Это два с половиной черновика полуторалетней давности, вытащенные на свет благодаря недавнему разговору и сильно отредактированные.
В том разговоре я высказал тезис, что оппозиция в РФ бессильна в принципе, независимо от мировоззрения и программ. И она останется бессильной даже в случае сугубо честных выборов, а "равный доступ на телевидение" выльется в регулярные истерики на телеэкране, от которых обыватель бегом побежит голосовать за лоялистов того или иного извода.
И не потому, что мы хорошо живём, а потому, что "не там ищут".
Под катом весьма отвлечённое рассуждение на тему, где это "там".
Основополагающим политическим процессом в РФ я считаю эволюцию суверена (части общества с правом вето на конфликты между любыми другими его частями).
Советским сувереном была Партия - иерархическая конструкция из ячеек общества типа "школа". Отсюда отношение советского суверена к советскому обществу было отношением в рамке очень большой "школы".
По умолчанию предполагалось, что советские подданные не хотят прилагать достаточных усилий для поддержания советского общества (концепция "сознательности"), и велась их обработка методами, характерными для "школы", чтобы стимулировать эти усилия.
Источником суверенитета Партии была выигранная Гражданская война. И не только потому, что выигранная, но и потому, что Гражданская.
Надо понимать, что всякая гражданская война есть наглядное доказательство необходимости суверена. Кто-то должен вмешиваться до того, как соседи подерутся насмерть, а в процессе спалят пару домов тех, кто в драке не участвовал.
То же самое относится к разрухе, только там речь идёт о том, что в сложной системе окружающие могут страдать не только от конфликтного действия, но и от конфликтного бездействия. "Городовой! Это и только это. И совершенно неважно - будет ли он с бляхой или же в красном кепи."
Советским государством как продуктом существования советского суверена в советском обществе стала иерархия олигархий, "партийно-хозяйственных активов".
Сравнительно дешёвая концентрация ресурсов и упрощение управления, достигнутые через предоставление Партией множества упорядоченных и модерируемых площадок для переговоров распорядителей ресурсов, позволили советскому государству состояться в ХХ веке со всеми его перипетиями.
Гражданская война как источник суверенитета Партии за годы спокойной жизни была мифологизирована и эффективно забыта... "Бумбараша" и "Свадьбу в Малиновке" снимали и смотрели как комедии, а ведь это фильмы ужасов.
С успехом индустриализации задачи управления усложнились, что повлекло за собой усложнение управленческих структур. Усложнение в самом прямом смысле - больше народу в учреждениях, больше этажей, больше отделов, больше беготни в коридорах. Добавьте к этому советскую черту "общественной жизни на рабочем месте", а не на досуге и не в условных "гайд-парках", и получается нарастание семейственности на предприятиях. "Вы Лизу Леонтьеву помните из строительного отдела? Такая... Светленькая такая... Смазливенькая такая... С косой."
Если "рабочие династии" были безобидной завитушкой в советских медиа, то семейственность в управленческих структурах (речь идёт о самых разных задачах управления) составила тот самый движитель эволюции суверена. От ячеек типа "школа" к ячейкам типа "семья".
Способом воплощения в жизнь такой эволюции не могли не стать
а) закрепление ресурсов в собственности за их текущими распорядителями (чтобы можно было оставить детишкам) и
б) создание такой обстановки, чтобы именно эти ресурсы обеспечивали усилия суверена по защите своей позиции (чтобы у детишек ничего не отняли).
Отсюда приватизация со всем её идеологическим оформлением.
Ещё раз, медленно: "демократия", "рыночная экономика" и прочая "свобода личности" были и остаются нужны только для оправдания приватизации. Публично обсуждать их в РФ в ином контексте - чем нынче занимается оппозиция - бессмысленно и неприлично.
Ограничением на эту эволюцию стали сами управленческие структуры, оставшиеся с партийных времён. То бишь переход от "школы" к "семье" проходил и проходит на площадках, оставленных Партией, при том, что других площадок не было.
Это объясняет многие особенности процесса. Например, достаточно разрозненные услуги по модерированию были оказаны организованными нелегальными структурами в обмен на личное присутствие их представителей в локальных олигархиях.
Основным следствием эволюции стало изменение отношения суверена к обществу. "Презумпцию неохоты", на которой работает "школа", сменяет "презумпция неспособности", на которой основана "семья". Народ сер, глуп, слаб умом и волей, ин-фан-ти-лен, подлежит развлечению фейерверками и погремушками. "Несознательность" есть не грех, но обычное и желательное состояние народа.
Истинный страх и ужас - это некая "идеология", так или иначе обесценивающая права собственности пост-советской олигархии. Обесценивающая хотя бы через "давайте разберёмся в итогах приватизации, сделаем всё по-белому, в европейских распонятках о собственности". Даже похабное "частная собственность священна" угрожает суверену-как-"семье", потому что "священность" требует дополнительных пояснений и тем самым "поднимает вопрос".
Проекты социального переустройства или национального строительства в этой рамке видятся даже не ужасом, а гитлером-гитлером-гитлером.
Что можно считать "успехом оппозиции" вне сценария "штурма Зимнего" со всеми его прелестями? Правильно, только вхождение в состав суверена.
Речь не идёт о том, что некий уличный цицерон со временем и поддержкой народа будет в закрытых кабинетах "решать вопросы". Речь идёт только о том, что предложения оппозиции будут участвовать в решении вопросов, не более того. Что кто-то из состоявшихся "жирных котов" воспримет эти предложения всерьёз и будет учитывать, а то, глядишь, и проникнется. И всё.
Как "успех оппозиции" может выглядеть? Очевидно, что её предложения должны действующий состав суверена устрашить либо заинтересовать. Чуть менее очевидно, что страх, угроза потерь здесь гораздо более сильный ход, чем интерес, предвкушение приобретений. Испугавшись, могут пустить за стол. Заинтересовавшись, могут отобрать интересующее и спустить с лестницы.
И вот, потратив все эти байты Вашего трафика, я спрашиваю... для начала себя: а чем нынешняя оппозиция сейчас угрожает "кооперативу "Озеро""?
Думаю, что читатель уже догадался: ответ "борьбой с коррупцией" вызовет у меня самый непочтительный смех. Можно ещё с непогодой бороться под честное слово.
"Крах государства и распад страны"? Ну, "кооператив" по определению здесь глубже в теме, а значит, угрозы из такой перспективы не получится.
"Люстрация-кастрация" с дополнением: мол, этого не станется, если пустите нас к власти? Вежливо можно сказать, что это сильный и неоднозначный ход. Невежливо можно добавить, что Мавзолей лично Путин сроет, если нефть станет по десять баксов, и нужно будет ещё месяц продержаться. Для того постройку и держат, а не для того, чтобы антисоветчиков корёжило. Или, совсем уж просто: эта угроза уже использована.
И так далее по всем пунктам. Недовольство в РФ есть, предложения по улучшению жизни есть, а вот способов заставить Администрацию выслушать эти предложения - нет. Не нашли-с за тридцать лет.
Я полагаю, что сколько-нибудь серьёзные угрозы здесь всё же могут быть найдены через
а) исследование источника суверенитета РФ, "кто эти люди, и почему они у власти",
б) рассмотрение обстоятельств и скорости перехода суверена от "школы" к "семье",
в) анализ "послесвечения" суверена-"школы", степени устойчивости её последствий,
г) описание возможности, привлекательности и реализуемости иных типов суверена, отношения таких суверенов к обществу, - сюда входят и "идеологические проекты", но далеко не только они -
д) попытки "включения в дискурс", то есть имитации и рекламы таких отношений в публичной коммуникации
и тому подобное, в рамке, обрисованной выше.
Это несколько сложнее, затратнее и продолжительнее "борьбы с коррупцией", однако это "поиск там, где потеряно, а не там, где светло".
Имхо, конечно. И автору, и читателю на подумать.
Спасибо за внимание.