От героев былых времён...

May 09, 2017 23:19


Поздравляю уважаемого читателя с Днём победы.

Настоящий пост содержит рассуждение о том, что такое праздники, и о том, зачем они нужны.

Рассуждение это... скажем так, "на ровном месте", "про и так понятные вещи"... однако мне оно нужно для поддержки моих текущих размышлений про общество и народ.

Кроме того, оно обрисовывает ту точку зрения, с которой я оцениваю всякое праздничное мероприятие, а равно и всякую точку зрения, сформулированную в отношении того или иного праздника.

Безусловно, для начала стоит спросить у Владимира И. Даля:

"Праздничный день или праздник вообще... день, посвященный отдыху, не деловой, не работный... день, празднуемый по уставу церкви, или же по случаю и в память события гражданского, государственного, или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до местности, до лица."

Итак, нерабочий, выходной день в память некоторого события. Внимание, вопрос: а зачем в память некоторого события отказываться от обычного времяпрепровождения?

1. Сначала о нужности праздников.

Общество есть возможность совместных действий группы людей. Общество существует постольку, поскольку решающая часть его членов осознаёт наличие задач, которые решить

а) надо, однако
б) нельзя,

если отсутствует общество нужной сложности, то есть задачу нельзя решить

а) в одиночку,
б) малочисленными группами или
в) группой с недостаточным количеством или качеством связей.

Очевидно, что общество может быть более и менее сложным как минимум в силу

а) различной численности образующей группы,
б) трудностей взаимодействия этой группы со "вмещающим ландшафтом" и
в) качеств связей между членами группы.

Столь же очевидно, что способности отдельно взятого человека вообразить возможные совместные действия с учётом "а"-"в" - ограничены.

Отсюда следует, что всякое достаточно сложное общество подвергнется дискретизации, то есть разделению на более или менее устойчивые ячейки, каждая из которых будет достаточна для отдельного человека и занята собственным уникальным множеством совместных действий.

В свою очередь, такая дискретизация на достаточном временном интервале станет угрожать обществу как целому, вести к его распаду на некоторое количество упрощённых, не таких многолюдных и/или связных обществ.

А это значит, что действия членов общества по сохранению общества нужной сложности - для решения задач, которые нельзя решить без него - будут действиями по ограничению и модерированию такой дискретизации.

Тривиальным техническим решением такого модерирования станет периодическое всеобщее смешение личного состава существующих ячеек.

Смешение не постоянное, чтобы ячейки не разрушить и тем самым не упростить общество, лишив его способности к действиям, достаточно сложным для решения тех самых задач. Периодическое и всеобщее смешение потому, что такое решение в принципе проще и дешевле осуществить, чем отслеживать состояние каждой ячейки и обеспечивать их поштучное взаимодействие, "когда прижмёт".

Необходимой характеристикой "периодического общего смешения" станет создание обстановки, не похожей на обычную обстановку*, для решающего большинства участвующих в празднике - здравствуй, праздник! - членов общества.

* - то есть внутри ячейки либо при её обыденном сообщении с другими ячейками ("на улице").
Такая необычная обстановка в отсутствие "Матрицы" - тотальной симуляции восприятия - может быть только воображена участниками праздника с опорой на некие декорации.

Здравствуйте, маскарады, здравствуйте, парады, начиная с их самых ранних версий вроде боевых танцев или праздников плодородия с участием богов*. Здравствуйте, само понятие "искусственности" и искусство как сфера общественной деятельности.

* - может, и доразумные какие-то выходки, но такого утверждать не рискну.

2. Теперь же о следствиях праздников.

Здесь заметна та диахрония, которую я упоминаю, рассуждая про общество: совместное переживание человеком или множеством людей процессов с разным собственным временем; "быстрых" и "медленных" процессов, в которых обычные интервалы между событиями различаются в сотни и тысячи раз. Интервалы между выпусками новостей и интервалы между собственным рождением и рождением внуков.

Возможности человека по такому переживанию ограничены, следовательно, он будет стремится экономить их. Доступным способом экономии станет совместное переживание, то есть одновременное переживание целой группой - обществом - одного и того же процесса.

Я считаю, что более вероятно совместное переживание обществом "медленного" процесса, слабо влияющего на текущее положение переживающих его людей. Почему? Потому что разногласия в восприятии "медленного" менее опасны для их участников, чем свеженайденный приятелями клад.

"Быстрые" процессы как раз и есть процессы обычные, ежедневная работа по жизнеобеспечению своему и близких.

"Медленные" же процессы, замечаемые отдельным человеком на разных возрастных рубежах, - процессы, идущие со сменой поколений - суть процессы "исторические", и они как раз размечены событиями редкими, масштабными и касающимися если не самого, то предков, знакомых, предков знакомых и проч..

Совместное переживание истории как раз и обеспечивается "периодическим общим смешением" "по случаю и в память события гражданского, государственного, или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до местности, до лица".

То бишь на сервис по поддержанию достаточной сложности общества навешена дополнительная задача по разгрузке человеческого размышления: упорядочивания, шлифовки, конституирования и унификации в нём отдалённого прошлого*.

* - и отдалённого будущего, спросите у всякого последователя сколько-нибудь продвинутого вероучения.
Кем навешена? Сувереном - прошлым, нынешним или потенциальным - и его клиентурой, больше некому. Суверена порождает/принимает всякое достаточно сложное общество, и суверен заинтересован как в поддержании этой сложности (см. предыдущую главку), так и в том, чтобы подданные не отвлекались на споры между собой на "медленные" темы. Работать надо.

И, пожалуй, главное. Народ, по моему скромному мнению, представляет собой уникальную сумму типичных особенностей общественной жизни, сопряжённой с воспроизводством человеческой популяции. Проще говоря, народ - это не группа людей, это множество повторяющихся завихов, с которыми в этой группе меняются поколения (эндогамия, как одно из следствий). Или, к теме, множество завихов, с которыми в этой группе проходят "медленные" процессы.

Следовательно, праздники представляют собой средство контролируемого формирования народа актуально существующим обществом и всеми, кто принимает участие в общественной жизни. Средство, которое может быть использовано или саботировано обдуманно и намеренно, а не "как получится".

3. Итого, господа-товарищи.

Значит, праздники...

А. Способ поддержания потребной сложности общества, мешающий его излишнему усложнению и не должный приводить к упрощению.
Б. Подход к сопровождению частных картин отдалённого прошлого и отдалённого будущего, способный снизить личные затраты - самое меньшее затраты ума и времени - на такое сопровождение.
В. Средство управляемого, предсказуемого и планируемого воздействия нынешним общественным активом на "исторические черты народа", средство эффективной работы с будущими социальными реалиями.

Исходя из этого понимания, я оцениваю всякое праздничное мероприятие (тот же "Бессмертный полк"), широко транслируемые моменты в праздничных речах официальных лиц и их клиентов и проч..

Исходя из этого понимания, я принимаю или не принимаю чужие оценки как подробностей праздничных мероприятий, так и самого наличия или отсутствия таких мероприятий ("празднуют это дело или нет").

Проще говоря, всякое чужое высказывание о празднике в моём понимании нагружено последствиями и для общества, и для народа и, полагаю, может быть классифицировано по этим последствиям: усложнение или упрощение общества, воспитание или заглушение в народе тех или иных черт и ухваток.

На этом всё. Я предупреждал, что это рассуждение "на ровном месте" о том, что "и так понятно".

Однако, если от скуки меня когда-нибудь разберёт на политические программы, буду ссылаться - по крайней мере, несостоявшимся последователям станет ясно, как прорастал делирий.

Спасибо за внимание.

общая теория всего, праздник, общество, история, политика

Previous post Next post
Up