На полях. О хорошем, о правильном и об образовании.

Oct 07, 2019 15:53


Сделать что-нибудь можно либо хорошо, либо правильно.

"Хорошо" - это когда сделанное востребовано.

"Тута дураков много, а зайцев, поди, мало!" - и каким бы то ни было макаром пойманный заяц есть дело, сделанное хорошо.

"Правильно" - это когда некоторое воздействие (физическое, химическое, словесное) было оказано в нужной мере в нужное время. Плюс-минус.

Легко догадаться, что чем сложнее и дольше процесс, чем больше последовательных действий он в себя включает, тем больше разница между хорошим и правильным результатом, ибо погрешности в правильном подходе от действия к действию обычно накапливаются.

"Это то, что нужно" и "при создании этого соблюдены предъявляемые к каждому действию требования" - могут описывать весьма разное качество предмета.

Пусть обеспечением хорошего результата процесса ("это то, что нужно") занимается человек. Пусть процесс достаточно долгий, чтобы его итог заведомо выходил за горизонт жизненных планов этого человека. Говоря проще, "нужная или не очень получается вещь, узнают через двадцать лет, а я хочу повышения на следующий год".

В этом случае человек повышения ради не может отвечать за "хорошее", но только за "правильное", то есть он увеличивает количество проверок на соответствие каждого действия процесса предъявляемым требованиям. "Ненаказуемо".

Если такой человек стоит у станка, то он старается. Он внимателен. Он молодец. Повысят его за наблюдаемые извне старательность и завзятость.

А если такой человек отвечает за целую последовательность действий процесса, в которых непосредственно не участвует, то он собирает отчёты у тех, кто стоит у станка, постоянно изобретая новые проверки, проверки новых проверок и новые способы исчисления новых итогов этих новых проверок новых проверок. И его тоже должны повысить за наблюдаемые извне стараемость и завзятость.

В чём разница? В первом случае околостаночный кадр, обеспечивающий сложный и долгий процесс, вкладывает в собственное повышение собственное время и собственное внимание.

Во втором случае околоотчётный кадр, обеспечивающий сложный и долгий процесс, может инвестировать в собственное повышение чужие время и внимание. То есть сравнивать со стандартом текст не собственного отчёта об исследованном действии, но текст отчёта того околостаночного типа. Который потратил своё время и внимание на написание отчёта.

А теперь представьте себе, что хорошего результата обеспечиваемого долгого и сложного процесса... не то, чтобы совсем не будет... однако точно известно здесь и сейчас, что в том самом временном отдалении востребовано будет большинство результатов, кроме совсем уж извращённых. Что отсюда следует?

Околостаночный кадр станет выполнять свою работу и даже стараться её улучшить уже в силу непроизводственных причин. Ну, нравится человеку его дело или он просто тянет лямку, чтобы жить полной жизнью вне производства, выдавая минимально приемлемый результат. Если он хочет на повышение, то, как и раньше, напоказ стараться и завзятить. По-прежнему "ненаказуемо".

А вот околоотчётному кадру снятие сколько-нибудь жёстких рамок по приятию итога процесса задаёт совершенную свободу жрать мозги нижестоящим. "Вряд ли даже через двадцать лет мои нынешние завихи мне аукнутся, так что вперёд, у меня столько новых идей по организации вашего труда по описанию вашего же труда! Ура!" Непроизводственные причины этого экстаза - вроде чувства превосходства над околостаночным быдлом - я даже рассматривать не хочу.

Зачем я всё это записываю? Ностальгия.

В 1989 году я заканчивал неполную среднюю школу, и на выпускном вечере наш директор сказал, что он пришёл в эту школу в тот же год, что и мы, 1981, так что мы его первый выпуск.

Класс, 14 лет, 8 парней (пятеро выше 175, "акселераты", если кто помнит этот советский термин), 7 девок. Никаких параллельных классов. Выезды в Оружейную палату, в Абрамцево, в Клин, - там дом-музей Чайковского и не только - а в пионеры что нас, что мы принимали в Центральном музее В.И. Ленина.

Дорогие читатели, начинайте ржать аки лошади! Я всю жизнь не умел завязывать пионерский галстук, на что мне указывали едва ли не ежедневно, а у принятых мною в пионеры его перезавязывали. Серьёзно. В том же строю, сразу за мной. Я тоже думаю, что смешно.

В том же 1989 наш класс съездил к Меню - тому, который был Александр. Поп из церквушки возле Пушкинского кладбища рассказал нам о хорошем и плохом и раздал кое-какую литературу. Я даже крестился через два года по собственному желанию и до сих пор не краснею, вспоминая об этом и будучи при том воспоминании атеистом.

То, что Ваш покорный слуга от этой поселковой неполной средней школы регулярно объявлялся и на областных олимпиадах по разным предметам, ежегодно входя в первую тройку на районных, я говорить не стану. Ещё подумаете, что я хвастаюсь.

А я всего лишь хочу сказать, что учился в школе, агхиблизкой к провозглашённому Советами идеалу.

Потом, уже в полной средней, что сталась за две остановки на электричке, я впервые оказался в Третьяковке... впрочем, ладно.

Ещё хочу добавить, что тот директор неполной средней школы нашего посёлка сравнительно недавно оставил пост начальника управления образования нашего района. Искренне надеюсь, что не в связи с состоянием здоровья, а с повышением. Да, "горизонт жизненных планов", удачи и счастья ему.

К чему всё это интимное словоизвержение? Видите ли, на выходные я прочёл в дзене излияния учительницы, которая вся за видеонаблюдение в классах как альтернативу творчеству учащихся с их смартфонами и с их родителями с их родительской любовью.

А потом я прочёл стенания таких же учителей по поводу востребуемой из отдалённого и великолепного Министерства Просвещения отчётности и плановости. И ещё раз прочёл. И ещё. И все разные, стенания-то. А потом ещё раз прочёл.

Прочёл и вспомнил, что реальным потребителем школьного продукта становятся не министерская публика (как бы та ни претендовала), ни родители (как бы те ни верещали), ни работодатели (как бы те ни торговались), и даже не страна на своём историческом пути (как бы та ни пританцовывала), а непревзойдённо скромный я в ипостаси ВУЗовского препода, отягощённый всевозможной документацией, размножающейся...

Вот подумав от причинах размножения, непревзойдённо скромный я и ударился в о-боб-щест-вле-ни-я о-боб-ще-ни-я. Читателю судить, насколько удачно ударился. Спасибо читателю за внимание.

ПостСкриптум. Из тех пятнадцати одноклассников ныне живы максимум десятеро. Пришла свобода, да, и никаких репрессий. Моя первая любовь из моего класса (провожал), если что, утонула - то ли спьяну, то ли сердце.

/irony Но я люблю новую свободную Россию!

общество, дыбр, теория

Previous post Next post
Up