Советские связисты на фронте и в тылу

Jun 19, 2018 12:24

« Известия» №117, 20 мая 1943 года

СЕГОДНЯ В ГАЗЕТЕ: Указы Президиума Верховного Совета СССР: О награждении начальствующего состава Красной Армии; О награждении орденами начальствующего и рядового состава Красной Армии; О награждении начальствующего и вольнонаёмного состава связи Красной Армии. (1 и 2 стр.). П.Москатов. - Подготовка рабочей молодёжи. (3 стр.). Савва Голованивский. - Бессмертны храбрые. (3 стр.). К.Тараданкин. - Надёжное прикрытие. (3 стр.). Приезд в Москву г-на Джозефа Э. Дэвиса. Заявление г-на Дэвиса представителям советской печати. (4 стр.). Выступление Черчилля в Конгрессе США. (4 стр.). Открытие в США конференции Об'единённых наций по послевоенным продовольственным вопросам. Послание Рузвельта. (4 стр.). Действия союзной авиации. (4 стр.). Огромное наводнение в Рурской области. (4 стр.).

# Все статьи за 20 мая 1943 года.




Четкая, надежная связь является важным условием победы над врагом. Связисты Красной Армии, связисты, работающие в прифронтовых районах и в тылу, показали во время Великой Отечественной войны выдающиеся образцы верности воинскому долгу самоотверженного служения Родине, чёткой и инициативой работы по организации бесперебойной связи на всей огромной территории Советского Союза. За образцовое выполнение заданий правительства в деле обеспечения обороны страны всеми видами связи Указом Президиума Верховного Совета СССР награждена большая группа работников связи, начальствующего и рядового состава военно-восстановительных частей Наркомсвязи СССР. Сегодня в «Известиях» публикуется Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении начальствующего и вольнонаёмного состава связи Красной Армии за образцовое выполнение заданий Командования по организации и обеспечению устойчивой и бесперебойной связи.

Сложные и ответственные задачи поставила перед работниками и войсками связи Отечественная война. Перебазирование промышленности в восточные районы вызвало необходимость резко усилить линии и узлы связи в этих районах. Надо было в чрезвычайно короткие сроки создать нормальные условия для руководства предприятиями, обеспечить общение районов с областными центрами, со столичными организациями и учреждениями. Советские связисты успешно справились с этой задачей. Горячие патриоты Родины, они проявили много находчивости, изобретательности и твёрдой воли, чтобы построить новые линии, чтобы лучше использовать имеющиеся технические средства связи. Через горы и пустыню, через степи и тайгу протянулись провода, связывающие фронт и тыл.

Больших успехов добились советские связисты в борьбе за быстрое восстановление нормальной жизни в городах и сёлах, освобождаемых от ига немецко-фашистских захватчиков. Немецкие оккупанты с особым остервенением разрушают в захваченных ими районах все средства связи. В Ростове-на-Дону немцы сожгли и разрушили из 28 городских отделений связи 20. В Воронеже немцы уничтожили в радиусе 60-70 километров все магистральные линии связи: спилили столбы, порвали провода. Всюду, где ступала нога фашистского зверя, средства связи оказались разрушенными, разграбленными, уничтоженными.

Тем значительнее заслуга военно-восстановительных частей Наркомсвязи, начинающих свою героическую работу сразу же после вступления в тот или иной пункт частей Красной Армии. Восстановление работы телефона, телеграфа, радио зачастую происходит под огнём неприятеля. Но советские связисты знают, как важно тотчас же соединить проводами возвращённый город с другими городами, со столицей Москвой. Они знают, сколько радости испытывают люди освобождённых городов и сёл, когда в телефонной трубке или в радиорупоре, на телеграфной ленте или в письме они вновь услышат и увидят родное русское слово от близких им людей, от сограждан, из родной страны, из Москвы.

Много замечательных людей выросло в семье связистов за время войны. Лучшие из них отмечены высокими правительственными наградами. В лице этих передовиков страна приветствует всех связистов, самоотверженно и стойко выполняющих свой долг перед Родиной. Среди награжденных мы встречаем боевых командиров и самоотверженных бойцов, крупных организаторов и видных деятелей связи и рядовых работников. Всех их об’единяет сознание своего долга перед Родиной, высокое чувство ответственности.

Елена Сергеевна Власова, старшая телефонистка Воронежской междугородней станции, немолодая уже женщина, нашла в себе достаточно силы, чтобы в дни самых концентрированных воздушных атак на город стоять на своем посту и увлечь за собой всю смену. Она покинула пульт и ушла вместе с последними частями Красной Армии и первой вернулась на свой пост, как только оккупанты были выбиты из Воронежа. Надежда Ивановна Елова - проводник почтового вагона одного из железнодорожных отделений Москвы - сумела себя показать, как настоящий боец. Благодаря проявленному ею мужеству были спасены в разное время 20 почтовых вагонов от разрушительного огня немецких зажигательных бомб. Уполномоченный Наркомсвязи при Совнаркоме Киргизской ССР Константин Алексеевич Макаров добился резкого улучшения работы предприятий связи республики: в значительной степени благодаря его энергии и умению были построены в сжатые сроки воздушная линия связи в высокогорных районах и ряд важных радиооб’ектов.




Советский народ приветствует и героических связистов Красной Армии, обеспечивающих важнейшее условие для оперативного руководства боевыми операциями, и тружеников связи, действующих в тылу, вкладывающих свою долю в организацию победы над врагом.

Высокая правительственная награда обязывает связистов Красной Армии и тыла работать ещё более чётко, ещё более энергично. Упорно преодолевать трудности, вызываемые войной, ликвидируя недостатки в работе учреждений связи, её работники должны добиться того, чтобы Красная Армия и страна были обеспечены надежной, устойчивой, бесперебойной связью.

**************************************************************************************************************************************************
Подготовка рабочей молодежи

Среди миллионов трудящихся Советского Союза, о которых товарищ Сталин сказал в первомайском приказе, что они «…не покладая рук, стойко и мужественно перенося лишения, вызванные войной, трудятся на предприятиях и в учреждениях, на транспорте, в колхозах и совхозах», - среди самоотверженных патриотов Родины всё больше и больше становится молодежи. Юноши и девушки всё в больших количествах вступают в цехи, овладевают мастерством и создают необходимые для фронта боеприпасы, вооружение, разнообразное снаряжение.

За время войны из школ фабрично-заводского обучения, из ремесленных и железнодорожных училищ пришло на производство больше 1.300 тысяч молодых рабочих. Рабочий класс Советского Союза пополнился огромной армией, которая растёт и закаляется в самоотверженном труде для Родины, для победы над немецкими захватчиками. В самом процессе производственной учёбы советская молодёжь - учащиеся школ фабрично-заводского обучения дали стране и фронту свыше 3 миллионов тонн угля, около 900 тысяч тонн руды и марганца, более 130 тысяч тонн нефти, отремонтировали 600 буровых скважин, свыше 20 тысяч железнодорожных вагонов и около 800 паровозов. Учащиеся строительных школ возвели сотни промышленных и других сооружений. В мастерских ремесленных и железнодорожных училищ изготовлены сотни тысяч мин, миллионы снарядов и гранат, больше 1.100 металлорежущих и деревообрабатывающих станков.

Обучение на производительном, общественно-полезном труде было и остаётся непреложным законом для всех училищ и школ. Однако содержание учебно-трудовой деятельности учащихся за время войны очень изменилось. Раньше мастера производственного обучения специально подбирали для воспитанников изделия, соответствовавшие по виду и степени сложности тому или иному разделу учебной программы. Теперь, когда все производственные мощности государства поставлены на службу войне, на станках учащихся появились изделия, в которых нуждается армия, фронт.

Жизнь подсказала, как сочетать задачу подготовки квалифицированных рабочих, в значительной части рабочих-универсалов, с необходимостью производить мины и снаряды, собирать винтовки и автоматы. Родился скользящий график, то-есть, обучение учащихся путем последовательного передвижения их по технологической цепочке производства изделия. Переходя от одной операции производства мины к другой, молодые рабочие успешно выполняют план выпуска мин и в то же время растут профессионально. Учащиеся слесари, осваивая постепенно весь процесс сборки автоматов, создают боевое оружие и одновременно приобретают навыки, необходимые квалифицированному слесарю-сборщику.

Все учащиеся школ фабрично-заводского обучении и примерно половина воспитанников ремесленных и железнодорожных училищ теперь проходят производственное обучение непосредственно на промышленных предприятиях. Насколько эффективным оказывается это важное мероприятие, показывает опыт магнитогорского ремесленного училищ №13. Большинство будущих металлургов размещено в основных цехах Магнитогорского комбината. Училище ведёт полный металлургический цикл на 34 агрегатах. Силами учащихся, под руководством мастеров производственного обучения и опытных рабочих комбината обслуживаются одна домна, ряд мартеновских печей и прокатных станов. Молодежь горда доверием, которое ей оказано, и с честью выполняет государственный план по чугуну, стали и прокату. Хорошие результаты достигнуты и в обучении молодежи, среди которой имеется до 62 проц. отличников. Училище уже выпустило и передало металлургической промышленности около тысячи рабочих, в том числе 400 отличников, аттестованных по 5, 6 и 7 разрядам.

Учащиеся другого ремесленного училища, размещённые в одном из цехов самолётостроительного завода, вот уже пятый месяц самостоятельно производят сборку истребителей. Бригада учащихся, получившая рабочие места на одном из отстававших участков, сумела в короткий срок создать задел. С декабря 1942 года до апреля текущего года силами учащихся полностью смонтировано 95 самолетов. Первую собранную своими руками боевую машину учащиеся закупили на личные средства и подарили Красной Армии. Молодежь горит на работе, стремясь дать фронту как можно больше грозных воздушных машин.

Есть, правда, такие руководители предприятий, которые склонны рассматривать учащихся-практикантов как резерв для ликвидации всяческих «пробок» и «прорывов». Есть еще отдельные начальники цехов, которые возражают против перевода учащихся с одной операции на другую. Принятый в учебных мастерских «скользящий график» необходимо соблюдать и в условиях производства. Обеспечение правильных учебно-производственных условий для учащихся, проходящих обучение на производстве, является обязанностью как хозяйственных работников, так и руководителей училищ и школ.

Это требование с особой настоятельностью выдвигается перед руководителями тех предприятий, на базе которых созданы новые, специализированные ремесленные училища. Несколько десятков таких училищ организовано для лучшей подготовки квалифицированных рабочих энергопромышленности, чёрной металлургии и коксо-химической промышленности. Учебные планы специализированных училищ предусматривают серьёзный теоретический курс и практические занятия в мастерских, лабораториях, кабинетах. За несколько месяцев многие специализированные училища достигли хороших учебных и производственных показателей. На первое место в числе победителей Всесоюзного социалистического соревнования училищ и школ вышло Московское ремесленное училище энергетиков №28. Учащиеся этого училища выполняют крупные производственные заказы. Так, например, они сделали всю электропроводку и смонтировали электрооборудование новой станции Московского метрополитена «Завод имени Сталина».

Сознание ответственности перед Родиной руководит нашей учащейся молодёжью в её учебной и производственной деятельности. Подавляющее большинство юношей и девушек честно исполняет свои обязанности.

- Когда не выполнишь норму, то стыдно людям смотреть в глаза, - просто выразила свое отношение к учебе и труду молодая Гарбузова - учащаяся железнодорожного училища №5 Куйбышевской области. Такая молодёжь, воспитывающаяся на лучших традициях русского рабочего класса, является достойным пополнением нашей армии бойцов трудового фронта.

Благородная тревога за судьбы своей Родины определяет сознательное поведение рабочей молодёжи. И характерно, что за время войны повсеместно резко сократилось количество нарушений трудовой дисциплины в школах и училищах. Однако борьба за дальнейшее укрепление дисциплины является одной из важнейших задач работников всех училищ и школ фабрично-заводского обучения. Здесь нельзя действовать резко, окриками, решительно надо отмести и метод поблажек. Надо глубоко, по-серьёзному, систематически работать над воспитанием в молодёжи чувства долга перед Родиной, перед Красной Армией, прививать навыки дисциплинированности, той военной подтянутости, которой проникнут труд советского народа. Между тем имеющиеся ещё случаи нарушения учащимися дисциплины говорят о слабости и ошибках в политико-воспитательной работе с ними.

Одной из важнейших задач воспитания является военная подготовка молодёжи. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 2 мая во всех ремесленных, железнодорожных училищах и школах фабрично-заводского обучения вводится начальная военная подготовка учащихся. Военная подготовка входит в общий учебный план и проводится раздельно для юношей и девушек по программам, утвержденным Народным Комиссариатом Обороны. Оценка военных знаний будет заноситься в аттестат об окончании училища, школы.

Для успешной организации военной подготовки молодёжи в каждом училище и школе фабрично-заводского обучения необходимо оборудовать силами учащихся гимнастический городок, спортивную площадку, построить тир. Технически хорошо оснащённые ремесленные и железнодорожные училища могут сами обеспечить производство инвентаря и военного имущества - лыж, мелкокалиберных винтовок, оборудования спортгородков и площадок. Опыт отдельных училищ показывает, что это вполне возможно.

Военное воспитание учащейся молодёжи является большим государственным делом. Оно должно быть поставлено в центре внимания всех работников и комсомольских организаций училищ и школ.

Во многих училищах и школах за последнее время возникли интересные формы массовой политико-воспитательной работы. В Свердловском ремесленном училище №3 и других школах и училищах стали проводиться вечера или политдни на тему «Традиции русского рабочего класса». Почин уральцев подхвачен в Ленинграде, Владивостоке и в других городах. В училищах и школах Московской области единый политдень на эту тему привлек около 30 тысяч учащихся. К учащимся ремесленного училища №3 в Калининграде пришли старые рабочие И.П.Сидоров и М.И.Карташев, которые рассказали молодёжи о революционной борьбе рабочего класса в старой России. Бывший питомец училища, теперь гвардии младший лейтенант дважды орденоносец Торбенков поделился своими фронтовыми впечатлениями, отличники учёбы - стахановцы Ягодкин и Прибылов рассказали гостям о своих достижениях. В письме на имя М.И.Калинина учащиеся заверили советское правительство, что они не уронят чести русского рабочего класса.

В Куйбышеве недавно прошла интересная, содержательная конференция учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения Куйбышевской области. В Новосибирске состоялся первый с’езд рабочей молодёжи. Учащиеся-комсомольцы Новосибирского ремесленного училища №4 горячо взялись помогать семьям фронтовиков. Учащиеся-агитаторы проводят в семьях военнослужащих беседы, читают там газеты и журналы. Передовыми училищами и школами накоплен большой и поучительный опыт политико-массовой работы. От нас зависит, чтобы всё лучшее и полезное, что рождается в практической работе, распространялось повсеместно.

Активным средством воздействия на молодой характер являются книга, театр, изобразительные искусства. Тяга молодёжи к литературе, искусству, науке огромна. В библиотеки сплошь и рядом записывается чуть ли не весь состав учащихся. В проведённых по ряду городов смотрах художественной самодеятельности приняло участие около 16 тысяч учащихся. Однако культурно-просветительная работа среди них всё ещё ведётся очень слабо.

Наша молодёжь в основном хорошо учится, по-стахановски работает. Она имеет право на культурный, разумный досуг. Это законное требование должно быть удовлетворено. И библиотека, клуб, кружок художественной самодеятельности, театр помогут молодёжи сильнее привязаться к училищу, к школе.

Наконец, во весь рост встают вопросы бытового обслуживания молодёжи. С помощью партийных и хозяйственных организаций во многих училищах и школах проделана серьезная работа по улучшению быта молодёжи. Но немало и таких училищ, где директора и их заместители по политической части считают зазорным для себя заниматься столовой, баней, сушилкой, починочной мастерской. В чумазом, растрёпанном учащемся, как в зеркале, отражаются деловые и политические качества руководителя училища, школы. У нас есть возможность навести порядок во всех бытовых учреждениях, обслуживающих молодёжь, и мы должны это сделать, не откладывая. Директору училища, коменданту, воспитателю стоит только начать, - молодёжь сама охотно идёт навстречу и в ремонте общежития, и в обработке пришкольного огорода.

Руководители училищ и школ, предприятий, предоставляющих молодёжи учебную базу, работники управлений государственных трудовых резервов, общественные организации должны об’единёнными усилиями расчистить дорогу рабочей молодёжи от всего, что мешает её росту, до конца слить труд молодых патриотов с трудом всего советского народа для войны, для победы над кровавым фашизмом. // П.Москатов, начальник Главного управления трудовых резервов при Совнаркоме Союза ССР

______________________________________________
Братья Тур: Золотые руки* ("Известия", СССР)
В.Антонов: Пуля найдет* ("Известия", СССР)
А.Первенцев: Мы - русские!* ("Известия", СССР)
М.Рыльский: Немецкая неволя* ("Известия", СССР)

Газета «Известия» №117 (8110), 20 мая 1943 года

газета «Известия», 1943, май 1943, весна 1943

Previous post Next post
Up