Всемирный фонд наследия ЮНЕСКО считает Екатеринбург архитектурным ансамблем-памятником конструктивизму, благодаря тому, что в городе сохранено одно из самых больших собраний объектов, построенных в данном архитектурном стиле. Более того, Екатеринбург, это единственный город в мире, где сохранилась квартальная застройка в стиле конструктивизма.
Пожалуй, только в Москве и Питере сохранилось такое количество памятников архитектуры этого периода. В то время, как все остальные стили - детище запада, и в России представлены как позднее подражание уже существующим образцам, конструктивизм Екатеринбурга творили отцы-основатели: Соколов, Антонов, Тумбасов, Бабыкин, Оранский, Емельянов и т.д. В конце 20-х годов конструктивизм стал распространяться за пределы Советского Союза, получив наибольшее распространение в Германии и Нидерландах. По данным историков, в Екатеринбурге свыше 140 зданий, выполненных в стиле конструктивизма.
Многие вещи, такие привычные и обыденные сегодня, зарождались и воплощались в жизнь именно тогда, в 20-х годах прошлого столетия -лоджии, наружные лифты, ленточное остекление и т.д.
А теперь несколько любопытных фактов и легенд, о которых вы возможно не знали.
1) «Городок чекистов»
"Городок чекистов" - комплекс зданий, построенный в 1929-1936 годах в квартале улиц Ленина - Луначарского - Первомайская - Кузнечная. Проект городка разработан группой архитекторов под руководством И. П. Антонова, в его основе была идея нового быта людей, объединенных в коммуну. Подразумевалось, что советскому человеку - человеку новой формации должны быть чужды такие мещанские вещи, как готовка пищи и стирание одежды. А потому в новых просторных квартирах не предусматривалось… кухонь. Вместо них, во дворах были построены специальные фабрики-кухни и прачечные. Каждый день домохозяйки со специальными судочками спускались в эти пищекомбинаты и набирали еды для своих домочадцев.
«Городком чекистов» он прозывался не зря. Условия жизни соседствовали с жестким режимом: на вход и въезд на территорию было необходимо получать специальный пропуск, посторонних сюда не пускали, спец. пропуска требовались даже на проносимые за ограду чемоданы. В период строительства городка вся территория была окружена высокой оградой и охранялась как секретный объект. До сих пор неизвестно куда ведут подземные коммуникации или же проходы, построенные под видом коммуникаций, которые так запутаны и разветвлены, что в них даже опытному работнику коммунальных служб легко заблудиться.
2) Два серпа и ни одного молота
Одной их характерных черт конструктивизма - техноморфизм, это когда зданиям пытались придать форму каких-то предметов. Так в Екатеринбург есть дом-корабль (спорткомплекс Динамо) и дом-трактор (здание Почтамта, бывший «Дом связи») а также два серпа.
Серп №1, это визитная карточка города - гостиница «Исеть». Существует душераздирающая историю о том, как ждали в нашем городе приезда товарища Сталина и чтобы он еще на подлете увидел, где ему остановиться (или где будет находиться какой-то там штаб, ну или что-то подобное) здание "Исети" и примыкающие к нему клуб строили в виде серпа и молота сверху. По поводу молота историки-архитекторы спорят до сих пор, а вот с серпом вопросов нет - полукруглый гостиничный фасад не оставляет поводов для сомнений.
Но мало кто знает, что в городе существует и второй серп. Это здание знают все, и видно оно за многие кварталы. - второй Дом советов (или Дом чекиста. НКВД, оно повсюду). Его сооружали крестьяне раскулаченных краёв - Краснодарского и Ставропольского. Комплекс был построен в форме серпа - его образовали несколько четырёхэтажек, а рукояткой символа социализма стала 11-этажка, причём она стала первым на Урале многоэтажным зданием.
Настоящим прогрессом для жильцов стали два первых в регионе лифта. Квартиры, предназначенные для высоких чинов силового ведомства, отличались повышенной комфортностью и разнообразным набором помещений: от трех до шести комнат. В высоком одиннадцатиэтажном блоке размещались квартиры двух типов - на четыре и пять комнат. Жильцам был предоставлен широкий спектр социально-бытовых услуг: столовая, детский сад, санчасть, кинозал, тир, библиотека. Дом чекиста уникален для истории архитектуры города по нескольким причинам. Во-первых, это первое в городе и на Урале многоэтажное жилое здание. Во-вторых, в нем был установлен первый в городе лифт, поднимающий жильцов до одиннадцатого этажа. В-третьих, здание было возведено при помощи модернизированного шахтного подъемника, так как башенных кранов в те годы, еще не существовало.
3) Первый небоскреб в СССР
Современной архитектурной доминантой Екатеринбурга является торговый центр «Высоцкий» - самый северный небоскреб в мире. 54-этажная высотка является самым высоким зданием не только Екатеринбурга, но и всей России за пределами Москвы.Однако почти сто лет назад, в центре города мог появиться его конкурент. Задуманное здание могло стать не только первой городской высоткой (настоящей, в 140 метров!), но и единственной на тот момент в СССР. Высотное строительство и сегодня - вещь статусная, в те годы это была статусная редкость. В 20-30-е годы в Свердловске было два высотных дома: Второй дом Советов высотой в 12 этажей и 11-этажная гостиница «Исеть». Выше были только церкви.
Появившийся в 1927 году проект нашего небоскреба высотой в 140 метров доработали к 1931 году. Заявленная 140-метровая высота здания предполагала наличие «парковки», то есть причальной мачты для дирижаблей. Но в процессе реализации проект неоднократно меняли. В частности, «подрезали» высоту здания. В окончательной версии небоскреб достигал 70 метров. Так, Дом промышленности оказался не только в числе первых проектов небоскребов в СССР, но и первым советским небоскребом, который начали строить.
.В 1935 году недостроенная высотка горела. Огонь слизнул два верхних этажа из пяти возведенных. Обгорелые останки снесли, возобновлять строительство не стали. В незавершенном виде здание дожило до 70-х годов.
60-е годы - достроили семиэтажный корпус Дома промышленности.
70-е годы - пришла очередь несостоявшегося небоскреба. Его достроили до 12 этажей. Позже там разместился «Уралсвязьинформ». На здании можно увидеть вертикальные «ребра», оставшиеся от первоначального проекта и типичный для конструктивизма вертикально остекленный эркер.
Архитектура Свердловска конца 20-х - начала 30-х годов, которую наиболее ярко характеризует конструктивизм, реалистически отразила сложное время построения социализма. Раскрытие нового социального содержания архитектуры, использование прогрессивных достижений мировой архитектуры, создание принципиально новых типов зданий, участие в создании нового архитектурного образа делает свердловский конструктивизм значительным явлением в истории советской архитектуры.
Прочитать поподробней можно на:
http://www.uraledu.ru/node/12684,
http://nedv.info/index.php?article=1062&arts,
http://www.1723.ru/photo/sverdarchiv/arhiv-4.htm,
http://ural-nedvigimost.ru/blog/objects/14.html#cutСпасибо за внимание.