Бить прямой наводкой по танкам врага

Aug 02, 2018 17:53


« Красная звезда» №180, 2 августа 1942 года

Немецкие захватчики жгут и разрушают наши города и села, грабят и насилуют мирное население. Возвышенная цель защиты своей поруганной Родины должна вдохновлять воинов Красной Армии на самоотверженную борьбу с озверелым врагом!

# Все статьи за 2 августа 1942 года.

Танки - основная ударная сила немецко-фашистских войск. Борьба с врагом, закованным в броню, попрежнему является важнейшей задачей всех частей Красной Армии, всех наших воинов. Немцы сосредоточивают на участках своего наступления значительное количество танков. Но сколько бы машин ни было у врага, - их не бесконечно много, они имеют свой ограниченный счет. Чтобы подорвать силу немецко-фашистских войск, нужно упорно и настойчиво, используя все возможности и средства, изо дня вдень увеличивать количество уничтоженной вражеской техники и людского состава. Задача состоит в том, чтобы поле каждого боя превращать в кладбище для новых десятков немецких танков, новых сотен и тысяч гитлеровских разбойников. Чем больше немецких танков мы будем уничтожать в каждом бою, тем быстрее обессилеет враг, захлебнется в собственной крови, тем легче нам будет отбросить гитлеровские орды.

Красная Армия обладает всем, что нужно для успешной борьбы с вражескими танками, для беспощадного истребления бронированных машин немцев. Наши войска оснащены вполне достаточным количеством самых разнообразных противотанковых средств. Основное и наиболее эффективное из этих средство - артиллерия, а самый действительный метод борьбы артиллерий против танков - стрельба прямой наводкой. Не только противотанковые пушки, огонь которых всегда ведется с открытых позиций, но и орудия всех калибров, когда требует обстановка, должны бить по вражеским машинам в упор.

Стрелять прямой наводкой, конечно, не легко. Цель быстро движется, к тому же под разными углами, что усложняет определение нужных установок. Время для действий - ограничено, наблюдение за положением разрывов снарядов порой невозможно. Но надо ли говорить, что все эти трудности вполне преодолимы. Нужна лишь высокая выучка артиллеристов, натренированность расчетов, непоколебимая выдержка, железная стойкость. Когда артиллеристы действуют умело и бесстрашно, - им не страшны никакие танки, сколько бы их ни приходилось на каждую пушку. Орудие для танка всегда опаснее, чем танк для орудия. В единоборстве орудия с танком - сила всегда на стороне орудия, хотя при налетах танк и поливает огнем его позиции.

Наш боевой опыт богат многочисленными примерами самоотверженной и искусной борьбы артиллеристов против немецких танков, мужественного и умелого применения огня прямой наводкой для истребления вражеских бронированных машин. Когда недавно на одном участке в бассейне Дона немцы бросили на боевые порядки N части 50 средних танков, орудийный расчет старшего сержанта Акиншина немедленно выкатил орудие на открытую огневую позицию и с дистанции 900 метров стал бить в упор по скоплению танков. Первыми же выстрелами артиллеристы подожгли 4 машины. В ходе боя 7 человек из состава расчета были ранены, но легко раненые не покинули боевого поста. Вся тяжесть борьбы легла по сути на трех человек: Акиншина, наводчика младшего сержанта Вяткина и тракториста Слонова. Беспримерный поединок длился ровно два с половиной часа. За это время орудийный расчет израсходовал 200 снарядов, уничтожив огнем прямой наводкой 14 танков, 3 автомашины и до 100 немцев. Натиск врага был отбит.

Где бы артиллерия ни находилась - на походе ли, в обороне, на отдыхе, в наступлении, - всегда надо учитывать танковую опасность. Высокая маневренность танков позволяет им быстро преодолевать большие расстояния. Надо помнить об этом и всегда быть на-чеку. Выполняя любую боевую задачу, артиллеристы в то же время неизменно должны быть в полной готовности к стрельбе прямой наводкой. Лишь подготовившись к этому, можно приступать к выравниванию площадок, расчистке сектора наблюдения и обстрела, оборудованию окопов, запасных и ложных огневых позиций.

Место расположения орудий нельзя выбирать скондачка. В практике нередко бывают случаи, когда пушку окопают, а потом спохватываются: то близкие подступы к ней не простреливаются, то невозможен круговой обстрел. А стоит лишь отойти немного в сторону, вперед или назад, и обнаруживается более удобная местность. Надо раз и навсегда запомнить, что заблаговременная тщательная разведка обеспечит наилучшие условия для стрельбы прямой наводкой. Это относится не только к подразделениям специальной малокалиберной артиллерии, но даже и к батареям большой мощности.

Каждое орудие всегда должно иметь круговой обстрел на дальность прямого выстрела - это закон для нас, это неизменно надо иметь в виду, ставя артиллерию на огневые позиции. Другое немаловажное обстоятельство - инженерное оборудование огневых позиций. Фашисты уже хорошо знают грозную силу советской артиллерии. Они всеми средствами разведки стараются обнаружить, где стоят наши орудия, чтобы подавить их ударами с воздуха и земли. Немецкие танки также пытаются с первых же выстрелов с хода и с места перед атакой и во время ее воздействовать на противотанковые пушки. Обязательное условие успеха артиллеристов в бою - не быть преждевременно обнаруженным, остаться неуязвимым во время авиационной и артиллерийской подготовки. Это значит, что необходимо зарываться в землю, тщательно маскироваться, не открывать огня до тех пор, пока он не станет, по обстановке, наиболее внезапным, действительным.

Зато уж когда настало это время - нельзя терять ни одной секунды, надо наиболее полно использовать качества своей материальной части, ее точность боя, скорострельность, маневренность. Рано начнешь стрелять - навлечешь огонь на себя, поздно - не успеешь расправиться с машинами, если их много, не задержишь наступающую вслед за ними пехоту. Инициатива, личный почин командира орудия, его наводчика, их умение, отвага, мужество и безупречная четкость работы номеров расчета обеспечат успех в любом бою, зачастую будут решать сложнейшие задачи.

Боевой опыт учит: умелая организация противотанкового отпора является надежнейшей гарантией того, что все попытки врата вторгнуться в наше расположение окончатся для него плачевно. Ни одного метра земли в районе боев не оставлять без воздействия огнем прямой наводкой! Надо так располагать орудия по фронту и в глубину, чтобы одно прикрывало другое, а непростреливаемые пространства надежно контролировали первые помощники наших артиллеристов - бойцы с противотанковыми ружьями.

Чтобы орудия действовали наиболее успешно, они должны зорко видеть и далеко слышать. Глаза и уши орудий - артиллерийские наблюдатели. Необходимо так организовывать разведку наблюдением, чтобы командиры орудия своевременно узнавали, откуда и сколько идет на них бронированных машин, могли своевременно выкатить пушку из «кармана», или, если окоп не допускает кругового обстрела, на открытую ровную площадку вблизи и поражать врага в упор, наверняка.

Советские орудия превосходны по своим боевым качествам. Дело лишь за тем, чтобы все до одного артиллеристы в каждом бою действовали высоко организованно, умело и бесстрашно. Дело лишь за тем, чтобы каждый расчет самоотверженно и стойко выполнял свой долг, решительно отбивая натиск вражеских танков, защищая свои позиции до последней капли крови, до последней возможности.

Огнем прямой наводкой беспощадно уничтожать танки врага!

***********************************************************************************************
К боевым рубежам на Дону
(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Грохоча колесами, поезд пролетает станции, раз’езды, блокпосты. Мелькают огни светофоров, железнодорожные будки, столбы; проплывают элеваторы с хлебом, стоящие в стороне от полотна. Кругом бесконечная степь. Рельсы лентой убегают к дымящемуся горизонту. Там бой. Когда составы замедляют ход и шум утихает, то издали глухо доносятся раскаты орудийного гула.

Поезд спешит к фронту. На длинной веренице открытых платформ установлены танки. Тяжелые, многотонные машины - в полной боевой готовности. Орудия и пулеметы заряжены, бензобаки заправлены, экипажи стоят у машин. Иначе сейчас нельзя - фронт почти рядом.

Капитан Саква и лейтенант Севрюков все чаще посматривают в сторону горизонта. Вот взоры их останавливаются на двух точках, появившихся в голубом, безоблачном небе. «Самолеты!» - подан сигнал по эшелону. Еще нельзя определить, чьи они: свои или чужие. Но люди изготовляются к бою: стрелки занимают башни, зенитные установки поворачиваются в сторону точек. И когда становится ясно, что к поезду приближается враг, - треск пулеметов смешивается с шумом колес. Самолеты отклоняются в сторону.

Перед одной станцией происходит непредвиденная остановка. В чем дело? Впереди за высотами раздается оглушительный грохот, от которого дрожит земля. На путях стоит человек с красным флажком. Это он остановил эшелон. «Немецкий налет на раз’езд», - поясняет железнодорожник. Главный кондуктор осаживает состав немного назад и прячет его между насыпями.

Через несколько минут над полотном проносятся наши истребители. Грохот впереди прекращается. А через час поезд медленно проезжает раз’езд. Кругом горят постройки, валяются согнутые рельсы, обломки шпал, но железная дорога все-таки работает. Специальные бригады быстро расчистили путь, восстановили полотно и наскоро проложили новые рельсы. Седовласый стрелочник, которого только что ранило в голову, уже снова стоит на посту. Сквозь марлевую повязку проступает кровь, но старик крепится, лицо его сурово. Он видит, что танки идут на фронт, и не может оставить поста, несмотря на острую боль. А когда поезд минует эту стрелку, железнодорожник обессиленно опускается на землю…

«Танки идут на фронт!» - в этой фразе, произносимой везде и всюду, ощущается и гордость за нашу боевую технику, и надежда на то, что враг будет остановлен, и уверенность в окончательной победе над ним. Люди, провожающие эшелон, всей душой вместе с танкистами. Грозные машины, стоящие на платформах, внушают уважение.

Старший сержант Борисов уже второй раз едет на фронт. Немного раньше он был командиром броневика и трижды участвовал в бою. Картошкин, в прошлом командир орудия на броневике, дважды бывал в атаках. Старшина Берлов - участник неоднократных сражений. Командир части, подполковник, - тоже закаленный боец. С некоторыми из своих подчиненных он и раньше воевал вместе. Выяснилось, что старший сержант Борисов служил с подполковником в одной части, и они вместе дрались с врагом еще под Одессой.

Добрая половина танкистов - коммунисты и комсомольцы. Остальные - беспартийные большевики, тоже страстные патриоты родины, горящие лютой ненавистью к врагу. И вот сейчас, когда мерно стучат колеса вагонов, на одной платформе проходит собрание низовой партийной организации. Обсуждается заявление старшины Антропова. Ему дают слово. Выступление кратко и выразительно:

- Хочу итти в бой кандидатом партии, - говорит Антропов.

Этого товарища, который не был еще в боях, здесь хорошо знают. Он служил инструктором вождения танков в одной учебной части, а теперь едет на фронт водителем командирской машины. С ним же едут на других машинах его ученики. Собрание единогласно принимает Антропова в кандидаты ВКП(б).

Над степью опускается ночь. Горизонт полыхает зарницами от многочисленных артиллерийских выстрелов. Отчетливо слышна канонада, пахнет гарью. Через шесть километров Дон. За рекой враг. Состав останавливается в поле. Проворно и быстро строят танкисты из привезенных с собою шпал разгрузочные площадки. Машины сползают на землю. А когда черная ночь вступает в свои права, машинист паровоза начинает медленно осаживать назад опустевший состав. В это же время тяжелые танки спускаются от полотна в балку и уходят к Дону, навстречу зареву. //Батальонный комиссар В.Черноусов.

_______________________________________
Уничтожать танки врага!* ("Красная звезда", СССР)
Е.Кригер: Огонь по немецким танкам ("Известия", СССР)
Е.Воробьев: Бутылка из-под лимонада ("Комсомольская правда", СССР)
Советская артиллерия - гроза для фашистских танков* ("Известия", СССР)***

Газета «Красная звезда» №180 (5244), 2 августа 1942 года

август 1942, газета «Красная звезда», лето 1942

Previous post Next post
Up