-На вкус байкальская вода оказалась недурна. Похожа на колодезную, разве что чуть теплее. Очень прозрачна, на вид чиста. С селигерской не сравнить...
-Ха-ха! Сказанул! Нашел с чем сравнить! На Селигере с точностью до наоборот-колодезная водица в точности как озерная. Такая же желтая и пахнет тиной! А здесь бутылочный вариант, куллерный.
-Ну, кому как! Я вот, принял дозу и никаких неприятных ощущений! Ученые говорят - состав уникальный. Теперь частица Байкала во мне. Впрочем, скорее в нас - у тебя-то выбора не было. И так будет до тех пор пока ты моё второе "Я". Эх! Купнуться бы! Может тогда ты будешь менее ворчливым!
Я стоял на деревянном настиле внутри внушительного бетонного слипа и прикидывал - окунуться или не стоит. Все-таки Байкал не только чист, но и свят, что отражено во втором его имени - Святое море. Когда еще представится такой случай?!Времени, в принципе, было достаточно. Правда, обсохнуть было бы проблематично. Полотенца-то у меня с собой не было. Поежившись я прикинул, что температура воздуха где-то градусов 14. Вода, наверное, около 7! При таких обстоятельствах последствия не очевидны. Помнится, в юности мы с классом ездили в Аджарию. Дело было в марте. На море бушевал шторм и было даже холоднее, но купание всё-таки состоялось. Тогда обошлось..... И тут я вспомнил, что в сумке на вагонном столике осталось моё всё: деньги, паспорт, банковская карта. Как это я так расслабился?! Какое уж тут купание! И все-таки я рванул с правой ноги кроссовок. Стянул носок. Закатал штанину. Не упускать же момент - все же это мой первый контакт с Байкалом! Шаг - и я выше щиколокти в обжигающей холодом воде.
-Ладно! Левую ногу поберегу для Ладоги! Если случится.
Натянув прямо на мокрую ногу обувь, я бросился к поезду. Пробежал по низкой дощатой платформе. Задержался на секунду у касс не в силах пропустить расписание поездов. Здесь, на станции Маритуй оно любопытное. Чуток отдышался, чтобы не испугать иностранных гостей и выглядеть солидно. Затем, пройдя мимо проводника, поднялся по ступенькам. Внутри было тепло и шумно. Сумка оказалась нетронутой. Среди вагонного интернационала ворюг не оказалось. Мне даже стало неловко перед собой за испытанное недоверие к людям. Чего я бежал!? Надо бросать эти свои московские замашки! Случись воришка, так ему отсюда даже не скрыться-враз бы вычислили.
Пусть эти люди, предпочитают жареную курицу и шнапс красотам Байкала, зато они честны и благодушны. Не знаю только почему они всегда оказываются в местах, где равнодушие и пресыщенность - преступление. Сидели бы в городе, все хлопот меньше.
Вскоре пол дрогнул и мы покатили дальше. За окном поползли каменистые берега и водная гладь. Телек транслировал виды озера. Гид по громкой связи рассказывал про глубины и кубокилометры, про геологию и археологию, про климат и население...
- Было бы здорово, если бы вся эта формалистика исчезла, и вместо нее зазвучала какая-нибудь подходящая случаю классическая мелодия. Представляешь: Иоган Себастьян Бах "Оркестровая сюита №3"! Или "Лунная соната" Бетховена! А за окном такая лепота! Грандиозно! Можно в буфет сбегать, пивка взять....Омуля...
Мосты через устье реки Большая Половинная и мыс Половинный.
Поезд прогромыхал по виадуку через реку Большая Половинная и остановился перед тоннелем №12, самым протяженным и прямым на трассе. Справа, за бухтой Половинной, взъерошенный и угрюмый высился одноименный мыс. Снизу, у железнодорожного полотна я увидел небольшой пляж, но к воде спускаться не стал, а вернулся назад вдоль железнодорожного пути.
- Сегодня КБЖД - это одноколейная дорога, но так было не всегда. С 1914 года кругобайкалка имела два пути для того чтобы можно было пропускать поезда одновременно в обоих направлениях. Однако, с середины 50-х годов, в связи с затоплением при строительстве Иркутской ГЭС значительного по протяженности участка дистанции старого Транссиба, было решено основную трассу магистрали перенести на резервный участок Иркутск-Большой луг-Слюдянка в обход западного плеча КБЖД. В итоге КБЖД стала тупиковой и лишилась первого пути, того который существовал с 1904 года. Вот его и разобрали за ненадобностью. А сооружения остались. Поэтому на современных снимках мы видим пары параллельных мостов, как в Ангасолке и Половинной при однопутной дороге. Правда, в той же Половинной имеется лишь один однопутный тоннель, а был ли второй (параллельный) - мне не известно. Как вариант, движение когда-то осуществлялось поочередно по одному стволу.
С ферм старого балочного моста, открылся вид на долину реки Большая Половинная. У подножья кряжей среди буйной растительности приютились два домика. В распадке копился туман. Белоснежный катер заснул уткнувшись в невысокий берег деревянным трапом. Стояла отчаянная тишина. Если бы не противный моросящий осенний дождичек, картина была бы вполне идилической. Под ногой хрустнула жестью и сплющилась пустая банка из-под тушенки. Я вернулся в реальность.
- А почему Транссиб сразу не пошел в обход Байкала, а уперся в него?
-Думаю причины были. Время и деньги. Обычное дело!
Предистория такова.
До середины 19-го века Приамурье и Приморье были фактически бесхозными, а Дальний Восток России представлялся дикой страной. Но потом.... Смотри: Хабаровск, Владивосток, Николаевск-на-Амуре, Благовещенск - все эти города и большое число других населенных пунктов меньшего размера начали стремительно возникать и развиваться. Империя осуществляла серьезную экспансию в эти места, стремясь навечно закрепить их за собой. В сферу ее интересов попали также и районы северного Китая, который в те годы был отнюдь не на подъеме. Без надежной транспортной артерии осуществлять грандиозные планы было невозможно. Предстояло строить железную дорогу. И строить быстро, поскольку никто в целом мире не хотел такого развития событий. А Англия и Япония в особенности. Но как обойти Байкал? А может и не обходить вовсе? Так будет и дешевле и быстрее. И вот от Иркутска вдоль Ангары проложен путь к озеру. А там переправа на паромах. Однако, выяснилось,что такой вариант в условиях предполагаемой войны не будет эффективен в плане снабжения войск на отдаленном театре военных действий. А времени оставалось немного. Поэтому самым быстрым и дешевым, хотя и непростым, решением проблемы казалась прокладка КБЖД. Для строительства другой, объездной дороги по Олхинскому плато от Иркутска до Слюдянки не было предпосылок: долго и сложно. Составы на паровозной тяге там были бы нерентабельны и малоэффективны из-за сложного профиля трассы. Лишь после Второй Мировой войны, с появлением тепловозов и электровозов, мощной строительной техники и новых материалов был сооружен этот, ныне действующий участок Транссиба.
-Значит здесь когда-то было людно? Строители, железнодорожники, администрация, иностранные специалисты? Говорят, были и школы, и больницы, и мастерские. Трудно поверить! Теперь десяток домов, скалы и тайга на многие километры.
- Возможно Байкалу от этого только лучше. Меньше людей-меньше вреда.
Продолжение следует....