Александр Довженко. Великое товарищество

Aug 10, 2016 13:48


А.Довженко || « Известия» №181, 4 августа 1942 года

Рабство и муки несут гитлеровцы советским людям. Советский воин! В трудные дни нашей отчизны ее сыны железной стеной вставали против врага и побеждали.

Будь достоин своей Родины, своего народа, своих предков! Обрати против врага всю ненависть к нему, - обрушь на него огонь и металл, останови и отбрось, и уничтожь врага!

# Все статьи за 4 августа 1942 года.

Под ураганным огнем противника, бомбардируемое сверху и снизу, ломая все преграды на пути, крупное подразделение бросилось в пограничную речку, соединяющую русскую и украинскую земли.

От ярости бойцов, от страсти броска, казалось, закипела вода в реке, забурлила, забрызгала кровавыми брызгами, расступилась. Подразделение героев выскочило на украинскую землю.




Но что это? Почему не бросилось оно дальше вперед? Зачем стали бойцы? Почему стало тихо?

- На колени! - раздалась команда на незнакомом языке. Это были казахи, и командир их был казах. Они стали на колени.

- Здравствуй, братская украинская земля! - сказал командир громко и взволнованно, и волнение пробежало по рядам всех молодых казахов. Все, как один, припали они к украинской земле и поцеловали ее.

- Мы пришли освободить тебя от фашистского ига! - сказал командир, показывая широким жестом на бойцов.

- Пришли пролить за тебя свою кровь, сестра наша... Прими наш боевой привет и привет наших матерей и отцов казахов. Прими нашу дружбу и...

На мгновенье страшный грохот пролетающих машин и рвущихся бомб заглушил голос командира. Забились и застонали высоким стоном раненые кони. Враг пошел в контратаку.

- Мы много можем сказать тебе, сестра наша. Но некогда. Встать! - крикнул командир. - Вперед!!!

- Вперед за Украину! - крикнул боец Умурзанов.

- За Украину, за Сталина! - крикнул минометчик Турдан, крикнули все казахи и бросились в бой с невиданной силой. Как бились славные батыри-казахи за сестру свою Украину, об этом пропоют и расскажут народные акыны Казахстана. Как окропили они «вражою злою кров'ю» волю Украины, об этом напишут благодарные поэты Украины. Это дорогое и незабываемое никогда, никогда.

Горячо и страшно бились казахи и множество врагов уложили они в этот великий день. Один батырь - Урсулай Джалгосбаев убил в этом бою 20 фашистов. А как бился казахский народный учитель Джахсигалиев, как сражался раненый колхозник Джума Галиев, Канесов, Андияев, сколько они положили немецких трупов!

Долго будут вспоминать подлые фашисты и их дурноголовые, вороватые родичи этот бой. Не одна тысяча бездушных, алчных немок огласит Германию своим хищным воем, не одна проклянет Гитлера ночью в мокрую от слез подушку. И многие солдафоны-гитлеровцы будут всю жизнь кричать во сне, хватаясь в ужасе за те места, где были когда-то ноги, глаза, руки, потерянные в этом бою.

Много погибло врагов. Но много и казахских молодых очей закрылось, не увидеть им больше никогда своих безбрежных, как океан, прекрасных казахских степей, своих матерей и молодых казашек, ни быстрых табунов своих, ни беркута в небе.

Полегли в бою казахи-батыри. Освятили дружбу, разлили кровь и сами уснули на украинских ланах. И навсегда уже осталася неумирающая слава и благодарность и гордость седых казахских дедов и вдохновение лучших, быстрых юношей и всех казахов, какие будут жить после нас долгие столетия.

Но не судилося нам, видно, в это лето очистить Украину от немецких палачей. Обравши все, что было можно, - румынов, венгров, итальянцев, недобитков финляндских, несчастных словаков и всю свою «арийскую» человеконенавистническую рать, всех выродков, рахитиков, горбатых и немых, вскормленных в звериной ненависти к нам девиц волчицеподобных, семнадцатилетних гончих псов, всю технику Европы, всех генералов-классиков невиданных убийств и разрушений, - все под метелку вычистил кровавый Гитлер, заметался, застучал по Юго-Западному, по Южному фронту, навалился, прорвался и вторгся к нам на юг в казацкие старые земли.

Сегодня льется кровь рекою на Дону. Горят наши хлеба и топчутся фашистским чоботом богатые колхозные поля. Тысячи смертоносных машин на тысячи машин, миллионы против миллионов. У преддверия Кавказа гремят грандиознейшие в истории всех войн народов бои.

Враг захватил большие пространства, множество народа нашего влачит чудовищную жизнь бесправных пленников фашизма.

Над Родиною нависла угроза.

Фашистские машины задыхаются от жажды.

- Нефти! - кричит Гитлер. - Нефти! Кавказ или смерть!

У трусов и растяп этот истерический «психический» крик вызывает под коленями дрожь, наполняет живот холодной мятой страха.

Кое-кто думает, быть может, в тоске и смятении, а не согнулись мы уже? Не подмок ли порох? Не пропали-ль мы в этой гигантской борьбе, как европейские государства пропадали? Быть или не быть? - гадают Гамлеты и Гамлетицы.

Мы наверно погибли бы все, исчезли с земли и следа бы нашего не осталось на ней, если б мы бились, как бились народы Европы, - порознь, в одиночку. Не быть бы нам ни русскими, ни украинцами, ни свободными казахами, ни узбеками, ни белоруссами - никем. Были б мы немецкими согбенными рабами на наших растерзанных и не своих уже землях.

И проклинали б наши жалкие потомки наш сорок второй кровавый год и нас, бойцов, которым Родина доверила свою защиту в самый грозный час.

Тогда не матерью, а злою мачехой стала б история для нас.

Но этого не будет. Этого быть не должно!

Как бы нам ни было тяжко, как бы на фронте и в тылу нам ни было трудно и вчера, и сегодня, и, может быть, в будущем. Как бы ни был преступно коварен первый внезапный удар прошлого года. Как бы ни были мы недостаточно злы и жестоки для войны и не натренированы для нее, как натасканы немецкие псы, - враг не должен победить нас никогда!

Есть у нас сила, которой нету равной силы в мире. Есть у нас такое богатство. Это - братство советских народов, воспитанное и возглавленное нашим учителем Сталиным. Это - сила истории человечества. Сила закона развития человечества. Сила братства. Это - та несокрушимая точка в человеческом сознании, о которой когда-то великий геометр Архимед сказал применительно в науке: «Дайте мне точку опоры, и я подниму землю».

Великий Гоголь сто лет тому назад так говорил устами бессмертного казака Тараса Бульбы своим запорожцам перед боем:

«Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство; вот на чем стоит наше товарищество! нет уз святее товарищества. Отец любит свое дитя, мать любить свое дитя, дитя любит отца и мать; но это не то, братцы, любит и зверь свое дитя! но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек... Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество. Уж если на то пошло, чтобы умирать, так никому ж из них не доведется так умирать! никому, никому! не хватит у них на то мышиной натуры их!»

Так говорил атаман... самые старейшие в рядах стали неподвижны... слеза тихо накатывалася в старых очах... Знать, видно, много напомнил им старый Тарас знакомого и лучшего, что бывает на сердце у человека, умудренного горем, трудом, удалью и всяким невзгодьем жизни...»

Прошумели столетья... Грянул гром, и среди грома и грохота переклички веков звенят могучим набатом гордые голоса Тарасовых правнуков.

- Родина моя! Земля русская! Любимый товарищ Сталин! - пишет перед смертью в дзоте черноморец Калюжный. - Я, сын ленинского комсомола, дрался, как подсказывало мне сердце, бил гадов, пока в груди моей билось сердце. Я умираю, но знаю, что мы победим!

- Мы победим! Мы видим победу! - гукнули под Севастополем пятеро бессмертных и с гранатами в руках бросились под танки врага и взорвались с ними на весь человеческий мир.

- Братья, я вижу победу из-за облаков! - гремит величественный русский истребитель дважды Герой Борис Сафонов, повергая на землю двадцать пятый вражеский самолет.

- Товарищи, победа будет за нами! - кричит капитан Криклий, первый герой «Ордена отечественной войны», наваливая груды горящих вражеских танков.

Так о победе будем думать сегодня с особенной страстью, о товариществе! О несокрушимой воле к жизни, о бесстрашии и победе!

Вот о чем нужно думать сегодня каждому защитнику Родины.

Ни шагу назад! Трусам смерть! Трусы - это яд. Убей труса на месте, командир! Не пожалей. А если сам попятишься назад без приказа и повернешь спину к врагу - прикажи, чтоб убили тебя.

Чтоб не смотрели наши матери в уходящие спины трусов!

Чтоб не плакали невесты и дочери наши в об'ятьях грязных фашистских собак!

Чтоб не увозились в неволю, не продавались, не растлевались за шмат гнилой конины, голодая.

Крепите товарищество, братья! Родина хочет гордиться вами и прославлять ваши имена.

Все, у кого бьется человеческое советское сердце в груди,

все, кто не хочет предать погибели свою семью - отца своего, матерь свою и детей своих и весь род свой,

все, кто хочет жить по-человечески и свободно продолжать свои род, а не вымирать в немецком беспросветном рабстве,

все, кто не хочет, чтоб его имя презиралось всем миром и проклиналось потомками в немецком рабстве, как имя ничтожества, не понявшего всего величия выпавшей ему судьбы, всего величайшего значения жизни Советского Союза, защитником которого он имеет честь состоять,

приложите ухо к земле. Слышите?

Вам приказывает Родина - ни шагу назад!

Вам приказывают миллионы проливших кровь ваших раненых товарищей.

Вам повелевают гневные товарищи, благородно павшие с честью на полях сражений.

Вас зовут герои Севастополя, удивившие мир своей доблестью и прославившие Родину и ставшие в смерти бессмертными.

Остановитесь, ни шагу назад! - взывают к вам с виселиц, из ям, из пожарищ, из руин замученные фашистскими варварами отцы и сестры, и дети ваши.

Сегодня, в грозный час, Родина напоминает вам вашу историю, боец и командир, историю ваших отцов и дедов, и прадедов, и прапрадедов.

Довольно! Надо отдавать в трибунал всех «философов» и доморощенных стратегов, утверждающих, что так как наше дело правое и мы победим и народ бессмертен, то уже не важно, отступить ли в боевой игре на какую-либо сотню километров, или нет. Отступательские настроения нужно выкорчевать самыми решительными мерами.

Сегодня отступление без приказа равно предательству.

Враг на Кавказе - гадюка в сердце - выпьет всю кровь. Это гибель нефти.

Не допускайте врага к сердцу, не давайте ему выточить из нас кровь ни за что!

Что делать?

Ненавидеть! Ненавидеть врага и, ненавидя, побеждать, но не отступать, проклиная врага и боясь его, то-есть своей смерти.

Настоящая ненависть не любит отступать. Она не отступает. Она уничтожает.

Отступает проклятие и боязнь, - подделка ненависти.

Ненавидьте, побеждая! Помните, это не воины сражаются с вами. Это скопище разгоряченных и наглых бандитов. Это убийцы и воры на нашей земле!

Вспомните, как много и страшно вы били их. Еще удар! Еще удар!

Не надо думать, что так уж неодолимо сильны эти гады. Да! Это сила. Но это последняя сила, шулерская. Это также и психическая атака в грандиозных размерах, то-есть нечто рассчитанное на добавочную силу впечатления. Это бешеный немецкий воровской автомобиль. Он мчится напрямик со скоростью сто километров в час. От его бега шарахаются люди, дивясь силе мотора и шоферской отваге. И иным невдомек, что бензина в машине всего лишь на дне.

Не знают этого ни встречные, ни многие даже бандиты в машине. Лихо посматривает банда по бокам, пугая прохожих и свистом, и ветром, и громом.

Только водитель не весел. Он знает, что под нашими ударами может сломаться его машина, так и не добравшись до Кавказской бензиновой колонки.

Жмет, а вдруг доберется! Вцепился бандитский атаман в бублик руля, челюсти сжал и прерывисто дышит, газует вовсю.

Добежит или нет? Добежит или нет?

Нет! Не должен добежать!

Защитники советского народа! Родина приказывает - не должен добежать ни за что!

Он бросил на нашу землю полчища ненавидящих нас раз’яренных зверей. Против зверей стоим мы - разгневанные братья Великого Советского Союза.

Зверя-грабителя поборет человек-товарищ.

Подымем же, братья, товарищество на такую высоту, чтоб радовало оно и освещало весь добрый человеческий мир! Вперед к победе! За Сталина! За советскую Родину! За Кубань, за Дон, за Белоруссию, за родную многострадальную нашу Украину! // Александр Довженко.

______________________________________________
Учиться у русских || «Известия» №259, 3 ноября 1942 года
А.Первенцев: Мы - русские!* || «Известия» №122, 26 мая 1943 года
Е.Кригер: Стойкость русских || «Известия» №277, 25 ноября 1942 года
В.Гроссман: Дух армии*|| «Красная звезда» №29, 5 февраля 1942 года
И.Эренбург: Душа народа || «Красная звезда» №92, 19 апреля 1942 года
Ем.Ярославский: В боях закаляется и крепнет дружба народов СССР ("Красная звезда", СССР)

Газета «Известия» №181 (7867), 4 августа 1942 года

газета «Известия», дружба народов СССР, август 1942, Александр Довженко, 1942, лето 1942

Previous post Next post
Up