На полях. О вере.

Sep 05, 2019 19:09


Всякая человеческая мысль (и многие вещи, что проще мысли, но менее разборчивы в силу своей быстроты) есть сопоставление этих... как их, чертей, умное такое слово... паттернов, то есть воспроизводимых впечатлений. Скажем, те же рифмы человеку приятны потому, что он, слушая стих, заранее знает: не придётся мыслью тратиться, звуки совпадут. Вот и слушает.

Такое сопоставление возможно только, если одно из сопоставляемых принять за истину, а второе поверять уже о него. Так вот, вера для меня - это способность человека принять за истину то воспроизводимое впечатление, которое человек вспоминает либо воображает (допущу, что между памятью и воображением есть разница). А то впечатление, что дают ощущения здесь и сейчас - уже о него.

"На оконном стекле проступил образ девы Марии", чей же ещё.

Вера не мешает выжить - по крайней мере, пока мир вокруг достаточно прост. "Если ты параноик, это ещё не значит, что тебя не хотят убить". Обезьяна, спасшаяся по жизни от 2 тигров, даст такое же потомство, что и обезьяна, спасшаяся по жизни от 22 тигров, 20 из которых были воображёнными. Не дети, так внуки у тех обезьян станутся общими и воображать тигров там, где тигров нет, будут только в путь. Вдобавок те внуки смогут оценивать и планировать собственные действия, поверяя текущее состояние по тому, что помянуто или воображено, а не наоборот.

Вера есть движущая сила всякой мысли. Если примете за истину то, что переживаете здесь и сейчас, то думать станет незачем. Чтобы обдумывать нечто, сперва надо в нечто поверить, пускай сама способность верить унаследована от полоумной обезьяны.

Дальше проще. Всякую движущую силу можно культивировать, направлять - желательно в одну и ту же сторону - и использовать в своих целях, причём эти возможности доступны отнюдь не только самому верующему. Ну да, если хотим заработать на вере, то формулируем её обстоятельства и начинаем их обслуживать, причём не даром.

Помнится, в "Going Postal" у Прэтчетта сцена была доходчивая, когда главный герой заявился с сосисками в храм. Обстоятельствам лучше всего быть всемогущими, неизменными... вы поняли... а конкуренция непременно влечёт за собой требование универсальности этих обстоятельств, чтобы на всех хватило.

Надо сказать, что такой бизнес и впрямь может быть небесполезен. От противного: только представьте себе общество, в котором снизойти может на каждого и по любому поводу, а снизойдя, дёрнуть в любую сторону.

Другое дело, что со временем это самое "снизойти" становится всё менее вероятным и менее опасным: выдумали смирительные рубашки, стали записывать за поэтами, удивились таблице умножения - каждый раз одно и то же! - и так далее. Кончилось ваше время.

Возражения такому подходу сводятся к тупому и упорному провозглашению предмета веры существующим и вековечным и к не менее тупому и упорному объяснению всего, что творится вокруг, всемогуществом и универсальностью этого предмета... я не только про религию как явление и не только про церковь как заведение.

Забавным выглядел бы мир, где веру как способность личности исходить в оценке окружающего из своих воспоминаний, а в планировании своих действий из собственного воображения всёрьёз, а не декларативно признали бы частным делом личности, её собственностью. С правами владения, пользования и распоряжения.

Владение получается "другие не могут без моего разрешения вслух предполагать мои представления об окружающем мире"; пользование - "мои поступки, исходящие из моих представлений об окружающем мире, не могут быть предотвращены", хотя мешать их осуществлению и заставлять отвечать за последствия вполне возможно. Распоряжение - та самая передача прав владения и пользования, причём здесь упомянутые представления как причины поступков должны быть именно переданы с отказом бывшего владельца и пользователя от них, а не скопипащены на неофита в порядке вирусного распространения.

Забавным выглядел бы такой мир, но отнюдь не отвратительным. Более того: мнится мне, что толп, хором скандирующих "свобода", в нём точно не случилось бы. И прочего... противоречивого.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Ах да, литература к прочитанному. Гумилёв, "Звёздный ужас". Рифм нет.

общество, дыбр, теория

Previous post Next post
Up