Пользуясь случаем, о советском идеале.

May 20, 2021 14:08


Напомнили о старом крыловском рассуждении, с которым я вполне согласен. Основной смысл рассуждения: советские идеалы - продукт советского общества, подлежащий сохранению и использованию как минимум потому, что идеал есть изделие штучное и редкое, такими не разбрасываются.

Утверждение трудно назвать спорным. Общественный идеал - это состояние общества, к которому каждому члену общества в повседневной жизни можно стремиться, либо которого можно избегать. Подчёркиваю: «можно», а не «нужно».

«Нужно» здесь наступает в задачах анализа состоявшейся эволюции общества как целого и синтеза её следующего этапа (прогнозирования, планирования), когда чересчур много ориентиров не бывает, и отказываться от каких-то из них означает напрашиваться на дорого обходящиеся неточности и ошибки.

Напомню, что даже в комплект поставки «единственно верного» марксистско-ленинского учения входят описания ужасов монополистического капитализма, до которых согласно классикам непременно дойдёт, если от них (от ужасов, а не от классиков) не шарахаться.

Достижимость сформулированных идеалов, их реализация, по Константину А. Крылову, совсем другой вопрос: «второй сложный» и «смотреть надо» в каждом конкретном случае. В конце концов, маяк помогает кораблям и судам добраться в пункт назначения, однако достигнуть его невозможно, и держать курс только и прямо на него - закончится крушением.

С другой стороны, совершенно презреть идеалы и порождённые отношением к ним мечты, влиявшие на жизненно важные решения десятков и сотен миллионов людей, в том числе Ваших собственных предков, есть в лучшем случае неосмотрительность, а в худшем глупость. А если кто-то пылко требует от Вас такого презрения, то разумным станет следить за карманами.

Теперь о том, что можно назвать «советскими идеалами». А то, знаете ли, сперва «все и так знают», потому что «все там жили»; время идёт, новые поколения «своим умом доходят», если кому интересно; высказывания, не теряя в убеждённости, теряют в смысле… «I’m so sorry». Так что запишу на полях.

Напомню определения общества, из которых я исхожу. Да, напомню, в неизвестный по счёту раз тратя на это Ваше время, ибо недавно вновь убедился: если не напоминать, то сразу же прилетят замечания, построенные на безусловной презумпции, что общество - это просто всякая группа людей. Не, ну а чё. Заметить-то хочется, а вникать времени нет. Надо общество поддерживать.

Функционально общество - это «возможность совместной деятельности людей, или координации их поведения». Субстанционально общество - это «сила, соединяющая людей вместе».

Ни одно из этих пониманий не запрещает одному и тому же человеку присутствовать в различных обществах («работа», «дом» и «общественный транспорт», например, в течение суток). Более того, можно даже ввести понятие «социального времени» как последовательности пребывания человека в различных обществах, обильных или скудных функционально, мощных или слабых субстанционально и скоротечных или долговечных по астрономическому или биологическому времени.

Всякая совместная деятельность людей, случившаяся она уже или всего лишь потенциальная, может состоять из действий односторонних и двусторонних, или, что то же самое, асимметричных и симметричных.

Односторонние, асимметричные действия - «действия, которые человек совершает (по отношению к другим людям или вещам) один, не нуждаясь в постороннем содействии». Это если я напишу на Вас донос, например. Двусторонние действия «таковы, что они не могут быть совершены без помощи и участия других людей».

Соответственно, все односторонние действия в данном экземпляре общества, состоявшиеся или всего лишь возможные, для удобства изложения можно объединить в один аспект. То же и с двусторонними. Названия этих аспектов можно позаимствовать у Александра А. Зиновьева: «деловой» для односторонних, «коммунальный» для симметричных.

И «советский идеал» здесь выглядит примерно так: «социальное время личности должно быть обеспечено обществами, в которых коммунальный аспект в наивозможной степени доминирует над деловым». Всё. Другого советского идеала у меня для Вас нет.

Иными словами, наивозможное большинство действий, которые я предпринимаю или обдумываю, находясь в том или ином обществе («в жизни»), должны быть двусторонними. То есть такими, которые не могут быть совершены без помощи и участия других людей, а значит, могут быть оценены этически.

Сюда обычно добавляют презумпцию положительной оценки и говорят о «торжестве справедливости», однако это уже реклама.

Далее несколько замечаний по поводу этого идеала.

Во-первых, в таком обществе люди по определению будут худшими орудиями, чем в обществе с ярко выраженным или доминирующим «деловым» аспектом. «Худшими» значит «менее точными», «менее надёжными», «менее прочными». Это означает при прочих равных худшие результаты производства - и вещного, и культурного, и политического (то есть воспроизводства самого общества).

Полагаю, все помнят кадры из х/ф «Служебный роман»: «Каждое утро в нашем заведении начинается одинаково. Это уже обычай. Традиция. Я бы сказал - ритуал». Вот в дистиллированном виде оно: какой-то процент рабочего времени, которое принадлежит работодателю, уходит на то, чтобы понравиться окружающим.



Следующая отсюда тема «прочие равные и как их сделать неравными» слишком объёмна и неоднозначна, я к ней ещё вернусь, но потом.

Во-вторых, общество с превалирующим «деловым» аспектом будет формулировать и описывать вызовы и ответы на них как изменения параметров субъектов, агентов, действующих лиц (наборы ТТХ). Общество с превалирующим «коммунальным» аспектом будет генерировать описания и формулировки тех же самых событий и процессов через изменения параметров связей между действующими лицами (наборы протоколов).

Проще говоря, через апелляцию к «советским» реалиям или через показательный отказ от них возможно весьма избирательное и точное управление даже не пониманием окружающего мира, а подходом к такому пониманию, и, следовательно, выбором действий по отношению к окружающему миру. В очень разных масштабах.

В-третьих, ахиллесовой пятой общества, движущегося к воплощению «советского идеала», станет - как и у всех - императив экономии усилий личности на общественную жизнь.

В «советском» случае речь пойдёт об экономии частных усилий на этическую оценку симметричного поступка, а даже точнее, об экономии усилий на изучение отдельно взятого случая, о согласии на оценку огульную, обобщённую, в принципе неточную - в том числе в порядке планирования собственного поведения («полюдье» у Константина А. Крылова).

Рискну утверждать, что пресловутая «сознательность» из советского словаря сводилась именно к способности преодолевать эту лень, к желанию и умению лезть в подробности, разбираться до тонкости в каждом отдельно взятом случае двусторонних действий, «хорош» он или «плох».

Если «сознательности» мало, то видимые со стороны ошибки в двусторонних действиях накапливаются, достижение поставленных целей через такие действия, а вдобавок через преодоление последствий предыдущих ошибок в таких действиях становится затруднительным. Действия же односторонние сугубо на контрасте прибавляют в привлекательности: это, скажем так, объясняет постсоветский рыночный пыл, «оно работает». Работает по сравнению и до поры.

Пожалуй, всё. Из изложенного можно не напрягаясь вывести «советскую» политическую программу, заточенную под движение нынешнего российского общества к «советскому» идеалу.

«Не напрягаясь»? Преувеличил. Она начнётся с описания ПО, обязательного к установке на смартфонах членов семей акционеров крупных производств и членов семей их рабочих, а продолжится описанием статуса локальных информационных агентств, обеспечивающих это ПО… невозможно себе представить, «не напрягаясь», да. Посмотрят как на идиота.

Спасибо за внимание. Продолжайте смотреть.

общество, экономика, политика. история, этика

Previous post Next post
Up