Это, конечно, форменная инфантильность: жечь вырванные у работы и дома сорокаминутки, а иногда так и часы на MMORPG. Да ещё уровня 12+, то бишь воистину на детскую, человеку в летах непристойную.
Отдыхать ему так вздумалось, поганцу. К сериалам не привык, варкрафтер. "Страшно далеки они от народа".
Ну и не привык, не срослось у меня пассивное потребление видеоформата: я ещё рубли родительские на видеосалоны не тратил, а на книжки без приставки "сбер-" откладывал. Да, и мороженое покупал за 22 копейки. Это целых четыре мороженки на один-то рубль, а? И ещё на одну в картонном стаканчике останется, сомнительного вкуса и красноватого цвета, но всё же.
Каюсь, не устоял тогда перед соблазнами чрево- и мозгоугодия вместо того, чтобы Терминатора и крокодила Данди причащаться, реять в пространстве западной-то мысли.
Так с тех пор и пошло: если нельзя в потреблении какой-нибудь истории остановиться и назад перелистнуть, чтобы автора поймать на слове, так идёт эта история от меня куда подальше. А если клавиатура перед мною есть, а выбрать достойную ответку в RPG не могу, то и RPG идёт туда же.
Жизни достаточно.
Нынче в World of Warcraft разыгралось новое дополнение, о котором у меня найдётся пара слов. Не рецензия, а так, "навеяло" и "запишу, чтобы не забыть". С предположениями космического масштаба и всего остального.
С чего бы начать?.. Ладно, по качеству. Авральность там подмигивает из разных закутков. Например, на разных предметах схожего статуса поясняловом выступают либо шутки с претензиями на остроумие, - и с тем одноразовым привлечением дополнительных сущностей, которое и создаёт глубину в игре - либо их нет, просто "Quest item" или что-то вроде. Не успели.
По количеству. Местоположений всего шесть: стартовая цитадель, где все друг другу братья; четыре острова, и на каждом живут по-своему; пятый остров, наполненный творческими испражнениями главного злодея в этом дополнении. Точнее, того, кто пока сходит за главного злодея. Цитадель у злодея тоже есть, но её пока окучивают на уровне сценариев, а не рейда, то есть сходить можно и в одиночку.
По механике. Персонажей уполовинили по уровням: верхний теперь 60 (узнаю брата Иллидана!), а текущий рейд на героике бросает предметы iLvl 213. Весьма любопытным получилось наблюдение за самим собою, как к такой "оптимизации"(с) привыкаешь. Рискну признать его, наблюдение, вовсе не бесполезным: повседневное ведение, например, домашнего хозяйства в условиях действительной компьютеризации не сильно будет отличаться по количеству параметров от игровых реалий. А "оптимизаций"(с) в жизни хватает. Привет Дмитрию Анатольевичу.
По сюжетной механике. Всё как обычно: новый ресурс, подлежащий сбору, культивированию и отъёму (anima), вокруг которых и построен сюжет. Пространство, где разражается дополнение, надо спасать, потому как злодей, интригуя и подзуживая, anima на "хороших" территориях привёл в дефицит. Теперь из-за неё драки. Неписи разумные и неразумные одичали и озверели - "в общем, идёт повседневная борьба за жизнь". И в эту борьбу вступает ведомый игроком персонаж.
Далее следует отдых взрослого человека после работы. Не слишком долгий за раз, а то в условиях нынешней диктатуры продавца то очарование, которое продавец всё же счёл нужным вложить в товар, изнашивается стремительно.
А вот теперь уже о том, что меня проняло. Замечу, я никоим образом не считаю этот проём эффектом какого-то авторского замысла. Скорее уж случайно или методом перебора в игре состоялись высказывания по небезынтересным для меня вопросам. Уровень высказываний (см. выше) 12+, потому я и не полагаю их умышленными.
Начать с того, с чего не начал с самого начала. Действие дополнения происходит в посмертии. Да, том самом, куда уходил вращающийся в небе конический геликоид во всех предыдущих варкрафтовских местах и мирах. Под этим геликоидом в призрачном режиме душа персонажа добегала до места безвременной смерти последнего, после чего персонаж восставал из мёртвых ("досчитать до ста") и продолжал бить морды неписям, в массе своей безответным.
То, что пришли в посмертие, неизбежно. Условный "запад" существует в режиме безостановочной и беспредельной экспансии: всё видимое должно быть освоено под прибыль, и это хорошо. Что в игре, что у тех, кто её делает. Посмертие тысячелетиями было видимо, и оно будет освоено, как только появились средства такого освоения... нет, не спиритические блюдечки, а экраны, с которых люди верят обо всём.
Отсюда "это штука посильнее "Фауста" Гёте" в том смысле, что "сама идея" рискует оказаться много масштабнее отдельно взятой игрушки. Посудите сами.
Вот верующие. Их поведение задано, помимо всего прочего, представлениями о загробной жизни, зафиксированными в писаниях и преданиях. Делай хорошее, не делай плохого, и тебе всю оставшуюся вечность кверху пузом лежать на лужайке под пение ангелов.
Вот атеисты - настоящие, то есть материалисты. Их представления о посмертии точно так же влияют на их поведение здесь и сейчас, даже если эти представления сводятся к отсутствию всякого существования. Именно на этом сходстве (влияние посмертия на текущее положение дел) строятся жалкие рассуждения, что "атеизм - это такая религия" или "такая вера". Жалкие в первую очередь тем, какое понимание "религии" или "веры" из такого отождествления следует. "Ноль - это тоже число, поэтому именно семёрка приносит удачу, а восьмёрка есть дьявольское искушение".
А вот агностики, которые отличаются и от верующих, и от атеистов именно тем, что их незнание "что там" эффективно сводится к отказу учитывать "что там" в своём повседневном поведении. Повторю, доля этого влияния у тех же атеистов и верующих может быть невелика, но она есть. А у агностиков, которые составляют... чтобы не ввязываться в споры... заметный процент населения промышленно и социально развитых стран, этой доли нет.
Следовательно, эту долю им можно продать. Они рынок на сотни миллионов покупателей, который можно освоить. И это будет хорошим, правильным "по-западному" делом.
Весёлый смех читателя: да как ты им это впаришь? Это ж новое священное писание, пророки, тысячелетние культуры, закреплённый раздел рынка между существующими церквями... немыслимо.
Ответ навскидку. Будь я рептилоидом, я бы снял сериал, в котором в конце первого сезона "в общем, все умерли", подверг бы его бешеной раскрутке, а второй сезон начал бы именно с того, "как они там", с воскресениями в третьем, и с лёгким общением воскресших и всех остальных через границу смерти в четвёртом.
Проповедников... как бы это помягче... в сети сейчас много. Что это Вы на меня так смотрите?
Та мода, в которой ныне принято окучивать аудиторию, небезальтернативна. Нынче это бизнес с перспективой в полдюжины лет максимум, причём существующий в условиях той самой диктатуры продавца. Потребителю предлагается донатить за крупный план голой жопы не потому, что Даллес велел на народ порчу наводить, а потому, что это быстрые деньги продавцу за ничегонеделание, и это идеал здесь и сейчас.
А теперь представьте себе перспективу очень большого бизнеса с раскруткой лет в тридцать, а с прицелом лет на двести. С началом через уже вышеупомянутый сериал, который сумеют успешно сделать культовым. Управляемое обрастание сериала подробными картинами, "как оно там", с объяснениями и рекламой посмертия, привлекательного для нынешней публики.
Полдюжины профессоров философии за кулисами, привлечённые хорошими деньгами пополам с возможностью интеллектуально поупражняться и связанные подпиской о неразглашении. Привлечённые сугубо системности ради, которая здесь соответствует качеству.
Постепенное прорастание в сетях хорошо продуманных и взаимосвязанных известий, что кто-то видел именно те вещи, о которых шла речь в сериале или рассуждениях о нём. Обвес этих известий сиюминутной истерией, которую потом разоблачают и фильтруют, скривясь признавая на публику: мол, вот тут и тут врут, а вот здесь что-то есть - с неуклонным выведением в твёрдый осадок этого "что-то есть".
Тридцать лет в наше время с "этими вашими Энторнетами" - это очень, очень долго, это сравнимо с тысячелетием в древней Иудее.
Да, и я же не про уникальный такой проект, я про несколько. Священных писаний много не бывает. Рынок, конкуренция, развитие... я полагаю это отнюдь не единственным механизмом или наилучшим, однако считать это неработающим было бы глупо. В случае "многопартийности" в "западных" странах такое работает прекрасно.
Так и здесь. Несколько стартовых точек, несколько... не полновесных учений даже, а так, отдельно взятых теодицей, "почему мне мало платят". Возможная координация на начальной стадии, сортировка по возрастам и странам, методички с привязками к тому или иному классу событий с большим эффектом в медиа (катаклизм, теракт, пластическая операция у кинозвезды).
И всё это, напомню, на фоне воспроизводства в сети приятных и хотя бы в первом приближении логичных и приемлемых для масс картин посмертия. В фильмах, в играх, в книгах. На уже верующих и атеистов наплевать, они меньшинство, а в случае серьёзных успехов вообще уйдут в маргиналитет.
Дальше бифуркация: я не берусь судить, получаются ли тут на перспективе пророки, нужны ли они, в какой мере эти решающие всё кадры могут статься профессионалами, а в чём остаться кустарями... и так далее. Не знаю.
Позвольте, скажут мне. "Всё уже украдено до нас", все уже успели выговориться сотни и тысячи лет назад, истина обретена и запротоколирована, остаётся только следовать пути из небольшого набора, олигополия торжествует и всё такое.
Вообще-то, во времена обретения тогдашней истины потребитель на рынке был сельским работником с парой быков, печкой и ручьём как источниками энергии в лучшем случае... мне продолжать про всякие сезонные обстоятельства, астрономическое время жизни, биологическое время жизни, свободное время в жизни, про интенсивность обмена информацией с окружением, про уровень ожиданий от мира, про отличие человека от скотины?
Как заметила одна миэльфийка, мир изменился.
Когда мне рассказывают, что всё это вторично, а человек остался тем же и повинен столь же смиренно заводить глаза к небесам, сколь и тысячу лет назад, то я понимаю, что рассказчик утешает себя. В средневековой деревне самоутешенный и оставшийся тем же рассказчик не протянул бы и года. И обратно, средневековый попаданец в первую очередь попал бы в сводку ДТП.
Итого, некоторые особенности последнего дополнения World of Warcraft позволили мне сформулировать следующее предположение: посмертие в "западном" понимании не может не быть осмыслено как рынок, и я полагаю этот рынок в обозримом будущем неизбежным к освоению с применением всех современных средств такого освоения.
Да, это возможно. Да, это может быть в том числе следствием того, что расширяться больше некуда. И да, это станет вызовом существующим конторам, почивающим на лаврах, вызовом уровня "соответствуй или сгинь".
Смешной источник для рассуждения? Очень, но уж какой есть. Чтобы не выпадать из образа, я в качестве скорее иллюстраций, нежели доказательств того же предположения приведу некоторые обстоятельства из того же дополнения World of Warcraft.
Повторю, что я не считаю их индикаторами какого-то глобального упорядоченного замысла. Вряд ли там трудились предложенные выше профессора под подпиской о неразглашении, скорее уж тот самый слепой перебор. Квесты надо было придумывать для 12+, а время поджимало. Получилось то, что получилось.
Далее коротко по четырём игровым островам в порядке прохождения по сюжетной линии.
Bastion. Там видны вопросы: чем отличается человек от суммы его воспоминаний? Равноценны ли способы избавления от воспоминаний через их стирание, подавление, окончательное переживание обстоятельств, которым обязаны воспоминания своим появлением? Существуют ли специфические угрозы для общества в группе из таких отформатированных индивидов? Меняется ли степень такой специфической угрозы в зависимости от метода этого формата - стирание, подавление, переживание?
Maldraxxus. Там тот же набор вопросов относится уже не к воспоминаниям человека, а к его телу, понимаемому сугубо как механизм возможно более интенсивного взаимодействия с окружением (боевая машина в войне), безо всякого права на неприкосновенность. Вопрос о "специфических угрозах" пресуществляется здесь в вопросы о правилах ведения войны и о минимально необходимых иерархиях в человеческом обществе.
Ardenweald. Там работает доведённый до предела способ избавления от воспоминаний через их окончательное и расширенное переживание (сны). Однако сам по себе этот способ маловажен. Важно то, что сны образуют... ну да, чего уж там... сетевой контент, и важно то, что сеть, в которой этот контент существует, атакована извне. Насколько я понимаю, атакующая братия желает добыть ресурс, чтобы вернуться в реальный мир и посчитаться там со своими историческими конкурентами, некогда их отгеноцидившими. Вопросы читатель вполне может вообразить сам, начиная с "чем человек отличается от своего сетевого аккаунта".
Revendreth. Там дизайнеры взяли и облагородили через суверенизацию всем известный ад в центрально-европейском исполнении. Смысл острова в том, что на нём поставлен набор вопросов об отличии человека от его воли, от его побуждений. От совершённых в жизни грехов (sins) потомство Мефистофеля и Дракулы пациентов избавляет, то бишь лечит, персонально и поштучно. Лечит без наркоза, и первую тысячу лет пациентам это не нравится. Тем не менее на выходе получается смиренная скотинка, которую можно отправлять в новое тело в реальный мир. Кто сказал "чтобы опять набрала"?
Всё перечисленное уверенно смотрелось бы в тех самых теодицеях, а то и в ответах на кандидов вопрос о лучшем из миров. Чего уж там, во всякой религии на взлёте.
Ладно, разговорился, священное время Ваше трачу на всякие глупости. Детская игрушка, 12+, и только. Смешно, право. Сколько их.
Однако паранойя как черта национального характера (я русский, если что) подсказывает мне, что если "у них там" культурная сфера может произвести артефакт, который я рефлексирую, а "у нас тут" этой способности и близко нет, то такое различие в тотальном противостоянии рано или поздно будет использовано против нас.
Как? Следите за сериалами.
Спасибо за внимание.