Здесь я продолжу
своё недавнее рассуждение о предпринимательской деятельности, на этот раз постаравшись представить себе предпринимательскую деятельность «хорошую», «справедливую» с точки зрения «северной» этики, которую я предполагаю основанием существования российского общества и, как следствие, русского народа в ближайшие столетия.
Был бы безответственным сетевым треплом, сказал бы и «тысячелетия», но Заратустра атеисту не позволяет.
Считаю обязательным напомнить, что оперирую понятиями из крыловской работы «Поведение», где, к сожалению, о «северной» экономике сказано очень мало. Посему всё сам.
Я уже поднимал эту тему, и не раз, однако сейчас вроде бы вышел на сколько-нибудь определённое представление по ней. Нет, не в том смысле, что тут я заканчиваю рассуждать на эту тему. И не надейтесь.
Дано. По моему мнению, экономическое процветание при прочих равных скорее случится у той страны, где члены общества тратят минимум нервной энергии на переходы субъекта от деятельности, заданной ценностью пользы, к деятельности, заданной ценностью справедливости, и обратно.
Это очень разные ценности, которые в подавляющем большинстве случаев диктуют несовместимые решения по дальнейшему поведению субъекта, основанные на выборе между действиями односторонними (польза) и двусторонними (справедливость).
Однако «подавляющее большинство случаев» - это не «всегда». Можно найти или задать такую границу между пользой и справедливостью в голове человека, на которой видимое субъектом положение дел примерно одинаково следует и из соображений пользы, и из соображений справедливости.
Именно тогда субъекту станет легче всего принимать решения (см. «переобуваться»). И это «легче всего» будет накапливаться в миллионных масштабах десятками лет.
Такую границу - ребро монеты, лезвие бритвы, кончик иглы - обычно и пытаются определить, говоря о какой-нибудь «справедливой экономике», а имея в виду при этом такую предпринимательскую деятельность, которая раздражает имеющего в наименьшей степени.
Ниже я рискну прикинуть понятие о «хорошей» предпринимательской деятельности в экономике общества, придерживающегося «северного» понятия о справедливости и стремящегося к процветанию.
Справедливость. Вот «северный» этический императив, напоминаемый мною в неизвестный по счёту раз: «другие не должны делать мне того, чего я им не делаю».
Правильное в смысле «справедливое» поведение «северного» субъекта имеет своей целью лишение контрагента возможностей или желания сделать ему то, чего сам субъект контрагенту делать не хотел бы.
Очевидно, что способы такого предотвращения в самых разных ситуациях могут быть самыми разными.
Польза. Повторю прежнее рассуждение из текста на ссылке в начале. Речь о предприятии в экономике с точки зрения предсказуемости предпринимателя.
Когда у предпринимателя есть «деньги» или «деньги’» из формулы «деньги-товар-деньги’», и когда у него есть «товар» из той же формулы, то сторонний наблюдатель может предсказывать поведение предпринимателя (и планировать собственную деятельность, исходя из этих построений) с разной степенью уверенности.
Само общество, как возможность совместной деятельности в группе людей, вокруг предпринимателя в стадии «денег» (со штрихом или без него) менее определено, чем общество вокруг предпринимателя в стадии «товар».
То же общество, как совокупность связей между людьми, в стадии «деньги» или «деньги’» может быть описано через перечисление большего количества слабых связей, а в стадии «товар» - меньшего количества сильных.
Анализ. И вот, с одной стороны я вижу «северное» «другие не должны делать мне того, чего я им не делаю», а с другой «деньги-товар-деньги’». При каких условиях эти описания дадут примерно одинаковые следствия?
Отнесение структуры этического суждения на экономическую формулу даст те же результаты, что и для «западного» случая.
Что для «запада», что для «севера» переход «деньги-товар» есть поведение субъекта по отношению к окружающим, а переход «товар-деньги’» - поведение окружающих по отношению к субъекту.
В чём будет отличие?
В частице «не», задающей иное разделение между «правильным» и «неправильным» в поступках, и, следовательно, иное понятие «товара», основанное на ином понимании самого «потребления».
Товар. По сути своей всякое «потребление», оно же «эксплуатация» - это умышленный и возможно более управляемый износ, порча предмета потребления.
Отличие таится в умысле, в цели потребления.
«Западное» потребление имеет своей целью достижение желаемого, ранее воображённого субъектом положения дел (или набора таких положений), «другие должны»: выделение желаемого положения дел из множества возможных и приведение окружающего мира в соответствие ему.
«Западное» потребление - это потребление товара как инструмента или орудия, это, кённинга ради, потребление меча.
А «северное» потребление имеет своей целью защиту от нежелательного положения дел, от некоторого множества угроз, «другие не должны»: предупреждение прихода окружающего мира в нежелательное для субъекта состояние.
Да, «северный» товар - это щит, защита.
Слова. Любой акт потребления можно описать что с «западной», что с «северной» точек зрения, всего лишь правильно подобрав слова: «используя эту вещь, я стремлюсь к» или «используя эту вещь, я защищаюсь от».
Можно описывать всякую потребность как «соблазн» для «запада» или как «угрозу» для «севера».
Другое дело, что затраты на такие описания в разных обществах будут несопоставимы, и «западный» язык в экономике «северного» общества (и наоборот) получается препятствием, тормозом развития и радостью для конкурентов.
Можно пытаться обойти такие интеллектуальные затраты, рассуждая, допустим, об «инфраструктуре», а имея в виду набор общедоступных средств малоизбирательной защиты от масштабных угроз. Не совпадает, чего уж там: возьмите частный огород во дворе пятиэтажки, продовольствие с которого продают на окрестном рынке. Это уже не инфраструктура, но ещё часть того набора.
Так что всё это полумеры, увы. Культурный вызов по постановке адекватного языка тут приобретает астрономические масштабы. С другой стороны, он требует не столько вдохновения, сколько прилежания.
Потребление. Язык языком, а «западный» и «северный» подходы к потреблению диктуют разные понимания формы предприятия.
Фундаментальным отличием «северного» потребления от «западного» получается изначальное наличие у «северного» потребителя (покупателя) законченного представления о своих вещных потребностях. Такое представление легко понимать, как «достаток», но это не совсем точно.
«Северный» покупатель своими покупками воплощает своё законченное представление в жизнь или латает дыры в уже существующем воплощении, поддерживает его.
Из «северного» представления о потреблении следует необходимость наличия его стандартов, широко распространённых и признанных в обществе.
Советский урок «от противного» здесь состоит в том, что такие стандарты должны быть разнообразными, многоуровневыми и хорошо проработанными, а не должны быть обязательными.
Добровольное распространение таких стандартов должно быть основано на их привлекательности и на лёгкости их поддержания. См. замечание выше об астрономических масштабах культурного вызова.
«Западное» потребление с точки зрения потребителя не ограничено, однако оно ограничено самим потребителем, его действительными возможностями, которыми можно эффективно манипулировать извне.
«Чем старое чинить, лучше новое купить», причём «новое» здесь может статься не только усовершенствованной версией прежнего предмета и даже не средством освоения новых областей деятельности, но и средством объявления таких областей.
Предприятие. Суть предприятия в что в «западной», что в «северной» экономике остаётся прежней: предприятие функционирует в сфере пользы, целью предприятия пребывает то, что его владелец или пользователь понимает, как «обогащение», и оперирует владелец или пользователь такими промежуточными понятиями, как «прибыль».
На полях я рискну утверждать, что та же дискуссия между «социалистами» и «рыночниками» основана на уточнении и/или универсализации понятий из этой области.
Тем не менее, одинаковое по сути предприятие может по-разному восприниматься в различных обществах с точки зрения справедливости.
Предприятие, признаваемое «хорошим» с позиций «западного» понимания справедливости, решает задачи не только производства предметов потребления, но и генерации самих потребностей, их задания и форматирования. «Хорошее» «западное» предприятие может и должно соблазнять.
Отсюда рекламный пандемониум, отсюда зацикленность на «инновациях» безразлично их действительной новизны, отсюда «свобода» как вседозволенность и проч..
В пределе, как и было сказано ранее, «западный» предприниматель «хорош» постольку, поскольку своей деятельностью создаёт новых предпринимателей. Да, не давать рыбу, а дать удочку - точнее, кредит на удочку, чтобы навсегда.
«Хорошее» «по-северному» предприятие решает задачу не изобретения, а поддержания стандартов потребления, заданных отдельно от этого предприятия, в культурной сфере общества. Оно защищает и охраняет.
Это вовсе не исключает прогресса и инноваций, ведь та же фантастика - вполне конвенционный жанр.
Это требует огромного количества продуманных и открытых решений по обеспечению качества жизни, создающих те самые стандарты во всём их разнообразии. Недостаток этих решений, отсутствие таких стандартов эффективно ограничивает «северный» рынок. Да, и я считаю ошибкой апологию такого нулевого положения дел в коммунистических утопиях, с их «Эрами упрощения вещей» и проч..
Такая сложность требует не «свободы», а «приватности» потребителя. И основные вопросы здесь - необходимость и достаточность той информации, которую потребитель предоставляет о своих решениях во всеобщий доступ.
В пределе «северный» предприниматель «хорош» тогда, когда он перестаёт быть предпринимателем в отдельно взятом случае. Тогда, когда он полностью закрывает какие-то запросы потребителя, переводя их удовлетворение в режим, не требующий ни его предпринимательской деятельности, ни усилий потребителя.
Да, Endlosung, сиречь «окончательное решение» с возможностью ухода в другую область, где предпринимательские таланты ещё или вновь требуются.
Итого. Сравнительная эффективность экономики «северного» общества перед лицом экономики общества «западного» может быть обеспечена через осознание потребления не как самоудовлетворения, а как самозащиты. Такое осознание в масштабах страны может быть достигнуто только масштабными усилиями в области культуры.
Следствием этих усилий должно стать насыщение понятия о потреблении, существующего в «северном» обществе, разнообразными, многоуровневыми и хорошо проработанными стандартами, позволяющими обывателю достаточно легко и открыто формулировать свои потребности.
Поясню, что я имею в виду тысячи и десятки тысяч стандартов, задающих и, главное, облегчающих ведение частной жизни (не путать с личной) в её достаточном своеобразии. Полагаю очевидными для Вас технические и методические средства использования таких стандартов, Вы же меня в Интернете читаете.
Такое насыщение позволит существовать предпринимательской деятельности в «северной» экономике. С одной стороны, она сможет быть достаточно устойчивой, то есть не вырождаться в моментальный срыв куша, как правило сопряжённый с насилием, а с другой - не слишком устойчивой, то есть не вырождаться в паразитизм.
Конечно, я ещё вернусь к теме. Изложенное позволяет формулировать какие-то программные предложения, хотя бы и утопические.
Спасибо за внимание.