Спекулятивное размышление о национальном своеобразии.

Oct 04, 2019 15:28


Историософствую. Будучи приверженцем рассуждений, некогда изложенных в работе "Поведение", я давно хотел записать своё представление о том, когда и откуда взялось так называемое "северное полюдье", то есть тот подвид неизбирательного и предварительного понимания справедливости, который я считаю характерным для здешних мест.

Получилась гипотеза с очень сильным ударением на "гипо-". Записывает гипотезу всё ещё не раскаявшийся материалист и атеист. Иными словами, изложенный ход мысли читателю вольно дополнять нематериальными сущностями в любом месте и в любом количестве, объясняя помощью или пакостями этих сущностей любые несоответствия. Ну, или привнося их.

Тем более, что бесспорно изложить в формате ЖЖ материалистические "рассуждения космического масштаба", которые предполагает дилетантская историософия (моя), вряд ли возможно.

Итак.

1. Испытывая глубочайшее чувство неполноценности перед гордыми украинцами, поражавшими персидские орды ещё в 513 г. до н. е., вынужден признаться: я считаю, что нынешние русские родом из семнадцатого века... выкрикиваю со стыдом... уже нашей эры.

Зато из самого начала этого века.

С погодой было весело и до того, ещё во второй половине шестнадцатого века, однако начало семнадцатого выдалось совсем уж на славу. Климатический экстремум, Великий Голод и Большой П...ц.

Упомяну две вещи.

Первая: низкая биопродуктивность в здешних краях - не новость, и она в любом случае спонсирует стратегии выживания типа "курочка по зёрнышку клюёт", то есть низкие затраты на проект есть более веский аргумент в его пользу, чем высокая отдача от проекта. Риск (каждый раз) лучше окупается, но он со временем убивает (навсегда) и потому не может быть основой долговременной воспроизводимой стратегии.

Да, с таким подходом из разрозненных поселений может сложиться общество, причём суверенное: особенно если толковые отморозки станут обустраивать "путь из варяг в греки" за свою долю.

Более того, такое общество, если отморозки толковые, сохранит свой суверенитет и тогда, когда варяги с греками закончатся, а ордынцы начнутся.

Да, периферия; да, очень плохо с драгметаллами и потому очень плохо с внешним рынком; да, технологии в сговоре с географией не позволяют ни уверенно блокировать, ни предупреждать набеги как способ разговора соседей с собой: приходится прибегать к гуманитарщине, типа брачных связей с ханскими семьями ("родная, ты отпиши братцу, к нам никто следующей весной не собирается?").

Однако курочка всё же клюёт, клюёт, потом ещё клюёт и опять клюёт, причём курочка не дурочка, и на территории объявляются и преследуются различные подходы к выживанию и преуспеванию. Новгород, Тверь... получилось у Москвы. На биопродуктивность московские успехи повлияли слабо, однако экстенсивное расширение тех самых обрабатываемых земель за счёт обустройства границ вполне себе работало, и в разговорах с соседями добавилось обертонов, причём с их стороны. Визжали.

Хотя опять же, если посмотреть на тогдашнюю Речь Посполитую и тогдашних нас, начиная с количества населения...

И вот тут приходит вещь вторая. И эта вещь - не какая-нибудь там чума, которая забирает поштучно и не так, чтобы упорядоченно. Чума забирает так, что можно вздохнуть и посетовать "жизнь такая". Чума забирает так, что можно помолиться (или дайсы бросить) и искренне надеяться по итогам мероприятия.

Вместо "жизни такой" второй вещью является размеренный, понятный, неизбежный и всеобщий п...ц, игнорирующий чисто своей мощью и частные, и общие усилия по своему предотвращению и смягчению. Просто почитайте про Великий Голод что Палицына, что иностранцев. В блокаде Ленинграда фатализма - крохи по сравнению с этим ужасом: в двадцатом веке сражались, имея в виду конкретного врага и чая описуемую победу, а в начале семнадцатого века все и всякие усилия были бесполезны.

Когда русские общество и государство восстанавливали себя после Смутного времени, этот импринт - точнее, его функция "никогда снова" - не мог не стать вещью основной и вещью навсегда, помнят об этом вслух или нет.

Примерно через полтораста лет Христофор Антонович Миних... зря он отказался от генералиссимуса, заслужил мужик, слава ему... изрёк своё нетленное, цитирую как помню: "Русское государство имеет то преимущество перед всеми остальными, что оно управляется непосредственно господом богом, иначе невозможно понять, почему оно вообще существует".

Не "управляется", Христофор Антонович со всем Вашим сарказмом, а "защищается от". И защищается, клюя по зёрнышку, потому что силы русского государства с этим вашим господом не равны и ещё долго будут не равны.

Я пока не лезу в аспекты религиозный или культурный...

...хотите, так не от бога, а от чёрта защищается или ещё от какого Моргота. Хотя утверждение, что советское упражнение атеизма есть русская месть за выходку Джизуса Крайста с вулканом Уайнапутина тремя сотнями лет ранее, шаркает по душе, не находите? Хороший троллинг?...

...я всего лишь считаю, что вынужденный коллективизм есть предпочтительный подход к организации общества в условиях низкой биопродуктивности территории и доказанной возможности падения этой продуктивности ниже уровня физического выживания.

"Место силы" вынужденного коллективизма - это низкие затраты на его поддержание при доходе от него не впечатляющем, но достаточном для обеспечения экспансии - так, чтобы следующий голод долбанул по возможно меньшей части территории, а умерла возможно меньшая часть населения.

И уже в конце семнадцатого века правительница Софья не вызывает у "диких русских" отторжения. Ну, баба на троне. Ну, одна. Ну, правит. Ну, и что? - работает ведь, за этим и нужна, а не хером с трона махать. Так на кой нам, диким, за колеблемый хер доплачивать?

Я без сарказма интересуюсь: много таких правительниц в Европах тогда было? Не фавориток и не вдов, а самих по себе?

Вся большая история России с тех пор - это долгая и скучная, в разной мере успешная работа по обустройству границ: работа по приведению границ к таким форме, виду и статусу, которые затрудняют и делают невыгодным нападение на нас из-за них.

2. Обустраивают это всё великолепие на "ресурсы", полученные с людей, которые, может, и хотели бы вольноТМ жить на свободных хуторах, но никто им этого не предлагал и даже не объяснял, что так вообще можно.

Не предлагал и не объяснял не потому, что сами не знали, как. Сами-то непредлагавшие знали, а периодически и пытались обустроить, но влетали в то, что получать казённую и господскую долю с частных хозяйств дороже и, главное, сложнее, чем с общин.

Долговременное следствие веками практикуемого вынужденного коллективизма: получение и закрепление "северного полюдья" как подхода к восприятию населением своей социальной жизни.

Напоминаю, что "полюдье" - это неизбирательное, упрощённое понимание справедливости, неспособное обеспечить сложные общественные взаимодействия ("цивилизацию"). "Полюдье" возникает раньше собственно этического императива, и я только что попытался объяснить, как оно у нас тут стряслось и почему оно своеобразно.

В неизвестный по счёту раз оглашу весь список, пожалуйста.

"Южное полюдье" - это "я должен делать то же, что и все", а "южная этика" - это "я должен делать другому то, что он делает мне".

"Восточное полюдье" - это "я не должен делать того, чего никто не делает", а "восточная этика" - это "я не должен делать другому того, чего он не делает мне" ("золотое правило").

"Западное полюдье" - это "все должны делать то же, что и я", а "западная этика" - это "другой должен делать мне то, что я делаю другому" ("категорический императив").

(барабанная дробь)

"Северное полюдье" - это "никто не должен делать того, чего я не делаю", а "северная этика" - это "другой не должен делать мне того, чего я не делаю ему".

"Северное полюдье" выглядит логичным долговременным следствием вынужденной общины в условиях недостатка ресурсов. Это защита приоритета тех самых низких затрат, упомянутых в начале текста. Это императив "всякого м...ка, который норовит пустить общий НЗ на свои завихи, надо остановить", при этом "своими завихами", очевидно, будет признана любая непривычная деятельность, любой непонятный или слишком частный проект.

Почему не "восточное полюдье", проводником которого не могла не выступать церковь? Точнее, почему постепенная мутация "восточного" в "северное"?

Потому что п...ц. Потому, что в здешних краях всегда присутствует возможность эволюции условий жизни в условия, с жизнью несовместимые. Потому, что большой голод повторяется то здесь, то там.

И "северное" (в отличие от "восточного") не препятствует собственной смекалке, собственному выживанию. Восточное: "я не должен начинать раньше всех". Северное: "да, надо застраивать всех, чтобы не выпендривались, но я-то не все!"

Выживали, если что случалось. Понятия позволяли.

И вот в эту щёлочку, приоткрытую для выживания, пролезает мироед. Тот же русский мужик, который вместе со всеми обламывал чужие завихи и чувствовал себя в своём праве, на "лишние" деньги открывает питейное заведение или даёт те "лишние" деньги в рост, а потом строит свой дом стена к стене с другими, чтобы не сожгли. И не в своём праве он себя не чувствует.

В отличие от "западного полюдья" такие дела не рассматриваются, как что-то хорошее и обязательное (мол, "человек стремится к успеху, делайте как он"), однако они не рассматриваются и как нечто плохое. Кулачество оказывается явлением, подлежащим осуждению как модус вивенди, но не осуждаемым как модус операнди. Кулак - это угроза выживанию общества, и потому кулак-то сам плохой, но вот твои или мои действия, ведущие к тому, чтобы стать кулаком - не плохи.

Противоречие, да. Причём воспроизводимое постоянно и переживаемое его участниками как ненависть: и к тем, у кого получилось, и тех, у кого получилось.

Сильно позднее Пелевин приложит неизвестную по счёту производную этого положения дел: "Антирусский заговор, безусловно, существует - проблема только в том, что в нём участвует всё взрослое население России".

3. Что дальше? Дальше исторические успехи России. Без иронии и без кавычек. Как ни крути, но население, отягощённое этим противоречием, растёт и расселяется, а техническое обеспечение общественной жизни становится всё более сложным.

Задачу обустройства границ никто не отменял, в какую политику её ни кутай. И задачу умные люди последовательно решали. Спасибо им за это.

В процессе решения "северное полюдье" вместе со своими носителями приходит в города. Там его ограничивают господские, барские понятия о справедливости - понятия импортные. Как правило, это произвольные и ситуационные комбинации "восточного" и "западного" этических императивов, используемые для оправдания существующего господства, то есть имеющие к справедливости весьма условное отношение.

Какие-то проверки этих оправданий на непротиворечивость и последовательность затруднены. Россия страна небогатая, и потому образованный слой, произвольно или вынужденно заинтересованный в проблеме, немногочислен. Так что он вынужден принимать современные ему интеллектуальные изыски от "цивилизованных стран" на веру со всеми сопутствующими издержками вроде эпигонства, сектантства и проч..

Посему чем дальше, тем больше ограничение "северного полюдья" зависит сугубо от силового превосходства над его носителями ("народом"), но не от превосходства интеллектуального и - хуже всего - не от превосходства морального.

Отсюда не получается навязать носителям "северного полюдья" такую избирательность суждений, которая могла бы обеспечить их сколько-нибудь самостоятельную сложную общественную (в том числе производственную) деятельность. "Народ" надо застраивать, иначе он начинает "доходить своим умом", заимствуя уже у образованного слоя трансляции хода зарубежных мыслей или созданные из тех трансляций химеры.

Едем дальше. Среди "народа" распространяются грамотность и обеспеченные таковой культура мышления и культура памяти, то есть способность ставить общие вопросы и искать ответы на них.

Более того, сколько-нибудь дальновидному человеку уже понятно, что в порядке чисто технического обеспечения суверенитета общества и государства грамотность со временем не может не стать всеобщей - и столь же всеобщими окажутся последствия заимствования трансляций и химер.

Пауза. Ничего картинка?

А теперь добавьте в неё некое специфическое интеллектуальное упражнение. Как и остальные, пришедшее снаружи границ в порядке очереди. Заграничные умники додумались по каким-то своим причинам.

У тех умников образовался некий "-изм" со слоганами на суперобложке "чтобы не было богатых" и "всё поделить". Получился "-изм" и достаточно очаровательный, чтобы заметная часть местного образованного класса увлеклась его различными изводами, и достаточно научно изложенный, чтобы с аудиторией - тогдашней - можно было говорить о "доказательствах", а не об "откровениях".

Одному мне он кажется спичкой, зажжённой в комнате, полной гремучего газа, о котором даже сами создатели "-изма" не имеют представления потому, что в их заграничной комнате ничего такого нет?

4. Почему я ударился в эти рассуждения?

Затем, чтобы объяснить самому себе, с какого перепугу Гражданская война в России шла между разными изводами социалистов на фоне всеобщего "бросай фронт, айда землю делить".

Чтобы объяснить, почему победители в той войне не переводя дыхания изобрели полупристойно звучащий "ленинизм" и ударились в "творческий марксизм".

Затем, чтобы предположить, почему товарищу Сталину сильно потом приписывают фразу "Без теории нам смерть".

Затем, чтобы понять, откуда взялось "обострение классовой борьбы" и что этим правоверным словосочетанием обозначалось на самом деле.

И так далее.

Важное примечание. Я ни в коей мере не посягаю на единственно истинное множество объяснений всего этого, навечно отпечатанное в памяти народной (список носителей памяти не прилагается). Богоотступничество и кара божья за него. Зарубежные масоны, пьющие кровь христианских младенцев у пьедестала козлорогой статуи. Продуманные до тонкости и закрученные до совершенства козни, когда дюжина пейсатых и носатых старцев, оснащённых орденами Бани и Подвязки, задаёт дела населению целых континентов на десятилетия вперёд.

А я тут со своими бреднями про плохую погоду четырёхсотлетней давности. Даже окажись я прав (случайно), плохую-то погоду тогда кто наслал? Во-от.

Так что я это всё для себя, а не для вас. Мне почти стыдно - и было бы совсем стыдно, не установи я кат, который потребовал от Вас, соблазняемого мною, отдельно взятого клика. Поэтому сами виноваты.

Спасибо за внимание.

общество, этика, история, теория

Previous post Next post
Up