Доблесть

Nov 08, 2018 01:07


К.Кулик || « Правда» №308, 4 ноября 1942 года

Долой кровавую клику гитлеровских правителей и их пособников! К суровому ответу организаторов чудовищных злодеяний и кровавых преступлений против народов Советского Союза и всех оккупированных стран Европы! (ИЗ ЛОЗУНГОВ ЦК ВКП(б) к 25-й ГОДОВЩИНЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ).

# Все статьи за 4 ноября 1942 года.




О доблести ленинградцев будут помнить века. К ней обратятся потомки, желая измерить все величие человеческой силы, и убедятся, что эта сила безмерна, что нет предела стойкости людей, охваченных непреклонной решимостью служить родине и противостоять врагу каждым биением сердца, каждым движением мускулов, каждым помыслом ума. Наука может с точностью определить сопротивление бетона и усталость стали, но есть материал, не знающий усталости и способный к безграничному сопротивлению, - это воля людей - борцов за отчизну, твердо решивших победить врага. И лучшее доказательство тому - доблесть ленинградцев, проявленная во всем своем величии в защите великого города.

Этот город давно стал святыней России. Здесь Ленин и Сталин вели рабочих и солдат к победе социалистической революции в октябре 1917 года, и вечная слава колыбели Октября навсегда осталась за нашим городом. В жестоких боях с кровавым, ненасытным врагом ленинградцы показали себя верными сынами народа, воплощением его доблести, отваги, решимости и силы, достойными продолжателями традиций отцов - героев Октябрьской победы.

Воины Ленинградского фронта, дерущиеся с немецкими полчищами у стен великого города, неизменно чувствуют его дыхание, наполняющее их неизбывной стойкостью и силой.

Ленинград учит бойцов ненависти и отваге своим собственным примером массового героизма.

Лучшие сыны великого города принесли с собой в армию высокие, благородные черты, которые всегда воспитывали в нашем народе Ленин и Сталин, - мужество, стойкость, отвагу, пламенную любовь к отчизне и жгучую ненависть к врагу.

Танкисты, принимавшие боевые машины на одном из ленинградских заводов зимой 1942 года, познакомились с человеком, образ которого глубоко, навсегда запечатлелся в их сердцах. Он стал для них олицетворением душевной силы. Человек этот был старый питерский рабочий, бригадир Федор Васильевич Задворный, потомственный ленинградец. Трудная пора, болезнь и недоедание свалили Задворного с ног. Но он и не мог лежать в постели, как требовал врач. Завод осваивал новое производство, осваивал в неизмеримо тяжелых условиях блокадной зимы, и старый рабочий чувствовал, что его место в цехе, что он в силах еще многое сделать, и просился на работу. Его привели под руки в этот цех, где привычный, отполированный руками металл станков покрылся инеем и обжигал при соприкосновении тело.

- Хотя собирать машину я сейчас и не могу, - сказал Задворный, - но указать, что и как надо, сумею.

Товарищи притащили откуда-то кресло и усадили в него старика. Но из кресла он плохо видел собираемую машину. Тогда он потребовал, чтобы его подвесили в кресле на талях, и так, вися посреди холодного цеха у башни боевой машины, он руководил сборкой - деловито, требовательно и строго, и работа спорилась, направляемая его умением, его волей.

Врачам казалось сомнительным, что этот изможденный старик выживет, даже оставаясь лежать в постели. Вероятно, он и в самом деле не выжил бы, если бы остался лежать. Но тут, на работе он стал поправляться. Он знал, что нужен родине и Ленинграду, он очень желал скорейшего разгрома немецких банд, и неуемная воля к борьбе победила физическую немощь.

- Я многое видел, но с такой человеческой силой встречаюсь впервые, - сказал, глядя на Задворного, потрясенный танкист-орденоносец тов. Антонюк.

Вот эта доблесть ленинградцев воодушевляет воинов фронта на героические подвиги. И вместе с ленинградцами они черпают новые силы в заботе и поддержке своей страны, в заботе великого Сталина.

«Мы непрерывно ощущали и ощущаем любовную заботу о Ленинграде нашего вождя и учителя товарища Сталина. Мы знаем и чувствуем, что Сталин с нами. Каждый ленинградец, каждый боец нашего фронта в этом видит залог победы, в этом черпает новые и новые силы для борьбы с ненавистными гитлеровскими захватчиками». ( А.Жданов).

Доблестью и героизмом воинов Красной Армии отмечен каждый день боев за Ленинград. Здесь, у стен нашего города, были впервые остановлены осенью прошлого года рвавшиеся в глубь советской страны бронированные гитлеровские полчища, тем самым был развеян миф, созданный фашистами, о непобедимости их армии.

Разбившись о невиданную стойкость защитников Ленинграда, немцы в осенней битве прошлого года потеряли на нашем фронте десятки тысяч солдат и офицеров. Леса и поля, окружающие город, были завалены грудами исковерканного металла, в который Красная Армия обратила гитлеровскую технику, брошенную на город.

Именно стойкость ленинградцев, именно их бессмертная доблесть обескровили вражеские полчища, лезшие на великий город, и заставили их залечь у стен города, в который немецкие бандиты не смогли ворваться и который никогда не склонит перед ними своего гордого знамени.

Многие дивизии и полки увенчали бессмертной славой свои знамена в этих боях. Одной из первых среди этих славных частей была 70-я ордена Ленина стрелковая дивизия, ныне удостоенная звания гвардейской. Кадровая дивизия города Ленина, она во всей силе и красе показала ленинградскую доблесть. Стремительная и неудержимая в наступлении, непоколебимо стойкая в обороне, она нанесла много тяжелых ударов врагу.

Много славных героев дала дивизия нашей родине. Среди этих героев - ее нынешний командир полковник Анатолий Краснов, Георгий Журба - отважный воин, истинный сын великого Ленинграда

Коммунист главный диспетчер завода «Красный треугольник» Георгий Журба пришел в армию как боец ленинградского народного ополчения. И не было такого опасного, отчаянно храброго дела, на которое он бы не рвался, увлекая своим бесстрашием бойцов. Он участвовал в десятках атак, сотни гитлеровцев полегли от руки отважного ленинградца.

Богатырями показали себя, отстаивая родной Ленинград, артиллеристы подразделения, которым командовал капитан тов. Яковлев. Трудная задача была поставлена перед ними. Ценой любых усилий надо было удержать важный рубеж. Перед боем командир, твердо веривший в стойкость и отвагу своих бойцов, обратился к ним с исполненными мужества и воинского благородства словами:

- Враг имеет тройное превосходство в силах, но пропустить мы его не можем. За нами - Ленинград, и команды отходить не будет. Мы должны во что бы то ни стало разгромить врага. Всему личному составу держаться стойко, стрелять только прицельно. Либо выстоим и победим, либо погибнем. В случае прорыва врага к моему наблюдательному пункту без колебаний стрелять по мне.

Мужественные артиллеристы с честью выполнили его приказ. На них шли немецкие танки, автоматчики прорывались к огневым позициям, - артиллеристам приходилось браться за винтовки и штыками защищать свои орудия, но они не отошли ни на шаг и нанесли врагу такой страшный урон, что он в течение трех дней не решался снова полезть на них. Когда же, собравшись с силами, враг опять пошел в наступление, его натиск вновь был отбит с такой же стойкостью и самоотверженностью.

Много бессмертных героев встало во весь свой богатырский рост в битвах за родной Ленинград. Летчик Севастьянов, в черноте осенней ночи таранивший немецкий самолет над городом, красноармеец Иван Суханов, заслонивший своим телом амбразуру вражеского дзота, сержант Николай Красношапка, схватившийся врукопашную с 8 фашистами и уничтоживший их всех, радист Рувим Спринцон, несколько дней сидевший в окруженном и атакуемом немцами доме и хладнокровно корректировавший огонь нашей артиллерии, не поколебавшийся вызвать этот огонь на себя, чтобы разгромить врага, - вот они - люди ленинградской доблести, достойные защитники великого города.

Такова доблесть ленинградцев. Нет невозможного для отмеченных ею людей. Даже тогда, когда, казалось бы, иссякли средства борьбы, продолжают драться, продолжают уничтожать врага доблестные ленинградцы, Танк младшего лейтенанта Ласточкина вел тяжелый бой с группой фашистских танков. Он поджег и подбил часть наседавших на него машин, он бился до последнего снаряда, но и когда этот последний снаряд вырвался из орудия, неся смерть врагу, не вышли из боя танкисты. У них не было уже снарядов, но была их тяжелая, грозная боевая машина, и они обрушили свою громаду на врага, они не могли стрелять, - они решили таранить! Вот осел под тяжестью стальной громады один немецкий танк, второй остановился, как раздавленный слизняк. А советский танк все двигался вперед, давя танки врага своим корпусом.

Матерью победы справедливо называют стойкость. Она дает воину силу выполнять долг до конца, не отойти от доверенного рубежа, что бы ни произошло, какое, хотя бы сверхчеловеческое напряжение ни понадобилось, чтобы устоять.

Такой стойкости учатся бойцы нашего фронта у героических ленинградцев. Недавно рота немцев, усиленная минометами, пыталась захватить позиции, которые занимал находившийся в боевом охранении взвод нашей пехоты под командованием лейтенанта Иванисько. Немцы шли в атаку с трех сторон. Их численное превосходство было подавляющим, они рассчитывали, что удар будет внезапным, и не сомневались в успехе. Первым заметил врагов коммунист краснофлотец Федоров. Командир отделения сержант Алексеев не успел выслушать его доклад, как сам увидел немцев, бежавших к огневой точке боевого охранения. Немедленно заговорил его ручной пулемет, и все фашисты упали замертво у траншеи. Другая группа немцев бросилась на него. 14 гранат полетело на позицию отважного пулеметчика, но он продолжал стрелять. Кончились патроны в дисках, Алексеев взялся за винтовку. К снова меткие пули стали косить фашистов. Они не выдержали и отпрянули назад.

Натолкнувшись на дружный отпор, немцы вызвали против взвода Иванисько артиллерийский и минометный огонь. Больше 450 снарядов и мин выпустили немцы по боевым порядкам. Все поле занесло дымом, бурые фонтаны земли вставали на каждом шагу, но советские воины стойко держали рубеж.

Враг дрогнул, встретив такое сопротивление. Тогда Иванисько бесстрашно поднял свой взвод в контратаку против усиленной вражеской роты, и немцы побежали, бросая оружие и боеприпасы. Они потеряли в этой схватке 30 солдат и офицеров. Наш взвод потерь не имел.

Великий Суворов учил своих солдат бить врагов, не считая, используя все возможности и средства. Трое наскочат, говорил он, первого заколи, второго застрели, третьему - штыком карачун. Мы не знаем, читал ли суворовскую «Науку побеждать» красноармеец Крутов, но, схватившись с немцами в рукопашном бою, он показал себя достойным потомком суворовских «чудо-богатырей». Пулей, штыком и прикладом он уложил нескольких фашистов. Одному из немецких солдат удалось выбить и рук Крутова винтовку. Тогда раз’яренный боец вырвал из земли кол и размозжил им череп фашиста. Охваченные ужасом, немцы отпрянули от бесстрашного воина.

Не перечислить всех проявлений неукротимой доблести ленинградцев - тружеников и бойцов. Но во всех этих бесчисленных подвигах находит свое выражение одна воля, одна решимость - отстоять родной Ленинград, разгромить и уничтожить ненавистного врага.

Эта воля, эта решимость остановила немецкие полчища у города Ленина. Придет время, и, охваченные этой волей, этой решимостью, наши бойцы откинут и потопят врага. Суров и справедлив будет наш суд над виновниками страданий советских людей. За муки Ленинграда, за кровь и горе родимой земли мы взыщем сполна. Мы вспомним все, мы ничего не забудем, и радостен будет этот возмездия час. // Дивизионный комиссар К.Кулик.

**************************************************************************************************************************************************
От Советского Информбюро

Утреннее сообщение 3 ноября

В течение ночи на 3 ноября наши войска вели бои с противником в районе Сталинграда, северо-восточнее Туапсе и юго-восточнее Нальчика. На других фронтах никаких изменений не произошло.



В районе Сталинграда наши войска отбили атаки противника и закреплялись на занятых позициях. Гвардейская часть, действующая в районе заводов, выбила немцев из нескольких зданий. На южной окраине города наши бойцы истребили 200 немецких солдат и офицеров, уничтожили минометную батарею, 5 пулеметов, 2 автомашины и разрушили 2 блиндажа. Огнем нашей артиллерии и гвардейцев-минометчиков рассеяно и частью уничтожено до батальона пехоты противника, уничтожено 13 пулеметов и 2 орудия. Летчики-истребители лейтенант Показин и сержант Остапов сбили 3 немецких самолета.



Северо-западнее Сталинграда разведчики Н-ской части ночью ворвались в окопы противника, перебили 40 немцев, захватили 2 пулемета и радиостанцию. Наши минометчики обстреляли скопление вражеской пехоты и уничтожили до роты гитлеровцев, 5 повозок с боеприпасами и 3 противотанковых орудия.



Юго-восточнее Нальчика наши войска продолжали вести тяжелые оборонительные бои. Подразделения Н-ской части отбили две атаки противника и уничтожили 250 гитлеровцев, 2 танка и самоходную пушку. Подтянув резервы, немцы в третий раз перешли в атаку, и ценой больших потерь им удалось потеснить наши подразделения. На другом участке части одного нашего соединения отрезали пехоту от танков противника. В завязавшихся боях подбито до 30 немецких танков.



Северо-восточнее Туапсе наши бойцы выбили немцев из укрепленных позиций и овладели районом безымянных высот. В результате боя на этом участке уничтожено 250 солдат и офицеров противника. Захвачены трофеи и пленные.



Группа партизан отряда, действующего в одном из районов Орловской области, пустила под откос 2 эшелона противника. Разбиты 2 паровоза, 15 вагонов с войсками и 11 платформ с вооружением. Под обломками вагонов погибло до 200 немецких солдат и офицеров. Партизаны другого отряда истребили 128 солдат и офицеров противника и взяли в плен 41 солдата и 2 немецких офицеров. Кроме того, партизаны взорвали 3 склада с боеприпасами и захватили трофеи.



Немецко-фашистские мерзавцы расстреляли 60 советских граждан - военнопленных и мирных жителей, захваченных ими в районах Белоруссии. Немцы насильно привезли белоруссов в Судетскую область на военный завод, расположенный недалеко от Карлсбада. Здесь их распределили по цехам и приказали приступить к работе. Советские патриоты единодушно заявили, что они не будут работать на заводе, который выпускает продукцию для германской армии. Гитлеровцы избили пленников и лишили их пищи. Однако бандитам не удалось сломить железную волю советских людей. Немцы пригрозили им мучительной смертью, но и это не подействовало. Тогда фашистские мерзавцы учинили жестокую расправу над советскими патриотами - трудящимися Белоруссии.



Голландские патриоты уничтожили экипаж немецкого транспортного самолета, сделавшего вынужденную посадку недалеко от Алькмара. Захватив документы и оружие, патриоты подожгли самолет и скрылись.

Вечернее сообщение 3 ноября

В течение 3 ноября наши войска вели бои с противником в районе Сталинграда, северо-восточнее Туапсе и юго-восточнее Нальчика. На других фронтах никаких изменений не произошло.

Нашими кораблями в Балтийском море потоплено три немецких транспорта общим водоизмещением в 35.000 тонн.



За 2 ноября нашей авиацией на различных участках фронта уничтожено 20 немецких автомашин с войсками и грузами, подавлен огонь 20 зенитно-пулеметных точек и 14 минометов, взорван склад боеприпасов, повреждены в пути 2 железнодорожных эшелона противника.



В районе Сталинграда наши войска вели ожесточенные бои. Противник, подтянув новые силы, бросил в наступление свыше двух пехотных дивизий и 40 танков. Атаки гитлеровцев поддерживали крупные силы авиации. Бои носили крайне ожесточенный характер и часто переходили в рукопашные схватки. На отдельных участках немцы по четыре-пять раз переходили в атаки, но каждый раз, неся огромные потери, были вынуждены откатываться обратно. Защитники Сталинграда отбили все атаки немецко-фашистских войск. B районе одного завода наши бойцы, отразив пять атак пехоты и танков противника, перешли в контратаку и заняли несколько опорных пунктов гитлеровцев. B ходе этих боев, по неполным данным, уничтожено до 2.000 немецких солдат и офицеров и много военной техники. Советские летчики в воздушных боях сбили 13 немецких самолетов. Кроме того, огнем зенитной артиллерии уничтожено 5 самолетов противника.



Северо-западнее Сталинграда наши части на отдельных участках вели артиллерийскую и минометную перестрелку с противником. Подразделения, которыми командует тов. Панков, огневыми налетами уничтожили 4 станковых пулемета, 2 минометных батареи, разрушили 7 блиндажей и взорвали 2 склада с боеприпасами. Подавив огневое сопротивление противника, наши бойцы перешли в атаку и овладели укрепленными позициями немцев. Огнем и в рукопашных схватках уничтожено 160 гитлеровцев.



Юго-восточнее Нальчика советские войска вели напряженные оборонительные бои с противником. Гитлеровцы поддерживают свою пехоту крупными силами танков и авиации. На одном участке наши бойцы сожгли и уничтожили 14 танков противника. Советские летчики в воздушных боях сбили 12 немецких самолетов.



Северо-восточнее Туапсе, в районе одного хутора, наши подразделения окружили батальон вражеской пехоты и ведут бои на его уничтожение. На другом участке в боях за высоту уничтожено три роты пехоты противника. Захвачены пленные.



Партизанский отряд, действующий в одном из районов Орловской области, совершил внезапный налет на немецкий гарнизон. В короткой схватке партизаны уничтожили 29 солдат и офицеров противника. Несколько немецких солдат взяты в плен. Захвачены трофеи: 2 пушки, 6 минометов, 7 пулеметов, 60 снарядов, 19.000 патронов, 52 лошади и 10 тонн хлеба. Другой отряд орловских партизан захватил 2 пулемета, 10 лошадей и склад противника с обмундированием.



В деревне Заречье (Белоруссия) крестьяне припрятали от немецко-фашистских грабителей последние остатки картофеля. Немцы узнали об этом и расстреляли 11 колхозников, в том числе 53-летнего Наума Солодовича и 48-летнего Николая Лемешко. Колхозников Петра Неровню и Луку Анцеловича гитлеровские бандиты повесили и запретили снимать их трупы.



На-днях в радиопередаче из Лондона на немецком языке со ссылкой на сообщение из Стокгольма говорилось: «В начале октября германское командование под Сталинградом обратилось к русскому командованию с просьбой установить на четыре дня перемирие для погребения трупов». Предложение о перемирии было якобы сделано «через организацию Красного Креста». Далее в радиопередаче сообщалось, что будто бы «русское командование заявило о своем согласии, однако поставило условием, чтобы это было доведено до сведения германской общественности. Германское командование отклонило это условие».

Советское Информбюро сообщает, что ни со стороны немецкого командования, ни со стороны какой-либо «организации Красного Креста» советское командование не получало никаких предложений о «перемирии на четыре дня». Из этого следует, что лондонское радио, опираясь на сведения какого-то подозрительного источника из Стокгольма, передало от начала до конца ложное сообщение. // Совинформбюро.

*****************************************************************************************************************
Северо-восточнее Туапсе. Советские автоматчики в засаде.

Фото С.Короткова.



_________________________________________________
Н.Тихонов: Город в броне ("Известия", СССР)
Н.Тихонов: Ленинград в ноябре ("Красная звезда", СССР)
Р.Моран: Подвиг великого города ("Красная звезда", СССР)
Н.Шванков: На Пулковских высотах ("Красная звезда", СССР)
Р.Кармен: Ленинградские кинохроникеры || «Правда» №192, 11 июля 1942 года

Газета «Правда» №308 (9079), 4 ноября 1942 года

осень 1942, ноябрь 1942, 1942, газета «Правда»

Previous post Next post
Up