Людмила Павличенко. За что я их убиваю

Mar 22, 2019 23:51


Л.Павличенко || « Комсомольская правда» №221, 19 сентября 1942 года

ВЫСТОИШЬ - ПОБЕДИШЬ! Будь тверд и терпелив, стойко преодолевай все трудности и лишения, и враг будет разгромлен!

# Все статьи за 19 сентября 1942 года.

ПИСЬМО ВЕТЕРАНА




Когда я проходила по улицам Севастополя, меня всегда останавливали ребятишки и деловито спрашивали: «Сколько вчера убила?»

Я обстоятельно докладывала им о своей работе снайпера. Как-то мне пришлось им честно сказать, что уже несколько дней не истребляла врагов.

- Плохо, - в один голос сказали ребятишки.

А один, совсем маленький, сурово добавил:

- Очень плохо. Их надо убивать каждый день.

Он верно сказал, этот маленький, суровый севастополец. С того памятного дня, когда гитлеровцы напали на мою страну, каждый прожитый мною день наполнен одной лишь мыслью и одним желанием - убивать врага.

Когда я пошла воевать, у меня была большая злость на немцев за то, что они нарушили нашу мирную жизнь, за то, что они напали на нас. Но то, что я увидела потом, породило во мне чувство такой неугасимой ненависти, что ее трудно выразить иначе, как пулей в сердце фашиста.

В отбитой у врага деревне я видела труп тринадцатилетней девочки. Ее замучили и зарезали фашисты. Я видела рядом труп трехлетнего ребенка. В доме поселились немцы. Ребенок капризничал, плакал. Они его убили. Мать сошла с ума. Я видела расстрелянную учительницу. Тело ее лежало у обочины дороги, по которой бежали от нас немцы. Гордая русская женщина предпочла смерть позору, она ударила фашистского офицера по морде.




Они ничем не гнушаются, немецкие солдаты и офицеры. Все человеческое им чуждо. Нет слов, чтобы определить их подлую сущность. Что можно сказать о немце, в сумке которого я нашла отнятую у нашего ребенка куклу? Это - бешеный шакал, которого надо уничтожать ради спасения наших детей.

У нас есть еще бойцы, которые от души ненавидят фрицев, но еще не совсем хорошо овладели техникой боя, своим оружием. Это бездейственная ненависть. Она ничего не дает нашему делу - борьбе за независимость родины, над которой нависла большая опасность.




Если ты еще не умеешь уничтожать врагов, научись, тогда народ скажет тебе: «Ты настоящий мститель». В этом сейчас твой священный долг перед родиной, перед матерью, перед женой и детьми.

Ненависть многому учит. Она научила меня убивать врагов. Под Одессой и Севастополем я уничтожила из своей снайперской винтовки 309 гитлеровцев.

Ненависть обострила мое зрение и слух, сделала меня хитрой и ловкой, ненависть научила маскироваться и обманывать врага, разгадывать его уловки.

Я научилась по нескольку суток терпеливо охотиться за вражескими снайперами.




Ничем нельзя утолить жажду мести. Пока хоть один захватчик ходит по нашей земле, я буду думать только об одном: убить врага. И только одно буду говорить своим товарищам по борьбе, своим согражданам: « Убей немца!». // Младший лейтенант, снайпер Людмила Павличенко.

****************************************************************************************************************
Добрые солдаты отличаются твердостью, и терпением, старые служивые дадут пример молодым. Пусть всякий помнит Суворова, который научил сносить холод и голод, когда дело шло о победе и славе русского народа. М.КУТУЗОВ.

☆ ☆ ☆

ПИСЬМО МОЛОДОГО ВОИНА
СЧЕТ ОТКРЫТ: 16 ФРИЦЕВ

Мы занимаем оборону. Противник от нас в 500-1.400 метрах и больше. И вот мне как снайперу выпала честь отомстить фашистской чуме за все ее зверства.

Я начал ходить в засады, вел охоту на фашистов. Охотиться, конечно, было не легко. Тут нужно большое искусство, чтобы выследить зверя и убить его. Но когда есть большое желание что-нибудь сделать, то обязательно добьешься.

И вот сейчас я могу с гордостью доложить, что мой снайперский счет уже открыт. Я истребил пока что 16 фрицев. На этом счету я, конечно, не остановлюсь и буду вести его дальше.

На фронте я увидел наглядно, как правилен лозунг: « Тяжело в ученьи, легко в бою». Я понял, что очень важно каждому красноармейцу не только хорошо овладеть своим оружием, но и изучить несколько военных специальностей, чтобы в любую минуту заменить бойца, воюющего то ли с пулеметом, то ли с противотанковым ружьем, то ли с автоматом.

Это, конечно, не легко, но это очень нужно, и я этого добьюсь. А когда добьюсь и будут новые результаты, я вам обязательно сообщу. // Красноармеец А.Игнатенко.

* * *

БИТВА

Тянет ветер с понизовья тучи,
Поднимает к небу прах вертучий,
Хохлит волны пеною лебяжьей,
Мечется, свистя, над силой вражьей.
Велика ее громада злая:
Смрадной кровью в ковылях пылая,
Обгорая в панцырном железе,
Саранчою через реку лезет.
А навстречу недругу лихому
Соколы летят на крыльях грома,
Конники, кренясь, спешат в намете,
День и ночь хохочут минометы.
Бьем врагов неделю и другую,
Рубим, как болотную кугу, их.
- Глянь, боец, и позабудь усталость -
Много ли их на Дону осталось!
Поглядел он и ответил: - Много!
Трупами их выстлана дорога,
Может, двести тысяч, может, триста.
От врагов убитых - степь бугриста...
- А живых-то велика ли стая!
- А живых я пулями считаю!

Павел ШУБИН.

****************************************************************************************************************
Сутенер на трибуне

Фрицы - воры. Они крадут не только кур.

В США был созван международный с’езд Студенческой молодежи. Фрицы сейчас же созвали свой с’езд. Не международный, а европейский. С подбором делегатов, конечно, не церемонились. По разверстке из Берлина Квислинг прислал на с’езд несколько норвежских лоботрясов, Антонеску - румынских, Маннергейм - финских, Хорти - венгерских, Муссолини - итальянских, Лаваль - французских.

Это сборище молодых холуев должно было изображать собой с’езд учредителей европейского союза гитлеровской молодежи. От учредителей не требовалось ни ума, ни красноречия. Единственно, что им не возбранялось делать,- это кричать в соответствующих местах «хайль» и по-солдатски вытягиваться всем с’ездом при появлении какого-нибудь высокопоставленного немецкого прохвоста.

С’ездом руководил Бальдур фон-Ширах. Лет десять назад этот «деятель» считался своим парнем среди берлинских и мюнхенских сутенеров. Сейчас он свой человек у Гитлера и называется рейхслейтером.

От сутенера до имперского руководителя фашистской молодежи - такую карьеру можно было совершить только в гитлеровской Германии. И вот теперь Гитлер пытается выдвинуть своего рейхслейтера с германской арены на общеевропейскую.

Несчастная Европа! Сутенер в роли идеолога и руководителя молодежи. Что может быть гнуснее и позорнее?

Бальдур фон-Ширах выступил на с’езде с программной речью. С развязностью ярмарочного зазывалы он поучал молодых румыно-венгерских холуев, как следует воспитывать молодежь.

Как? Конечно, по германскому образцу.

Дать ей образование? Нет. Гитлер сказал:

- Я не хочу интеллектуального образования. Знаниями я испорчу молодежь.

Прививать молодежи культуру? Нет. Гитлер сказал:

- Мировоззрение национал-социализма не выносит так называемой культуры.

Воспитывать у молодежи любовь к свободе, справедливости, честности? Нет. Гитлер сказал:

- У нас нет времени для красивых чувств.

К чему же призывал рейхс-сутенер учредителей с’езда? Он говорил не о воспитании молодежи, а о растлении ее. А на этот счет у фон-Шираха большой опыт. Он был организатором «школ Адольфа Гитлера» - этих краткосрочных курсов убийц, воров, насильников. Европа имела возможность близко познакомиться с воспитанниками гитлеровской школы и в Белграде, и в Варшаве, и в «Брюсселе, и в Афинах, и в Париже.

И вот сейчас опыт этой школы фрицы собираются внедрить при помощи квислингов, антонеску, лавалей в оккупированных странах Европы, создать европейский союз молодых убийц.

Для этого фрицы собирают в Вене с’езд молодых фашистских холуев. Они выдают их за представителей европейской молодежи.

Фон-Ширах когда-то сказал:

- Лучше германская ложь, чем человеческая правда.

Увы! Германской ложью уже мало кого удается обмануть.

Нет, не было на фрицьем с’езде подлинных представителей европейской молодежи. Квислинговские лоботрясы - не норвежцы. Молодые норвежцы - это друзья Ларсена.

Не было на с’езде и настоящих французов. Они охотились в это время на темных парижских улицах за немецкими обер-лейтенантами.

Нет, фон-Ширах не станет идеологом европейской молодежи. Подлинные патриоты Югославии, Бельгии, Польши не вытягиваются в струнку перед немецкими прохвостами и не кричат «хайль» сутенерам.

Они стреляют в немцев в Боснии, пускают под откос немецкие поезда у Льежа, топят немцев в Висле. // Сем. Нариньяни.

****************************************************************************************************************
ЗА БОЕВУЮ КИНОНОВЕЛЛУ

Жанр киноновеллы в дни великой отечественной войны получил широкое распространение.

К сожалению, далеко не все киносборники отвечают требованиям сегодняшнего дня. Большинство из них выглядит серо, невыразительно, а некоторые просто вызывают у зрителя недоумение и досаду.

Это прежде всего относится к новелле 11-го киносборника «Карьера лейтенанта Гоппа» (сценарий Б.Ласкина и И.Склюта, режиссер Н.Садкович). Авторы поставили своей задачей во что бы то ни стало рассмешить зрителя. Для этого война изображена в киноновелле, как очень занятная и веселая игра. Вместо жестокого, коварного и беспощадного врага в роли немецкого офицера мы видим придурковатого и безобидного простачка. Если судить по этой бесшабашной комедии, то немцев ребенок может взять голыми руками. Опереточный лейтенант Гопп и еще более опереточный румынский унтер измышляют способ прославиться: они решают инсценировать нападение партизан на штаб, для чего дают оружие и сообщают пароль четырем колхозным дедам. Старики вчетвером являются в занятую немцами деревню и там устраивают фрицам форменную «варфоломеевскую ночь». Они с равным успехом сражаются гранатой и ухватом. Лейтенант Гопп в самый напряженный момент швыряет в них… тарелками. Четыре старика успешно громят целое подразделение и возвращаются, повидимому, истребив весь гарнизон и взяв в плен лейтенанта и румына.

image Click to view



Оскорбительна эта вещь и для партизан и для воинов Красной Армии, ведущих тяжелую, беспримерную в истории борьбу с лютым и сильным врагом. Нельзя устраивать балаган из войны. Удивляет, как мог сценарный отдел Комитета по делам кинематографии разрешить снимать фильм по такому сценарию. И как мог тот же Комитет выпустить на экран эту беспардонную и вредную галиматью, особенно в дни решающих испытаний для судьбы всей нашей родины?

Комедия, сатира нужны нашему искусству. Но «Карьера лейтенанта Гоппа» демонстрирует лишь то, какой не должна быть комедия» в наши дни.

В 12-м киносборнике тоже есть комедия. Это новелла «Ванька» (сценарий С.Полоцкого и М.Тевелова, режиссер Г.Раппопорт). Герои ее - дети. Все, что касается поступков этих ребят, их стремления участвовать в борьбе взрослых с гитлеровцами, показано хорошо, просто и правдоподобно. Но фашисты, как и в «Карьере лейтенанта Гоппа», выглядят шутами из оперетки. Спасает то, что им уделено очень небольшое место.

Радует участие в картине «Ванька» талантливой и любимой нашим зрителем актрисы Янины Жеймо (в роли «Ваньки») и заслуженного артиста республики М.Жарова (в роли старого партизана-кашевара).

В новеллах «Пауки» и «102-й километр» (11-й киносборник) показана деятельность партизан в тылу немецких захватчиков. Показано это просто и лаконично, как в документальном фильме.

Но и эти две новеллы страдают множеством погрешностей. Так, например, крайне схематичен образ партизана-поляка в «102-м километре».

В 12-м киносборнике есть новелла «Сын бойца». Авторы фильма (С.Михалков и И.Прут, режиссер В.Строева) на одном небольшом эпизоде, взятом из самой действительности, сумели показать обстановку боя, характеры наших бойцов.

image Click to view



Темой для фильма послужил случай в деревне Речица Смоленской области, где фашисты, идя в атаку, погнали перед собой группу женщин и детей. Фильм вызывает глубокую ненависть к врагам.

Новеллы труднее делать, чем полнометражный фильм. Нужно развить действие, обрисовать характеры героев ярко, выразительно, несмотря на то, что рамки фильма предельно сжаты. Сценарии же большинства выпущенных киноновелл написаны поверхностно, схематично, темы и сюжеты не блещут оригинальностью и разнообразием. В основном темой для новелл служит партизанская война и жизнь в оккупированных немцами европейских странах. А где же жизнь и борьба нашей Красной Армии? Где жизнь нашего тыла?

Почему так редко привлекаются к созданию сценариев для киносборников видные писатели и драматурги, почему не работают над новеллами такие крупные режиссеры, как Эйзенштейн, Ромм, братья Васильевы, Довженко, Александров, Пырьев? Разве работа над боевыми киносборниками считается у руководителей кинематографии маловажным или зазорным делом?

Кроме того уж очень долго пишутся эти сценарии. И еще дольше они находятся «в работе». Так, например., сценарий новеллы «102-й километр» был начат... в августе прошлого года. При таких темпах любая тема устареет, пока фильм дойдет до зрителя.

Зритель ждет новых произведений киноискусства, достойно отражающих наше героическое сегодня, и эти произведения должны быть созданы. // Т.Калиновская.

______________________________________________
Девушки-снайперы ("Красная звезда", СССР)**
Б.Лавренев: Людмила Павличенко ("Известия", СССР)*
Л.Озеров: Девушка с винтовкой* ("Красная звезда", СССР)
В.Гроссман: Сталинградская быль ("Красная звезда", СССР)

Газета «Комсомольская правда» №221 (5316), 19 сентября 1942 года

советские снайперы, осень 1942, «Комсомольская правда», убей немца, сентябрь 1942, 1942

Previous post Next post
Up