Рассказывая "истории любви"

Dec 01, 2011 00:20


Хоть и редко, но такое случается.  Как правило, по понедельникам. Где - нибудь в бухгалтерии или ПЭО сотрудницы облепляют чей - либо стол и склонив головы дружным хором издают стоны: «…о-о-о-о! Ну какие они милые!...». Увидев  меня,  настойчиво зовут присоединиться к их компании.  Под шевелящимся куполом из шифоновых блузок и налаченых причесок, их коллега, в большинстве случаев  тетушка на пятом десятке, устраивает настольное биенале из  свадебных фотографий своего любимого чадо. Для всех участников это завораживающий и увлекательный процесс. «Вот они у Вечного огня,» - черно-белая парочка застыла на фоне гранитных плит с целлулоидными улыбками на лицах. «А вот мы в парке» - та же парочка, но уже с какими - то дяденьками и тетеньками. Все старательно выстроились в одну шеренгу и смотрят в объектив с выпученными глазами. Моргать нельзя. На заднем фоне деревья.  Дальше молодые уже крупным планом, держатся за руки и смотрят друг-другу в глаза. Их брови подняты домиком, что должно подразумевать любящий взгляд и немое обещание быть вместе всегда. «О-о-о! какие они красивые!» раздается дружный всхлип коллег. С меня достаточно, и не дождавшись фееричного первого танца молодых, я тихонько откланиваюсь, сославшись на неотложные дела.

Сколько я видел уже таких фотографий… Сотню, тысячу… Нескончаемые черно-белые, кремово-розовые, серо-голубые женихи и невесты  в окаменевших позах, на фоне подъезда пятиэтажки, где они снимают свою первую квартиру или папиного джипа, у дома культуры или на мосту через речку, на берегу озера и в холле ЗАГСа… Отработанная годами и отшлифованная поколениями процедура свадебного фото превратила объектив фотографа в фильер гигантской мясорубки, из которого выходят ровные колбаски нежно-розового фотофарша: «Ура! Свадьба! Любовь! Мы самые красивые! Счастье! … ну или что там еще…». Случаются правда и «взрывной» креатив» «… а давайте жених и невеста наденут дурацкие очки и мы сфоткаем на фоне фонтана!..», или: «... ой, а пусть невеста возьмет ногу жениха и поиграет на ней, как на гитаре!.. И коронное: «… ребят, возьмитесь за руки и прыгните со скамейки, а мы вас в полете сщелкаем!»

Эти снимки ждет бурная судьба первые несколько месяцев, они пошлются по почте дальним родственникам и друзьям, они разместятся на страничках в социальных сетях, станут обоями в ее телефоне  и содержимым папки «Мы» на его рабочем столе. Поохают от умиления коллеги на работе, и поморщится, вспоминая, как это было на самом деле, нашкодивший свидетель. Пройдя по кругу, они наконец упокоятся в домашнем архиве. Напротив двух, стоящих по стойке смирно, людей появится галочка «просмотрено». Альбом «Love story» закрыт.



Как их зовут, я не знаю, и вряд ли увижу их лично. Да даже если бы и столкнулся с ними нос к носу, то не узнал бы.

Впервые я их увидел в студии Вячеслава и Ирины Новиковых. Листая альбомы и портфолио, я наткнулся на эту фотографию. Он и она сидят в старинном авто, он на водительском месте, рука закинута на спинку дивана, коротко подстриженный затылок скрывается под серой фетровой шляпой. Она, уткнувшись ему в плечо, мечтательно смотрит вдаль. Из-за мужского плеча, выглядывают только ее большие, миндалевидные, карие глаза. Просмотрев сессию до конца, я опять вернулся к этой фотографии, просмотрел другие альбомы, и снова вернулся к ней. Еще некоторое время я провел, собирая в порядок мысли и пытаясь объяснить самому себе, чем же тронул меня этот снимок с незатейливым сюжетом. Я спросил Славу - кто это, он пожал плечами - просто молодожены, и назвал имена, которые тут же вылетели из мой головы. Эмоции в моей голове стали постепенно трансформироваться в мысли, а те в свою очередь обрели конкретные очертания - осознанные противоречия.  Отсутствие видимого движения передавала динамику, минимум деталей рисовало огромный и яркий мир вокруг, ее взгляд, направленный в сторону, говорил, что все ее мысли только о нем, его расслабленные плечи были для нее незыблемой твердыней.  И даже винтажность стиля давало ощущение, что это происходит здесь и сейчас. Мы не видим, куда они едут, да и едут ли вообще, фотограф вывел дальний план вне фокуса, но они в автомобиле, а он не создан стоять на месте. Машина, это их маленький мир, который они создали только для себя, но, даже оказавшись внутри его стальных и прочных стен, они прижимаются друг к другу, создавая еще один микромир, где живут уже только они и больше никто. Мы не видим их лиц, но, наверное, автор именно к этому и стремился.
Рассказывая историю любви вовсе не обязательно писать аршинными буквами через каждую строчку «Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ». Что бы показать искренность чувств, излишни страстные объятья, поцелуи в диафрагму и слезы счастья на глазах. Автор говорит нам про их отношения спокойно, вполголоса, предоставляя возможность нам самим не, сколько допридумывать историю героев, сколько просто насладится их состоянием покоя и нежности. Во многом это достигается благодаря применению эффекта «старой пленки» - цветовая гамма приглушена, в кадре только оттенки коричневого, серого и зеленого,  контрастность сведена к минимуму. Несколько горизонтальных линий - спинка дивана, рука героя, рамка ветрового стекла, делают композицию уравновешенной и спокойной. В  то же время, эти линии светлые, почти белые, что придает всему кадру легкость и невесомость, это дополняется солнечными бликами на волосах девушки и шляпе молодого человека. Взгляды героев устремлены за пределы кадра. Что там, нам неведомо, мы можем лишь гадать о каких-то больших пространствах, но судя по влюбленным, в этом мире для них нет опасности. Если говорить метафорично, то они смотрят в свое будущее, и тем  видят только хорошее. Смысловые линии взглядов не пересекаются, более того, они даже направлены в противоположные стороны, но о взаимоотношениях персонажей в данном случае говорят не глаза, а их тела. Он владеет всем миром - обнимает любимую девушку и управляет автомобилем, в тоже время она - центральный персонаж, центр этого мира, наполняя его смыслом и содержанием. Сам кадр очень лаконичен по своему наполнению и почти лишен символьного поля. В него не надо всматриваться, он воспринимается целиком и полностью, но не резко, а постепенно. Вначале ты видишь ее глаза, потом понимаешь, что она с ним, а потом приходит осознание того, где они. Но все начинается с этих глаз, и самого начала понимаешь, что перед тобой самая настоящая «история любви». Рассказанная настоящим мастером, она обречена на долгую жизнь. Ее будут перечитывать и пересказывать, а кого-то она вдохновит сделать подобное или даже лучше.

Как их зовут, я не знаю, и вряд ли увижу их лично. Миниатюра этого снимка теперь висит  перед моим рабочим столом. Она смотрит мимо меня куда-то вдаль, а он мчит свой автомобиль в их светлое будущее.

красота, фото

Previous post Next post
Up