На подступах к Кенигсбергу

Jan 27, 2020 14:19


М.Мержанов || « Правда» №23, 27 января 1945 года

Восточно-Прусская группировка немцев отрезана от Центральных районов Германии. Наши войска прорвались к побережью Данцигской бухты, заняли важные опорные пункты немцев в Восточной Пруссии и крупный центр промышленного района немецкой Силезии город Гинденбург. За время с 12 по 24 января немецкая армия потеряла свыше 295.000 солдат и офицеров убитыми и пленными - 86.330. Нами захвачены огромные трофеи.

Слава героической Красной Армии, одерживающей блистательные победы в величайшем наступлении!

# Все статьи за 27 января 1945 года.

(От военного корреспондента «Правды»)




Сосновые рощи стоят в своем великолепном снежном уборе вдоль дорог, идущих к Кенигсбергу. Мы ехали по этим местам ночью. Сквозь легкий морозный туман светила полная луна. В белесой дымке вдоль дороги виднелись укрытые снегом притихшие и молчаливые хутора и господские дворы, брошенные хозяевами только сегодня в полдень. Некоторые из них были ещё об’яты пламенем, розовые отблески которого освещали нам путь.

Вчера в этом лесу, у избушки лесничего, прекратила свое существование немецкая дивизия фольксштурма, сформированная несколько месяцев назад генералом Горн. Разбитая на первых оборонительных рубежах, она в беспорядке отступала от Немана и от Тильзита на юго-запад. Полки ее получали частые и разноречивые приказы своего нервного генерала, который то и дело указывал им новые пункты сбора для защиты оборонительного рубежа. Но каждый новый маршрут, указанный генералом Горн, оказывался уже в руках наших войск, и немецкая пехота, раздробленная на мелкие отряды, потерявшая связь со своим командиром, в беспорядке отходила к Кенигсбергу.

Заснеженные сосновые чащи казались немцам спасительным укрытием от русских танков и пушек, и поэтому офицеры уводили своих солдат боковыми дорогами или в обход городов, сел и шоссейных дорог - в лесные чащи и глубокие снега. Так в этот лес к избушке лесничего попали с остатками своих батальонов командир 1141-го полка полковник Рейнгард и группа штабных офицеров, которые уже еле справлялись с голодной, иззябшей солдатнёй.

В этот момент к избушке, буксуя по глубокому снегу и лавируя между соснами, пробиралась легковая машина, на которой ехал командир другого немецкого полка - подполковник Мейер. За ним плелось 30 солдат - весь наличный состав его полка, разбитого под Рагнитом и Тильзитом. И когда машина Мейера была уже совсем близко у цели, раздался выстрел русской пушки, притаившейся в засаде. За первым выстрелом грянул второй, третий, и подполковник Мейер с ад’ютантом своего полка Гансом Вестфаленом, бросив машину, стали прятаться за толстые стволы деревьев. Снаряд всё же настиг их: Мейер был убит, Вестфален - ранен. Солдаты в поисках спасения разбежались по лесу.

Другая наша пушка открыла огонь по домику лесничего. Снарядом нашей пушки был убит и полковник Рейнгард. Его солдаты подняли руки. Всю эту историю рассказал нам пленный немецкий офицер Ганс Шефлер, которого только что допросили и направляют в тыл.



Тем временем наши войска вышли к Дайме - капризной и глубокой реке, прикрывающей Кенигсберг с востока. Ее западные крутые берега, покрытые густым лесом, были превращены немцами в сильный оборонительный рубеж, состоящий из системы дотов, траншей, проволочных заграждений и минных полей. Противник сосредоточил здесь три дивизии, подтянул артиллерию, бросил в бой кенигсбергское юнкерское училище, офицерский полк и танковые части.

Когда наши войска подошли к реке Дайме, они увидели перед собой взломанный лед и взорванные мосты. Это, однако, не остановило советских пехотинцев. Они бросились по льдинам через реку, достигли противоположного крутого берега и, несмотря на сильный огонь противника, продвинулись вперед. Бой длился несколько часов. Все три линии траншей были очищены от немцев. Наши пехотинцы блокировали доты, гарнизоны которых вскоре сдались. Немецкая оборона была прорвана на всю глубину.

Сейчас идет борьба далеко за рекой. Немцы предпринимают многочисленные контратаки. Кенигсбергские юнкера и офицеры особого полка дерутся с ожесточением смертников. Вражеские контратаки остаются безрезультатными, наши части шаг за шагом идут вперед, на Кенигсберг.

По дорогам, окаймленным старыми березами, к наскоро сооруженным переправам через реку Дайме непрерывно движутся советские войска. Вереницей тянутся пушки, идет пехота, мчатся машины, нагруженные снарядами и патронами. Лунный свет освещает их путь. Регулировщик, стоящий у хутора близ реки Дайме, беспрерывно машет флажком, указывая одну дорогу к переправе для пехоты, другую - для артиллерии, третью - для обозов. В хуторе шумно. Все торопятся.

А войска всё идут и идут. Где-то вдали слышен стальной топот танков, спускающихся к переправе, впереди за рекой сверкают отблески артиллерийских залпов, вправо от нас ползут тягачи с дальнобойными орудиями.

Мы идем к реке вместе с огневым взводом Павла Ворсина. Держась правой рукой за поручни орудийного передка, Ворсин охотно рассказывает о славном боевом пути своих артиллеристов, Тут же, рядом с ними, идет командир орудия Александр Фролов. Его пушка уже два года полным голосом разговаривает с немцами.

- И только один раз была в ремонте, - добавляет Фролов.

Всю ночь мы провели на этих шумных дорогах у реки Дайме и у переправ, и всю ночь двигались войска, не останавливаясь ни на минуту. На перекрестках стрелки указывали им путь на Кенигсберг.

Под утро, когда луна уже исчезла и явственнее стал вырисовываться лес за рекой, вновь разгорелся бой.

Огонь нашей артиллерии всё усиливается. Страшна в Пруссии русская зимняя гроза… // М.Мержанов. 26 января. (По телеграфу).

***********************************************************************************************
МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН

☆ ☆ ☆

Дальше ехать некуда

Машинист, не гони паровоз - им некуда больше спешить...

Берлинские власти издали распоряжение о прекращении по всей Германии движения пассажирских поездов.

В Германии хорошая сеть железных дорог. Поезда с немецких вокзалов отправлялись точно по графику. Еще не так давно на вокзалах было большое оживление.

Герр Мюллер со своей фрау ехали на Украину жрать сало и запивать молоком.

Герр Шульц спешил в Белоруссию «в свое поместье».

Герр Швальбе за компанию с герр Мальпе отправлялись во Францию покутить и развлечься.

Герр Катценяммер держал путь в Ригу, чтоб вывезти из тамошних музеев кое-какие ценности.

Герр Кляйнер получил командировку в Румынию за нефтью.

Герр Швайнау катил в Болгарию на обед к Филову.

Герр Гюнтер имел срочное дело в Будапеште по линии гестапо и контрразведки.

Герр Шуллер, как специалист по лесу, имел поручение в Финляндию.

Переодетый в штатское, герр Майер ехал в Варшаву повидаться с Буром-Комаровским.

По вызову Франка курьерским следовал в Краков специалист по виселицам герр Блюменфельд...

А сейчас? Пути закрыты. Дальше ехать некуда.

Еще недавно - можно сказать, несколько дней тому назад - немцы могли ездить в Восточную Пруссию или Верхнюю Силезию. А сейчас опасно, очень опасно для немцев заглядывать в эти уголки гитлеровского «рейха». Дальше ехать некуда.

Вот-вот из советских сводок вовсе исчезнут польские названия городов и населенных пунктов. Их с успехом окончательно заменят такие немецкие названия, как Кенигсберг, Бреслау, Одер и так далее и так далее.

Словом, некуда немцам ехать.

И правильно поступили гитлеровцы, отменив у себя пассажирские поезда. Хватит. Наездились. Слезай - приехали. // Г.Рыклин

*****************************************************************************************************************
От Советского Информбюро*

Оперативная сводка за 26 января

Войска 3-го БЕЛОРУССКОГО фронта 26 января с боем овладели городами Восточной Пруссии - ТАПИАУ, АЛЛЕНБУРГ, НОРДЕНБУРГ и ЛЕТЦЕН - мощными опорными пунктами долговременной оборонительной полосы немцев, прикрывающей центральные районы Восточной Пруссии, а также с боями заняли более 250 других населённых пунктов, в том числе крупные населённые пункты ЛАБЛАККЕН, ГРОСС ДРООЗДЕН, БОТЕНЕН, БРАСДОРФ, ЛЕВЕНХАГЕН, УДЕРВАНГЕН, ФРИШИНГ, ГРОСС-ЗОБРОСТ и железнодорожные станции ПРОНИТТЕН, ВИЛЛКЮНЕН, ГЕОРГЕНФЕЛЬДЕ.

Войска 2-го БЕЛОРУССКОГО фронта, продолжая стремительное наступление, 26 января овладели городами Восточной Пруссии - МЮЛЬХАУЗЕН, МАРИЕНБУРГ и ШТУМ - важными опорными пунктами обороны немцев и, прорвавшись к побережью Данцигской бухты, заняли город ТОЛЬКЕМИТ, отрезав тем самым Восточно-Прусскую группировку немцев от центральных районов Германии. Одновременно войска фронта с боями заняли на территории Польши города ЛАСИН, УНИСЛАВ, ХЕЛМЖА (КУЛЬМЗЕЕ) и более 400 других населённых пунктов, в том числе крупные населённые пункты ГРУТТА, РЕДЕН, АЙЗЕЛАУ, БРОСОВО, ШАРНЗЕЕ, РЕНТШКАУ, РОЗЕНБЕРГ, ВАЛЬДАУ (4 километра северо-восточнее города ТОРН).

На ПОЗНАНЬСКОМ направлении войска 1-го БЕЛОРУССКОГО фронта, продолжая наступление, овладели городами ВОНГРОВЕЦ, РОГАЗЕН, ШОККЕН, ВАЙССЕНБУРГ, КУРНИК, МОСИНА, САНТОМИШЕЛЬ и заняли более 400 других населённых пунктов.

На трех аэродромах и на авиационном заводе в районе города ПОЗНАНЬ войска фронта захватили 292 немецких самолёта.

Юго-западнее и западнее города КАЛИШ наши войска с боем овладели крупным узлом шоссейных дорог - городом КРОТОШИН, городами КОМШИН и ЗДУНЫ и заняли на территории Польши более 100 других населённых пунктов.

Войска 1-го УКРАИНСКОГО фронта 26 января штурмом овладели крупным центром промышленного района немецкой Силезии городом ГИНДЕНБУРГ - важным узлом коммуникаций и мощным опорным пунктом обороны немцев, а также с боями заняли на территории Германии города ГЕРРНШТАДТ, ВИНЦИГ, ШТРОППЕН, ПРАУСНИТЦ, ТРЕБНИТЦ, ЮЛИУСБУРГ и более 300 других населенных пунктов.

На аэродромах в районе города ЕЛЬС войска фронта захватили 150 немецких самолётов.

Северо-западнее и западнее города КОШИЦЕ наши войска, в результате наступательных боев, овладели на территории Чехословакии городами СПИШСКЕ ПОДГРАДЬЕ и СПИШСКЕ ВЛАХИ, а также заняли населённые пункты ЛЕХНИЦА, РИХВАЛЬД, ТОПОРЕЦ, БЛАЖОВ, ГОРИСКИ, МАРКУШОВЦЕ, ВОНДРИШЕЛЬ, ВЛАХОВО.

В БУДАПЕШТЕ наши войска продолжали бои по уничтожению окруженных частей противника в западной части города (БУДА) и заняли 25 кварталов.

Юго-западнее БУДАПЕШТА наши войска отбивали атаки крупных сил пехоты и танков противника и нанесли ему большие потери в живой силе и технике.

За 25 января наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 97 немецких танков, из них 47 танков юго-западнее Будапешта. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 15 самолётов противника.

☆ ☆ ☆

Войска 3-го Белорусского фронта продолжали наступление. В результате ожесточенных боёв советские части взломали сильно укреплённую оборону противника на западном берегу реки Дайме и овладели городом Тапиау - важнейшим узлом вражеского сопротивления на подступах к Кенигсбергу. В районе Тапиау наши войска разгромили десятки железобетонных орудийных и пулемётных дотов и прорвали несколько линий траншей усовершенствованного типа. Развивая успех, советские танки и пехота продвинулись вперёд на 10 километров и овладели крупным населённым пунктом Левенхаген, находящимся в 15 километрах восточнее города Кенигсберга - центра Восточной Пруссии. Ожесточенные бои велись также за город Летцен, расположенный между большими озерами. Немцы, используя удобную для обороны местность, сильно укрепили Летцен и превратили его в мощный узел сопротивления, преграждавший путь к центральным районам Восточной Пруссии. Противник неоднократно переходил в контратаки, но не смог сдержать натиска советских частей. Уличные бои продолжались всю ночь. Сегодня наши войска разгромили вражеский гарнизон и овладели городом Летцен. Противник потерял убитыми свыше 2.000 своих солдат и офицеров. Захвачено у немцев 53 орудия и много других трофеев.

Советские воины показывают доблесть и геройство в боях с немецкими захватчиками. Артиллерийская батарея гвардии старшего лейтенанта Акужина в одном бою подбила два танка и самоходное орудие противника. Гвардии рядовой Шамшиев ворвался во вражеские окопы и убил трех немцев, а затем обезоружил и взял в плен двух гитлеровцев. На одном участке огонь вражеского пулемёта преграждал путь нашему подразделению. Гвардии рядовой Микелов подобрался к пулемёту противника и, бросив гранату, уничтожил немецких пулемётчиков.



Войска 2-го Белорусского фронта развивали стремительное наступление. Немцы пытались во что бы то ни стало удержать в своих руках коридор, связывающий Восточную Пруссию с центральными районами Германии, и бросили в бой все свои наличные резервы. Крупные силы немецких войск непрерывно переходили в контратаки. Советские танковые соединения и пехота, преодолев упорное сопротивление противника, овладели городом Мюльхаузен и, устремившись вперёд, прорвались к побережью Данцигской бухты. Тем самым крупной группировке немецких войск, действующей в Восточной Пруссии, отрезаны все пути отхода по суше. Другие советские части с боями продвинулись вперёд на 20 километров и штурмом овладели городом Мариенбург - важным узлом шоссейных и железных дорог. Мариенбург - промышленный город Восточной Пруссии - расположен на берегу судоходной реки Ногат. В нём имеются военные и химические заводы, пищевые и деревообделочные предприятия. В боях за день нашими войсками уничтожено 1.500 гитлеровцев. Сожжено и подбито 12 немецких танков. Захвачены крупные трофеи - большое количество вооружения, много паровозов, вагонов, десятки складов с боеприпасами, продовольствием и военными материалами.



Войска 1-го Украинского фронта продолжали успешное наступление. Советские танковые и стрелковые части, овладев 24 января городом Глейвиц, нанесли удар в восточном направлении и завязали бои на подступах к городу Гинденбург. Немцы заранее подготовили укрепления и рассчитывали здесь долго обороняться. Наши части атаковали противника с северо-запада и запада, прорвали внешние оборонительные линии и ворвались на улицы Гинденбурга. Стремительно продвигаясь вперёд, советские бойцы подавили очаги сопротивления гитлеровцев и сегодня штурмом овладели городом Гинденбург - мощным опорным пунктом обороны противника. Город Гинденбург - крупный промышленный центр немецкой Силезии - насчитывал около 150 тысяч жителей. В городе находятся сталелитейный, чугунолитейный, металлопрокатный, котлостроительный и другие заводы черной металлургии, а также заводы тяжелого и легкого машиностроения. Нашими войсками захвачены трофеи и взято в плен свыше 1.000 немецких солдат и офицеров.



В Чехословакии северо-западнее и западнее города Кошице наши войска боями продвигались вперёд. Советские пехотинцы и артиллеристы, пробиваясь через лесные массивы по склонам гор, покрытым снегом и льдом, наносят врагу непрерывные удары. Преодолев цепь гор, наши части вышли к городу Спишске Подградье - сильно укрепленному опорному пункту противника в Карпатах. Немцы стремились любой ценой удержать город в своих руках. Наши бойцы сломили вражеское сопротивление и овладели городом Спишске Подградье. Захвачено 10 орудий, 27 пулемётов, 100 вагонов с грузами и 6 складов с боеприпасами. Взято в плен 400 немцев. // Совинформбюро.

______________________________________________
М.Мержанов: В Тильзите ("Правда", СССР)
Б.Полевой: Полёт в Германию ("Правда", СССР)
М.Мержанов: На земле врага ("Правда", СССР)
Кровавые следы немецких зверств ("Красная звезда", СССР)
Л.Кудреватых: На Кенигсбергском направлении ("Известия", СССР)

Газета «Правда» №23 (9794), 27 января 1945 года

январь 1945, Совинформбюро, зима 1945, М.Мержанов, Г.Рыклин, 1945, газета «Правда»

Previous post Next post
Up