Фриц-интеллигент

Mar 22, 2020 09:18

М.Слободской || « Литература и искусство» №32, 8 августа 1942 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1 стр. Передовая. Тема искусства. Б.Лавренев. Вырвем победу! Чарли Чаплин. Я призываю. Вс.Азаров. Город наш (стихи). Информация. В дни уборочной кампании. Пленум Союза писателей Белоруссии. 7-я симфония Шостаковича в США. 2 стр. М.Гельфанд. О ненависти и литературщине. П.Марков. Станиславский. В.Шкловский. Чувство современности. В.Богданов-Березовский. Труд художника. 3 стр. Проф. К.Кузнецов. Рахманинов и русская музыка. В.Смирнова. Гордость. С.Сергеев-Ценский. Талантливая книга. И.Френкель. Огонь (стихи). О.Леонидов. Два киносборника. Информация. 4 стр. М.Слободской. Фриц-интеллигент. В.Стамбулов. Марсельеза. Н.Лабковский. Неуловимый Ян. Информация, Творческое совещание ленинградских фронтовиков. 80-летие Ленинской библиотеки. В Союзе писателей. Московская хроника. По Советской стране. У писателей Киргизии.

# Все статьи за 8 августа 1942 года.




Иозеф Шток - солдат немецкой армии, теперь военнопленный, до войны был художником-декоратором в большом немецком промышленном городе Аахене. Это молодой интеллигент гитлеровской Германии.

Он небольшого роста и в то же время весь какой-то тонкий и длинный. У него длинные, неугомонные пальцы, с длинными, когда-то холеными, а теперь густо-черными ногтями. Длинное, узкое лицо с глубоко вдавленными висками. Длинные, зачесанные назад, волосы артиста. И разговаривает он тоже длинно, но все его многословные ответы состоят из слов-пустышек, не содержащих даже подобия мысли.

…Да, он ударил офицера, отбыл наказание и, попав на фронт, сдался в плен. Почему он ударил офицера? Офицер был груб. Почему он сдался в плен? Шток не может ответить членораздельно, но ответ ясен - его привел в плен животный страх.

Напрасно искать в его поведении какую-нибудь идейную основу. Он ударил офицера, потому что тот его обидел. Он огрызнулся, не соображая, инстинктивно, как огрызается волченок. Он пошел в плен, потому что там не стреляют.

Идеи? Очень скоро выясняется, что идей у него вообще нет. Он уверяет, что не верит идеям Гитлера. Допустим. Он говорит, что не верит в бога. Предположим. Но это все отрицания. Каковы же его положительные идеалы, чего он хочет, зачем он живет на земле?

Шток задумывается - этот вопрос, очевидно, никогда не ставился перед ним. Наконец, он говорит:

- Я хочу спокойно работать, - остальное меня не касается.

Что ж, желание работать - хорошее желание. Но вскоре оказывается, что Шток стремится не к этому. Он говорит, что ему все равно, как отнесутся в Германии к тому, что он сдался в плен. Он решил не возвращаться в Германию, как бы ни кончилась война.

Почему? Потому что после войны в Германии придется много работать, а заработать нельзя будет.

Так вот они, идеалы гитлеровского интеллигента: заработать, нахватать, а на остальное - плевать.

Впрочем, может быть, Шток - человек, влюбленный в чистое искусство и поэтому оторванный от жизни? Может быть, он вечно копается в картинах, изучает старых мастеров? Ведь он не маляр-самоучка, а профессионал, окончивший специальную школу.

- Кто ваши любимые живописцы?

Шток называет два никому неизвестных имени современных немецких маляров. Он, очевидно, не понял вопроса. Интересно, что он любит и ценит из всего, созданного человечеством, из всех сокровищ искусства? Какие картины он знает? Каких художников?

Шток молчит «Знал, но забыл», - бормочет он. Выясняется дикое обстоятельство: художник не знает художников. Он просто никого и ничего не знает. Рембрандт? Да, да, он что-то слышал. Кажется, это немец, Рафаэль? Как же, этого он хорошо знает.

- Рафаэль - большой художник, - оживленно поясняет Шток. - Он реставрировал старую живопись и написал большой портрет Гитлера.

Никто из присутствующих не может удержаться от смеха при этом заявлении. Очевидно, Шток имеет в виду не великого мастера Возрождения, известного всему миру, а какого-нибудь современного холуя.

Шток не понимает причины веселья. Он не знает, что есть другое искусство, кроме того, убогого и халтурного приспособленчества, которое расцвело в третьей империи, он не знает, что существует культура многих веков и многих народов, у него нет ни знаний, ни мыслей, ни идей.

Он вызывает презрение, этот плюгавый хлюпик - пустой, жадный и тупой гитлеровский интеллигент. //М.Слободской.

*****************************************************************************************************************
Немец - убийца, погромщик и вор. Плакат издательства «ИСКУССТВО».

Немец - убийца, погромщик и вор.
С немцем любым может быть разговор -
Только один: полный яростной мести!
Под Ленинградом, средь южных степей,
ГДЕ Б НИ УВИДЕЛ ТЫ НЕМЦА, УБЕЙ
ГАДИНУ ЭТУ НА МЕСТЕ!

Рис. Кукрыниксы. Стихи Д.Бедный.



☆ ☆ ☆

ОГОНЬ

Здесь интервенты проливают кровь не первый раз -
Германские мерзавцы опять пришли в Донбасс.
Погасли доменные зарева и не ревут гудки.
Хватился гад за уголек, да лапы коротки.

Пошарил немец под землей, где жирный пласт залег -
Не дался немцу уголек, взорвался уголек.
Напрасно обер-лейтенант утроил караул, -
В его квартире стекла гнул горняцкой мести гул.

Ни пытки, ни расстрел, ничто шахтеров не берет,
И жены их и дети - отчаянный народ.
И не щадит своей красы шахтерская жена,
И в детском сердце, как в отцовском, ярость зажжена.

Бойцы! Мы знаем это все, и злоба душит нас.
Да разве словом передашь, как дорог нам Донбасс?!
Там удивительный народ! За кровь его, за боль,
За храбрость гордую его, бойцы, стремитесь в бой!..

«Максим» уставил на врага внимательный глазок.
А ну, товарищ пулеметчик, бей еще разок!
Огонь! Огонь! И смерть тому, кто гнев наш развязал.
Так мы хотим, так надо, так Сталин приказал.

Тяни, тяни скорее, товарищ, провод свой:
Пускай быстрей команда дойдет до огневой:
Огонь! Огонь! И смерть тому, кто гнев наш развязал.
Так мы хотим, так надо, так Сталин приказал...

Илья Френкель. Действующая армия.

__________________________________________________
И.Эренбург: Изысканный фриц ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Фрицы о фрицах ("Красная звезда", СССР)**
И.Эренбург: Осенние фрицы ("Красная звезда", СССР)**
И.Эренбург: Фриц-блудодей ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Фриц-нарцис ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Фриц-биолог ("Красная звезда", СССР)*
И.Эренбург: Фриц-мистик ("Красная звезда", СССР)**
И.Эренбург: Казак и фрицы* ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Фриц-философ* ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Фриц-литератор* ("Красная звезда", СССР)

«Литература и искусство» №32, 8 августа 1942 года

немецкий солдат, август 1942, «Литература и искусство», 1942, лето 1942

Previous post Next post
Up