Один из обычных сюжетов жанра ужасов и не только - одержание.
"Где-то высоко в горах, не в нашем районе" появляется гламурный европейский джентльмен, отставной астронавт, покусанный волком охотник, содержатель музея восковых фигур и тому подобное. Через некоторое время в месте появления начинается: сперва постепенно и незаметно, потом набирает темп и зрелищность.
Вы видели, вы читали.
Другая версия того же самого сюжета - попадание семьи или туристической группы в места, где с одержанием уже всё в порядке, и этот порядок применяют к попавшим. Опять же, сперва постепенно и вежливо, а потом уже как получится.
Тут мы обычно видим оппозицию двух ролей: "героя" и "злодея".
"Злодей" - тот самый джентльмен-охотник-астронавт - поступает ненормально с тем, чтобы разрушить нормальную жизнь, нормальный быт людей вокруг него.
"Герой" тоже поступает ненормально, - носится с осиновым колом и проч. - однако делает он это с тем, чтобы нормальную жизнь сохранить. Чтобы люди "спали спокойно".
Очевидно, что этот список ролей не полон, здесь должна быть ещё одна пара.
Во-первых, это роль, в которой поступают нормально с тем, чтобы сохранять и поддерживать нормальный быт. Да, "быдло", "стадо", "биомасса" этцетера. Назову эту роль "простак". В соответствующих произведениях жанра ужасов одного-другого-третьего "простака" обычно показательно берут в оборот для устрашения читателя или зрителя.
И, во-вторых, это роль, в которой поступают нормально для того, чтобы нормальную жизнь разрушать. "Предатель". Часто это подручный "злодея", работающий у него фасадом, гораздо реже некто со стороны, достаточно предприимчивый, чтобы рискнуть и нажиться на происходящем одержании.
Итого, великолепная четвёрка: "герой-злодей-предатель-простак". Это - если считать само одержание чем-то "плохим".
Если считать его "хорошим", то "злодей" у нас записывается как "пророк", "предатель" как "соратник" или "последователь", "простак" оказывается личинкой "отребья", а "герой" идёт в "душители" и вообще в сатрапы.
Мнится мне, что сюжет хорошей истории об одержании есть в первую очередь переход того или иного персонажа из роли в роль.
Ну, скажем, Саруман у нас идёт из героев в предатели, а Фродо из простаков в герои. А если мы "играем за чёрных", то Саруман - прозревший сатрап, а Фродо - выслужившаяся кровавая собака.
Это была речь в помощь авторам, желающим "играть за чёрных". Да и вообще пропагандистам-перелицовщикам, которым в лом изобретать что-то своё.
А кроме того, я считаю, что
Аракчеев должен быть свободен.