Заметки читателя. "Капитанская дочка".

Jan 27, 2021 16:08


Сижу, перечитываю "Капитанскую дочку" Александра С. Пушкина. Говорят, сейчас в 8 классе проходят, то есть в 14 лет.

По умолчанию принимаю, что читатель сюжет помнит. Чего уж там: может быть, он и сам перечитывал шедевр менее, чем четверть века назад. Так что несколько разрозненных замечаний по поводу прочитанного, не более того.

1. Примерно до середины произведения, гринёвский... драйв?.. модус операнди?.. подход к жизни?.. сводится к работе на уменьшение количества сущностей вокруг него, на уменьшение неопределённости. Начиная с географической карты, висевшей на стене без всякого употребления.

Можно сказать, что до разговора с Пугачёвым после взятия тем крепостцы гринёвское поведение задаёт набор анекдотцев, в каждом из которых Гринёв принимает быстрое и однозначное решение. Это не какой-то юношеский максимализм, это элита решала растёт со всеми полагающимися издержками, вроде попадания на деньги на бильярде или доверия Швабрину.

Конюх Савельич исправно работает фоном, изображением добродетельной низости. И долг не отдавай, и злодею ручку поцелуй.

2. Кое-что междустрочное, навскидку. Гринёву в 1773 около семнадцати, то есть родился он не позже 1756. Отец Гринёва "служил при Минихе", а тот провёл в ссылке двадцать лет, с 1742 до 1762, до Петра Третьего и "Указа о вольности дворянства".

То есть отец там ушёл в отставку самое раннее в 1731 (до того в пехоте "премьер-майоров" не было), а самое позднее в 1742 ("при Минихе").

Так как до "Указа...", то ушёл не по собственному желанию, либо по хорошо замаскированному собственному. Старость, здоровье, некомпетентность, политика. Вышел он в отставку премьер-майором, это восьмой класс в табели, наименьшее из "потомственных лучших". Рискну предположить, что "низкий старт для наследника" от автора.

Сам Петруша в гвардию записан сержантом по милости некоего "майора гвардии", а те размножились на "премьер"- и "секунд-майоров" с 1748. Быть брюхатой будущим Петрушей в 1748 мать его не могла, см. выше. Обозвать актуального премьер- или секунд-майора просто майором... ну не похоже на Гринёвых (не знаю уж, было это принято вообще).

Итого, "близкий родственник" и "князь" (вряд ли прямо из императорской поросли - значит, боярская кровь) располагал долгодействующим фавором в гвардии, когда просьба, высказанная максимум в 1748, действовала ещё в 1756. Очевидно, применялась к перемёршим во младенчестве братьям и сёстрам Гринёва.

Гринёв - Пётр, отец Гринёва - Андрей Петрович, новорожденного мальчика хотели на уровне "паче всякого чаяния", то есть восемь человек детей, вполне вероятно, были до Гринёва. И всех парней называли Петрами по дедушке по отцовской линии.

Теперь интересное. Дело происходит в симбирских/ульяновских каких-то окрестностях. Озарение насчёт "Петруши в службу" нисходит на батюшку осенью. От Ульяновска до Оренбурга пять с половиной сотен километров плюс-минус трамвайная остановка. Петрушу с письмом отправляют зимой. Я так понимаю, что его отправляют в Оренбург явочным порядком, без выяснения, а вообще сидит ли там некий старый немец, который тоже при Минихе, старинный приятель и друг Петрушиного отца.

То есть и так понятно, что сидит - сидит все эти двадцать с гаком послеминиховских лет и никуда не денется. И переписки не было - немец читает корреспонденцию, доставленную Петрушей, с интересом.

Итого. Конспироложество, да, но рискну предположить, что Андрей Петрович Гринёв огрёб за политику, - или вышел в отставку, чтобы не огрести - и не один.

Немец по тому же делу не вышел, потому что выходить было некуда, не было своей деревни. По мнению Петруши, немец на еде экономил, с жалованья ел.

3. Если посмотреть на происхождение слова "швабра", то оно при- и послепетровского. Фамилия "Швабрин" здесь... да, автор отвесил от души. С ноги. И Гринёв как близкий родственник князя.

4. Эволюция Гринёва как персонажа, его взросление сводится к тому, что он учится выжидать, то есть не решать ситуации сразу.

Старт тут, наверное, можно отсчитывать с его похвалы Пугачёву, когда дворянин назвал мужика человеком, но отказался признать того царём. "Я сказал тебе правду" от Гринёва здесь апелляция к ценности справедливости, которая для мужика и в самом деле важнее, чем для барина. Барину превосходство важнее правды - не унизиться перед. А тут совпало с двух сторон.

И сказочку про ворона названный человеком Пугачёв выдаёт потом именно Гринёву ой не зря. Я вполне серьёзен: Пушкин тут и в самом деле думает о едином обществе - в тех рамках, которые тогда вообще были возможны для мысли.

Полный расцвет - это когда Гринёв оставляет больную Машу ради "долга чести"; собственно, повесть надо читать и разъяснять подрастающему поколению хотя бы потому, что лучшего разъяснения этого словосочетания в русской литературе нет.

Паразитируют на этом понятии до сих пор по всякому поводу все, кому не лень - даже те, кто над самими словами потешаются. Однако Гринёв отправляется отслуживать своё императрице именно потому, что он возвращает ей долг, выраженный в "чести", в почёте, то бишь изначально в доле добычи княжеской дружины, откуда "честь" и происходит... читай, той самой прибавочной стоимости. Маша остаётся в царстве нерешённого, в неопределённости. И да, Гринёв как решала не может оставить вопрос без внимания. У Пушкина это видно в полный рост: Гринёв идёт за Машей не потому, что та 90-60-90 (см. диалог про "молодую вдовушку"), а потому, что так правильно. Он не за бабой послаще, он для себя правильного.

Завершение гринёвского развития - это когда он не вовлекает Машу в свои показания на допросах. Пусть всё идёт как идёт, а за себя решала решать не будет.

Замечу, что Пушкин тут прикалывается в полный рост. "Потомство их благоденствует" и тут же "село, принадлежащее десятерым помещикам". Читай: "деревня" поднялась так, что в ней построили церковь, и она стала "селом". Читай ещё раз: кроме Петруши, ещё восемь детей не выжило, а тут 10 помещиков при том, что Пушкин выдал "...дочку" в 1836, а собственно детей её персонажи стали делать примерно в 1775.

Это такой способ сказать "жили они долго и счастливо", понятный тогдашнему читателю, да ещё с прикольным переподвывертом: и детей делали от души, и выживали те, здоровые.

5. Отмечу, что одиссея Маши построена на игноре всего, кроме её парня. Санкт-Петербург девке смотреть неинтересно. См. пункт выше - она хочет делать ему детей, и всё. Это не унижение: ударение здесь на "она хочет", а не "делать ему". На "и всё" ударять по желанию ударяющего или ударяющей, но та ударять не станет.

Свидание Маши с императрицей наполовину случайно. То, что императрица помнит Гринёва по фамилии, имхо, не натянуто: такая измена у восьмиклассного дворянина и в самом деле была бы штучным делом по тогдашним годам. То, что императрица помнит Миронова по фамилии... ну, Пушкин такая величина, что ему можно. По-любому, здесь Пушкин - мужчина, дворянин, боярский потомок - в открытую проговаривает, что "бабьи толки" в случае чего могут и должны перекрывать все эти табели о рангах петровского авторства.

А теперь скажите мне, что оно не нацбилдинг, не наезд четырьмя копытами на все эти элитомоление и столицевознесение, сохранившиеся до сих пор. А я послушаю.

6. И наброса ради. Помните советский фильм? 1958? Помните коменданта крепости, торжественно выходящего со шпагой наголо и дурковатым помощником против множества восставших, пока остальной персонал мнётся и норовит бросить оружие? А потом принимающего повешение, лишь бы не отказаться от присяги?

Понимаете ли, когда мне рассказывают про "национальное примирение", я вспоминаю именно это.

О да, я помню советский эксперимент, когда в начале ХХ века врагами провозгласили "одетых по-городскому", и Анка-пулемётчица херачила их "психическую". Я помню и то, что от эксперимента отступились, так что в поздние времена большая часть советского люда была одета именно по-городскому и вполне себе приветствовала белого офицера в исполнении Владимира Высоцкого (мысль не моя, но я с ней согласен).

А уж какой профит с этого сняли пропагандисты "возвращения на столбовую дорогу цивилизации" второй половины восьмидесятых двадцатого, я и поминать не стану.

Я к тому, что альтернатива помянутому "столбовому" подходу в достижении национального примирения - она есть, и вот она, 1958. Комический персонаж, предрассудкам которого подражать не стоит, самостоятельно умирает так, что плохого в этом нынче не видно совсем другим людям, потомкам убийц. Теперь они понимают, что хороший человек погиб.

Это именно примирение как оно есть, а не "смиренно заведя глаза вверх, поцелуйте в попку нынешнего наследника так и не отрекшегося по нашему мнению царя, чтобы мы хотя бы снизошли до разговора с вами. Может быть. А на "пошли нах..." мы обиииииидимся".

7. Собственно, всё. Если предыдущий текст соблазнил кого-то перечитать пушкинское творение вместо того, чтобы продолжить штудировать фандоринские похождения или сорокинские упражнения, - я-то не причастился ни того, ни другого - то я уже не зря старался.

Без шуток: пушкинское творение того стоит, перечитать. "Пропущенную главу" включительно.

Да, и по телевизору сейчас в разных ракурсах показывают какие-то беспорядки с участием пащенков именно того возраста, которому нынче сватают пушкинский шедевр. Считайте вышеизложенное моим вкладом в работу с.

Бессмысленным и беспощадным вкладом... о да, "бунт бессмысленный и беспощадный" автором выводится после указания на то, что и командиры отрядов (читай: лоялисты), и предводители банд не имеют единого командования и творят то, что могут. Я уже говорил про нацбилдинг?

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Загадки типа гусаров высокого роста я тут и не задаю.

литература, общество, история, рецензия

Previous post Next post
Up