Муза убийц

Apr 03, 2020 10:32

Г.Акимов || « Литература и искусство» №34, 22 августа 1942 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1 стр. Передовая. На линию огня. А.Таиров. Обер-фюрер и его «миссия». А.Исаакян. Боевой клич (стихи). Информация. Вечера американского и английского кино. Художественное слово - оружие свободы. 2 стр. Н.Чемберджи. Военная тема. Р.Григорьев. Перекличка экранов. Г.Акимов. Муза убийц. Л.Озеров. Поэмы Михаила Светлова. Н.Рыленков. Русская земля (стихи). Информация. Опера «Война и мир». Работы художников Азербайджана. 3 стр. С.Дурылин. Дмитрий Орлов. Н.Самойлов. Кинодокументы этих дней. А.Федоров-Давыдов. Памятники русской архитектуры. В.Богданов-Березовский. Боевые песни ленинградцев. Библиография. Поэт Балтики. Слово предоставляется детям. «Песни борьбы». 4 стр. Е.Ланн. Шелли. Вен. Вишневский. Люди фронтовой кинохроники. В.Эрманс. Ленинградская эстрада в «Эрмитаже». Информация. Кинокартина «Русские люди». По Советской стране. Четыре премьеры в Малом театре. Гастроли МХАТ в Свердловске. Московская хроника. Музыка в США.

# Все статьи за 22 августа 1942 года.




Наглые завоеватели «приветствовали» жителей покоренного ими Парижа песней «Все французы свиньи, но мы, мясники, славно умеем колоть свиней». Сей глубоко самобытный «художественный» образ не впервые появился в 1940 году в фашистском песенном репертуаре. Еще в 1938 г. штурмовики орали на улицах старой Праги: «Все чехи свиньи, но мы, мясники, славно умеем колоть свиней». Год спустя, в скорбной Варшаве раздалось: «Все поляки свиньи, но мы...» и т.д.

Так была найдена формула, легко запоминающаяся и портативная, не стареющая ни при каких обстоятельствах: при войне с Англией - соответственно вставляются англичане, при войне с Соединенными Штатами - американцы… Солдатам не приходится переучивать ни текст, ни музыку.

Кровавая фашистская муза нашла в лице поэта Вернера Лерша своего достойного адепта. Он не только исчерпывающе выразил «романтическую мечту» гитлеризма, но и нашел универсальный метод воплощения ее в «художественном произведении».

Большинство фашистских песен, по существу, лишь варьирует один основной мотив: немецкая рука вонзает острый немецкий нож в чужое горло, живот или спину. Авторы этих песен не затрудняют себя подыскиванием доказательств необходимости «вонзить нож» именно в данное горло. Но рекомендуют делать это с предельной решимостью и предпочтительнее часто, нежели изредка. Они не любят затруднять себя подыскиванием новых эпитетов и сравнений и стараются пользоваться «устоявшимися образами», получившими утверждение в речах самого «фюрера». «Немецкий дух и немецкие кулаки завоюют блаженство стране», - говорится в одной песне эсэсовцев, «Маршируйте, солдаты, маршируйте по всей земле, и вы завоюете ее», - взывают десятки песен. Они воспевают «веселую военную жизнь» - радость при виде брошенной гранаты, счастье от звука выстрела, неописуемое наслаждение, вызванное взрывом бомбы.

Некоторые песни рисуют идеал семейной жизни. Мы встречаем в них светловолосых и голубоглазых детей, голубоглазую супругу, престарелых голубоглазых родителей… Одними и теми же красками живописует фашистская муза добродетели супруги и достоинства коровы. Однако и этот безмятежный пейзаж - немец на фоне свиней и собственной семьи - обязательно омрачается указанием, что враги хотят отнять у бедного Михеля его достояние. И тогда муза убийц напоминает своим почитателям, кто они. «Приятель, ударь кулаком по башке негодяя», «пырни их ножом в брюхо».

С полным знанием дел и со смаком рисуют немецкие солдатские песни «веселых девочек, которые не дадут скучать хорошему парню». «Крестьянские песни» воспевают прелесть сельской жизни, свежий воздух и чужую землю, которую не худо бы сделать своей (способ «освоения» этой земли до чрезвычайности прост - опять-таки маршировка и втыкание ножа).

И все же муза мясников не лишена известной стыдливости. Она пытается скрыть под покрывалом чувствительности свое ужасное обличье. Если тексты песен Лерша, Бартеля, фон-Зельхова, Кирча и других «поэтов» - продукт самостоятельного «творчества», то мелодии обычно заимствуются из старинных песенников.

Новые времена - новые песни. На смену розам и миртам, голубкам и соловьям пришли свастика и нож, пистолет и дубинка. И вот снова говорят о крови, текущей с ножа, а в мелодии сохранены очертания старомодного сентиментального вальса. Своеобразное сочетание!

Такова «Песня Хорст Весселя» - сутенера и вора, убитого из-за проститутки и посмертно возведенного в фашистские святые. Слова этой «Песни», повидимому, действительно принадлежат Весселю и говорят об убийствах, о длинных ножах, о кровавых расправах. А мелодия украдена из старинной чувствительной немецкой песни начала прошлого столетия.

Впрочем, сентиментализм - вынужденная маскировка не только фашистской песни, фашистского искусства, но и всей фашистской действительности. Ведь известно, что Гитлер, мясник, заливший кровью всю Европу, - вегетарианец и член общества защиты животных!

Фашистская песня - одно из средств, при помощи которых Гитлер и его сообщники внушают своей банде идею верховенства германской расы и прав ее на вселенское господство. Она несет в себе каннибалью философию фашизма. Хорошо сказал итальянский певец Джильи, бежавший из фашистского ада и нашедший себе приют в Соединенных Штатах Америки: «Фашистские песни не для человеческого голоса».

Муза убийц взывает в песнях: «Бей!», «Режь!», «Стреляй!», «Вешай!». Под звуки этих песен орды человекоподобных грабят и убивают людей.

Ее отвратительный голос замолкнет только тогда, когда будут истреблены чудовища, породившие ее. Человек всегда убивал зверя. Человек убьет зверя и на этот раз. //Г.Акимов.

*****************************************************************************************************************
1. Беженцы. 2. Расправа над ранеными.

Из серии рисунков худ. Д.А.Шмаринова «Мы отомстим!»






___________________________________________
Истребляй гитлеровцев!* ("Известия", СССР)**
Э.Виленский: Смерть зверю!* ("Известия", СССР)
А.Толстой: Убей зверя!* ("Красная звезда", СССР)
Л.Павличенко: За что я их убиваю ("Комсомольская правда", СССР)

«Литература и искусство» №34, 22 августа 1942 года

немецкий солдат, август 1942, «Литература и искусство», лето 1942

Previous post Next post
Up