Оригинал взят у
legarhan в
Симптоматика и лечение Катарау
mikle1 в
Симптоматика и лечение Катара После объявления Катара крайним и введения против него санкций семью (пока) исламскими государствами, начались попытки обосновать столь резкое изменение отношений между бывшими союзниками. Разумеется, сделка саудитов с Трампом, в результате которой с Эр-Рияда молчаливо снято обвинение в поддержке террористов ИГ и других радикальных исламистов, не рассматривается. Зато всплывают интересные подробности о деятельности самого Катара.
Например, Катар мог заплатить выкуп в размере до $1 млрд самым разным и враждующим между собой исламским организациям,
узнала Financial Times. Изданию рассказали это полевые командиры группировок боевиков и правительственные чиновники в регионе. Подоплека такова:
26 катарцев, участники соколиной охоты, среди которых были члены королевской семьи, были похищены в Ираке в декабре 2015 г. проиранской шиитской группировки «Катиб Хезболла». Близкие к ней иракские источники говорят, что заложников содержали на территории Ирана. Договоренность о выкупе была заключена в апреле.
Financial Times не акцентирует на этом внимание, но фактом является то, что эти организации однозначно являются врагами ИГ и много лет воюют с террористами ИГ (ИГИЛ, ДАИШ).
Решение Дохи выплатить выкуп силам, которые вызывают наибольшую неприязнь и осуждение в регионе, пишет Financial Times, вызвало недовольство некоторых соседей Катара. Возможно это стало одной из причин разрыва дипломатических отношений с этой страной, как высказался один местный наблюдатель, «последней соломинкой, переломившей спину верблюда».
И снова Financial Times не пишет прямо, что оказывается не террористы ИГ, а именно воюющие против них «Катиб Хезболла», "вызывают наибольшую неприязнь и осуждение в регионе". И разрыв с Катаром обосновывают выплатой денег не ИГ, а именно врагам ИГ. Но дальше еще интереснее.
Правительство Катара оперативно не ответило на запрос о комментарии. Источник, близкий к администрации Катара подтвердил, что за заложников заплатили, но он не знает, сколько и кому.
О выкупе газета узнала от источников, участвовавших в переговорах о судьбе заложников с обеих сторон. Среди них два чиновника правительств региона, три полевых командира иракских шиитских группировок, два представителя сирийской оппозиции. По их словам, около $700 млн было выплачено иранским силовикам и шиитским боевикам, которым они покровительствуют. Еще от $200 млн до $300 млн были выплачены в Сирии исламистам группировки «Тахрир аль-Шам», которую считают близкой к «Аль-Каиде» (запрещена в России), за выкуп около 50 захваченных шиитских ополченцев.
По мнению двух дипломатов, работающих в регионе, одной из целей похищения катарцев было получить для Ирана и «Хезболлы» аргумент в переговорах об освобождении шиитских боевиков, захваченных суннитами группировки «Тахрир аль-Шам». Также переговоры по сделке связывают с другой договоренностью - об эвакуации населения четырех городов в Сирии, окруженных боевиками. Западный дипломат считает, что соглашение об эвакуации стало для Катара прикрытием сделки о выкупе заложников.
И снова Financial Times не пишет прямо о сути сделки, хотя и описывает её. А по сути, "Хезболла" похитила катарцев именно потому, что Катар имеет влияние на террористов ИГ и «Тахрир аль-Шам». И оказались правы - Доха помогла в обмен на своих "соколиных заложников" добиться освобождения из рук террористов шиитских ополченцев и эвакуировать людей из окруженных террористами населенных пунктов. То есть, Катар реально влияет на террористов ИГ, но гнев соседей вызвало не это, а как раз наоборот, уплата выкупа врагам террористов.
Доха отрицает финансовую поддержку террористических группировок и пытается позиционировать себя как нейтрального игрока, способного становиться посредником в региональных конфликтах. Саудовская Аравия и ОАЭ утверждают, что роль посредника Катар использует, чтобы играть на обе стороны, а также чтобы финансировать радикальных исламистов, в том числе в Ливии и Сирии, а сделка с заложниками является еще одним из доказательств этой деятельности. FT отмечает, что богатый Катар, крупнейший экспортер СПГ, давно раздражает соседей тем, что использует свои богатства для ублажения партнеров, от Лондона до Токио, а также вмешивается в дела других стран региона через дипломатические связи и с помощью спутникового телеканала «Аль-Джазира».
Подводя итог, приходиться констатировать, что Катар сделали стрелочником. Факты о поддержке террористов теми же саудитами многочисленны и очевидны. Равно как и то, что абсолютно все ближневосточные диктатуры "используют свои богатства для ублажения партнеров". И описанная выше сделка лишь повод к формальному объяснению санкций против Катара, которая призвана скрыть куда более мерзкую сделку Трампа с саудитами.
Ничего личного - реал-политик.
P.S. Вот только после подобной сделки многие правители, особенно из числа диктатур, не раз и не два подумают, прежде чем связываться с США. В которых смена президента вызывает мгновенную рокировку и бывший "важный союзник" объявляется врагом, на которого натравливают соседей.