообще, работает и на уменьшение отставания в технологической сфере в частности.

Однако возникает вопрос: срабатывает ли грамотность лишь однажды, с обучением населения именно чтению и именно письму? Или на ином уровне технического развития можно найти какую-то другую грамотность, как совокупность навыков решающую ту же задачу «догнать и перегнать» или «хотя бы не упустить поганцев за горизонт»? То же самое средство оптимизации передачи приказов, распоряжений и инструкций, но в какой-то другой ипостаси?

3. Здесь читатель, отвечая на поставленный вопрос, может предложить так называемую «компьютерную грамотность»; явление, набравшее силу в последние полвека.

Я замечу, что среди людей, претендующих на «компьютерную грамотность», большинство обладает развитыми навыками пользования электронными текстовыми терминалами (в самом широком смысле слова «текст»), много менее развитыми навыками по обслуживанию этих терминалов и никакими навыками по их производству или ремонту. Чего-то, превосходящего умения читать и писать, в этом пользовании предложено не было: мимика, позы и жесты в видеороликах эти умения не то, что превзойти, но и заменить не в состоянии.

Программист, носитель буквальной «компьютерной грамотности», нынче всего лишь одна из многих профессий, становящаяся всё более профессиональной с неизбежно сопутствующей этому процессу диверсификацией.

4. Стоп. Теперь о том, что на первый взгляд почти не связано с рассматриваемой темой.

Думаю, немалая часть моих читателей знакома с сообщениями о том, что технологии производства интегральных схем на территории РФ никак нельзя отнести к передовым, и это различие сказывается в первую очередь в количестве элементов на кристалле интегральной схемы. «У советских микросхем восемь ножек и две ручки для переноски», гласит доисторическая шутка, не утратившая актуальности.

Тем не менее, какие-то микропроцессоры РФ, предположу, будет способна производить самостоятельно в достаточно близком будущем. Медленные и слабые процессоры, медленную и вовсе не ёмкую память. Хотя человека, чьим первым компьютером был «Поиск» (сделанный, сука, в Киеве, столице УССР), слово «медленный» в этом контексте заставляет вспомнить пословицу про жидкий суп и мелкий жемчуг.

Предположу вдогон, что таких отсталых изделий РФ сможет выпускать столько, сколько понадобится. Не обязательно на собственном оборудовании, хотя бы на первых порах.

5. А вот сейчас моя фантазия набирает вторую космическую скорость. Ускорителем ей служит одна из догм, которым я начётнически следую: сперва надо распорядиться тем, что есть, а уже потом стремиться к тому, чего нет.

Берём много-много этих слабых процессоров и медленной памяти и запихиваем взятое в несколько больших шкафов, то бишь стоек. Добавляем кучу вентиляторов для охлаждения. Привинчиваем к полу, чтоб стойки случайно на этих вентиляторах не улетели. Называем всё это великолепие БДСМ… извините, БЭСМ или МЭСМ… и заводим на несколько десятков терминалов по всему ВТУЗу, с собственными процессорами, только ещё слабее и дешевле. Например, один для обеспечения канала связи с королевой-матерью, а другой для обслуживания терминала.

Нет, это ещё не всё. На каждый терминал вешаем по два стенда.

Один - это макетная плата приличных размеров, под ней большой ящик (не уверен, что очень большой), в ящике пара-тройка генераторов, обвешанных схемами с внешней регулировкой (ручной и программной), чтобы как минимум один из этих генераторов можно было обозвать генератором сигналов переменной формы. На плату входят и с неё же выходят по несколько каналов, аналоговых и дискретных, то бишь цифровых. Можно добавить стандартные разъёмы, от давно минувших дней до нашего времени. Почётным гостем внутри такого ящика повинен быть (пере)программируемый микроконтроллер с собственной памятью… угадали, слабый и медленный. Можно два.

Другой стенд я представляю себе со значительно большим трудом; надо спрашивать людей, которым читали ТАУ много дольше моего. В общем, это какая-то хрень с эффекторами разных конструкторских решений и разной точности. Лучше всего с набором подключений, претендующих на стандарт, чтобы можно было эффекторы менять. Простенькие и слабосильные электромоторы, передача движения, вот это вот. А если у ВТУЗа найдутся собственные железяки погромче и помощнее, на которые можно завести внешнее управление по известным стандартам с этого второго стенда, тем лучше.

6. Это был аппаратный аспект. Теперь о программном. Догадываюсь, что у некоторых читателей возникнет горячее желание забраться на дерево и швырять в автора экскрементами, когда тот скажет, что под вышеописанное «железо» надо придумывать отдельный язык программирования, а вдобавок казённый стандарт, которому этот язык и его потомство должны соответствовать.

Нет, я не считаю, что существующие языки плохие, или что надо от них отказаться. Отнюдь нет. Этих языков всего лишь много, они заточены под разные задачи (см. выше «диверсификация») и, главное, они эволюционируют вне местного контроля, без соответствия местным нуждам. Они не родные. Им не научишь всех.

Каких-то радикальных решений я тут не вижу и не предлагаю. Имхо, в прародительской версии максимум структурного программирования с минимумом объектно-ориентированного, а последнее в основном для работы с библиотеками стандартных решений, в том числе по обслуживанию «железа». Возможно более развитая математика, это важно, со стандартными решениями задач по разным разделам физики. Поддержка синтеза САУ. Средства графического представления результатов, тоже стандартные. Возможность работы с упомянутым выше программируемым микроконтроллером (или двумя) при минимальных усилиях на переобувание.

Отдельным блюдом пакеты по проектированию с выходом на оформление проектных решений по текущим ГОСТам. Такие, чтобы собранные на стендах схемы можно было транслировать на возможное производство аппаратуры под строго определённые задачи. Для начала под те же лабораторные работы, чтобы не гонять универсальные стенды зря. Собрали схему на макетной плате, прозвонили, убедились, что работает, и оформили проект печатной платы. Сделали дюжину, упаковали в корпуса, через год раздали каждому студенту на соответствующей лабе.

7. Аспект то ли организационный, то ли методический. Создание и поддержание в масштабах страны единого реестра практических и лабораторных учебных занятий, а равно квалификационных работ с выдуманными мною выше железом и ПО. Самые разные предметы, самые разные направления и специальности, самые разные разделы. Гонорары ВТУЗовским работникам за пополнение оной библиотеки. Привязка к этим занятиям презентаций различного уровня сложности, тоже небесплатно. Приём заявок на упомянутые выше проектные решения, на чувствительные элементы, которые хочется повесить на схему обработки сигналов, собранную на макетной плате, и на прочее такое же. Типовые ЭРЭ, конечно, придётся закупать самому ВТУЗу, «но это жертва, которую я согласен принять».

8. И вот это всё сперва во ВТУЗы, а потом, с накоплением и адаптацией содержимого общенационального реестра, во все существующие или свежевыдуманные технические образовательные учреждения (понятно, что состав и конфигурация аппаратного и программного обеспечений тут могут и должны значительно меняться), и так вплоть до старших классов общеобразовательной школы под вывеской минимум одного нового обязательного предмета. Да, остальным придётся потесниться.

9. Тут читатель, завзято кивавший и убиравший от меня острые и тяжёлые предметы, всё же спросит: а на кой это всё? Грамотность, отвечу я. Возможно более распространённое понимание телеметрии и телемеханики в обществе, как двух аспектов той самой грамотности в её очередном воплощении. Умение на новом уровне формулировать и понимать, получать и передавать приказы, распоряжения и инструкции, будучи ограниченным противоречивыми требованиями.

Да, приказы «железу» и даже от «железа». А если кто-то считает, что такому можно научиться, лишь и только общаясь с людьми (приказывая им), то я просто посоветую ему не останавливаться и засечь время, за которое он дойдёт до славословий по поводу цветовой дифференциации штанов. А у меня «этот, как его,» эгалитаризм.

10. Каким окажется будущее, в котором будет решена задача постановки населению предложенной выше ипостаси грамотности? Не знаю. Не хватает воображения. Так же, как не хватало воображения тем, кто свидетельствовал (да и вёл) ликбез столетней давности.

11. А если так, на ближнюю перспективу… самый ёмкий из возможных рынков для передовой отечественной микроэлектроники, способ ухода от предельно жёстких технологических ограничений, наложенных извне (малоприятный способ, не спорю, но есть ли иные?), несомненное повышение качества образования и рабочей силы. Уже немало.

И, кстати, кто-нибудь, меня читаючи, не вспомнил нынешнюю дрономахию, то бишь дискуссию вокруг роли беспилотников в текущей специальной военной операции? Нет? Жаль.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Понимаю, что тема, мягко говоря, масштабная, и что моя компетентность по большинству аспектов этой темы представляет собой величину мнимую. Каюсь в том, что моё воображение вышло из-под контроля в порядке реакции на телерадиоинтернетспор высокоразвитых личностей между собою: «элиты», «свобода», «духовность», «новая идеология», «традиция», «возрождение» того или сего и прочая торговля воздухом. Я-то низкоразвитый и всего лишь хотел сказать, что можно по-другому.

ПостСубСкриптум. О, самое главное. Совсем забыл на почве переутомления. Надо ведь поугрожать неприятностями несогласным, вызвать у читателя адреналиновую реакцию. Хорошо, хоть тут уже всё сказано до меня. «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

А числа, пожалуйста, подставьте свои.

утопия, образование, общество, футуризм

Previous post Next post
Up