Немецкие звери

Oct 25, 2018 13:24


Д.Заславский || « Правда» №294, 21 октября 1942 года

В районе Сталинграда продолжаются ожесточенные бои. Неся огромные потери, враг бросает новые силы для захвата Сталинграда.

Воины Красной Армии! От вашей стойкости, воинской доблести и умения зависит судьба родины. Используя боевой опыт лучших частей и подразделений, лучших воинов Красной Армии, беспощадно громите врага, сокрушайте его технику, всеми способами истребляйте проклятую фашистскую немчуру!

# Все статьи за 21 октября 1942 года.

МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН




Искусство отражает жизнь. Немецкое искусство отражает немецкую жизнь. Номер газеты «Берлинер берзенцейтунг» дает нам возможность заочно посетить «Художественную выставку 1942 года» в Берлине. Мы последуем за автором обзора Эльфридой Фербер и обойдем залы скульптуры, графики и акварели. Мы увидим, как отразилась современная немецкая жизнь в произведениях немецких художников. Эльфрида Фербер ими довольна. Она радуется тому, что и во время войны продолжается «художественная активность» немецкого народа. Как же выглядит эта «художественная активность» немцев, запятнавших себя неисчислимыми и неописуемыми зверствами в оккупированных странах?

Мы входим в первый зал. Огромный орел-стервятник разрывает свою жертву. Это - произведение Макса Эссера. Он же изобразил льва, пожирающего добычу.

Сосед Эссера, Фриц Бернут, выставил стервятника, в когтях у которого извивается змея. Экое, однако, пристрастие к стервятникам!

Далее, большой бюст Адольфа Гитлера, работа Губа.

За Гитлером - коршун, работа Гаушильда.

Скульптор Кригер выставил целую коллекцию хищных птиц.

Генерал-фельдмаршал Кейтель, работа Микерэй.

И опять хищные звери разных скульпторов.

Звери, звери, звери... Эльфрида Фербер не порицает этого и не одобряет. Ей кажется вполне естественным, что художественная активность немецкого искусства в 1942 г. выразилась в изображении зверей, преимущественно хищных. Так отразилась в немецкой скульптуре немецкая жизнь.

Но не только в скульптуре. Заглянем в зал графики: то же самое. У художника Дилля целая коллекция диких кошек. Не станем перечислять всех представителей немецкого зверинца. Отметим лишь, что, отражая немецкую жизнь, Ганна Нагель с любовью изобразила ослов разного возраста и в разных позах.

Таковы факты. Как их об'яснить? Почему немецких художников в годы войны столь неудержимо потянуло к зверям? Как это они, не сговариваясь, превратили художественную выставку в зверинец? Они отражали жизнь немцев, а вышла жизнь зверей. Не бегство ли это немецких художников от жизни? Быть может, искусство инстинктивно отворачивается от неприглядной действительности и скрывается в лесных дебрях?..

Вряд ли. Любопытно, что немецких художников притягивают к себе именно хищные звери. Они с любовью изображают такие моменты, как пожирание добычи. Их интересует звериная жестокость. Ганна Нагель составляет исключение. Ее заинтересовало упрямство ослов.

В немецко-фашистском искусстве отразилось общее одичание и озверение гитлеровской Германии. Не случайно гитлеровцы питают такое пристрастие к эмблемам с изображениями волков, медведей, драконов. Они помещают эти эмблемы на танках, самолетах, украшают ими свои мундиры, присваивают полкам названия хищных зверей. Все это - явления одного порядка.

Городничий в «Ревизоре» говорит: «Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц; а больше ничего...» Нечто подобное происходит, очевидно, и с немецкими художниками. Они видят звериные морды вместо лиц. Человеческое лицо не интересует немецкого художника. Немецкий художник не может написать человека, человеческое лицо. Он пишет морду.

Немецкие зверства стоят теперь в центре мирового внимания. Многочисленные документы говорят о страшных преступлениях немца-зверя. Художественная выставка в Берлине, отражая немецкую жизнь, языком искусства говорит о том аде - об озверении, которое гитлеризм внес в жизнь немецкого народа. // Д.Заславский.

*******************************************************************************************************************
РАЗБОЙНИЧЬЯ ОТКРОВЕННОСТЬ ФРАНКА

Немцы опоганили Чехословакию. Они осквернили и оскверняют древнюю Прагу. Набережную Влтавы они назвали поганым именем казненного чешскими патриотами гитлеровского палача Гейдриха. По этому поводу немецкий сатрап Чехословакии Франк произнес речь.

Эта речь заслуживает внимания по той разбойничьей откровенности, с которой Франк нарисовал будущее Чехословакии в гитлеровском представлении, по тем вольным и невольным признаниям, которые в этой речи содержатся и говорят о банкротстве политики немцев в «протекторате», по тому страху перед чешским народом, который сквозил в словах палача.

Чехословакия не сдается. Перед гитлеровскими головорезами стоит, по словам Франка, задача «осуществить духовное и идеологическое завоевание» Чехословакии и ее населения. Весь народ Чехословакии против оккупантов. Интеллигенция, рабочие, крестьяне - все они участники «чрезвычайно распространенной здесь пропаганды втихомолку», все они участники актов саботажа, диверсий. Весь народ должен поэтому отвечать за смерть Гейдриха - таков вывод, к которому приходит Франк. «Сейчас, - заявляет он, - не может быть и речи о чешских требованиях. Речь может итти только об искуплении чехами их вины трудом и выполнением долга».

С бесстыдством профессионального шулера и убийцы Франк об’являет чехам, что их «долг» состоит в том, чтобы «выполнять только одну обязанность, а именно предоставлять свои богатые материальные и людские ресурсы для германской победы».

Кровью и потом должен чешский народ добывать Гитлеру победу - таково требование Франка. Во имя чего? А во имя того, что «сильная империя должна иметь возможность поддерживать эти провинции (т.е. Чехию и Моравию) как единую и неделимую часть своей территории».

Программа гитлеровцев предусматривает превращение Чехословакии в провинцию гитлеровской разбойничьей империи. Страна должна быть превращена в гитлеровскую вотчину, а ее население - в бессловесных рабов. Таково «политическое завещание» Гейдриха, которое Франк обещает выполнить с той же «максимальной энергией», которая была свойственна убитому палачу.

Речь гитлеровского бандита будет оценена по достоинству народом Чехословакии. В Праге, в Брно и других городах Чехословацкой республики льется кровь. Каждый день приносит вести о новых казнях, расстрелах, массовых арестах. Эти скорбные вести говорят не только о свирепом гитлеровском терроре. Они говорят о борьбе, которая не утихает, которая нарастает и будет нарастать еще сильней.

Франк угрожает казнями и репрессиями «в духе Гейдриха». Чешский народ сумел воздать Гейдриху «по заслугам», он сумеет воздать по заслугам Франку и другим палачам. Чешский народ не прекратит борьбы. Но нельзя пройти мимо угроз гитлеровского палача: за угрозами следуют казни. Это происходит в Чехословакии, это происходит в других оккупированных странах Европы. Гибнут тысячи благородных патриотов, участников общей борьбы всех свободолюбивых народов против гитлеризма. Угнетенные народы ждут помощи, они ждут часа, когда они смогут принять живейшее участие в открытой вооруженной борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Чем скорее придет помощь, тем больше жизней патриотов, борцов против фашистской тирании будет спасено. // Я.Викторов.

________________________________________________________
Фашистское зверье ("Красная звезда", СССР)**
П.Лидов: Гитлеровские звери || «Правда» №289, 16 октября 1942 года
Д.Заславский: Фашистский зверь боится человека || «Правда» №38, 7 февраля 1942 года
Московская область очищена от гитлеровского зверья || «Правда» №27, 27 января 1942 года
Зверская расправа немцев в селе Стеклянная Радица || «Красная звезда» №245, 17 октября 1942 года

Газета «Правда» №294 (9065), 21 октября 1942 года

осень 1942, октябрь 1942, Д.Заславский, 1942, газета «Правда»

Previous post Next post
Up