"-Канонерский остров? А это вообще где?" - примерно так бы я отреагировал на упоминание данного топонима несколько лет назад.
Так получилось, что ни разу не было необходимости ездить в те края, скорее всего потому, что почти ничего интересного для среднестатистического жителя Петербурга там нет. Но об этом чуть позже. Первый раз остров привлек мое внимание то ли новостью, то ли постом в ЖЖ, там он упоминался в контексте немногих мест Петербурга, в которых есть автомобильные тоннели. Причем тоннель там появился только в 1983 году, до этого на остров можно было попасть только на пароме или катере. Пару раз остров попадался на глаза, как точка на карте, через которую будет проходить трасса Западного Скоростного Диаметра. А по-настоящему он меня заинтересовал, когда путешествовал на пароме в Хельсинки. Корабль отходит от Морского вокзала и почти сразу попадает в Санкт-Петербургский Морской канал. Справа оказывается Канонерский остров, слева - Гутуевский. Очень выделяется среди типичных построек того района (железнодорожные ветки, верфи и корабли на ремонте, портовые склады и краны) небольшой жилой район. Удивление через некоторое время сменилось стойким желанием посетить этот необычный район, а сообщество
blogomarathon дало для этого отличный повод.
Повод появился, а как же добираться до острова? Принципиально решил не пользоваться помощью метро, чтобы побольше увидеть в пути, а заодно и узнать насколько реально куда-нибудь попасть, если, не дай Бог, подземка выйдет из строя. Нужные маршруты взял у
портала, хоть и пришлось с ним побороться - он все время норовил подсунуть мне автобусы "2М" и "5М", дублирующие ночью метро. Итак, выдвигаемся!
1. Кот-помойныш по пути на остановку смотрит взглядом, полным скептицизма, и как бы говорит "Ну куда тебя понесло? Вернулся б домой, пожрать бы мне принес лучше".
2. Не поддаемся на уговоры попрошайки, садимся в подъехавший 47-й трамвай, который подкинет нас до метро "Пионерская".
3. Встречаем по пути коллегу-близнеца, это, как и у нас, вагон ЛВС-86. Трамваи этого типа, как можно догадаться из названия, работают в Петербурге уже более 20 лет. Кстати, на данный момент в Петербурге эксплуатируется чуть меньше четырех сотен таких вагонов, это около половины действующего трамвайного парка города.
4. Вход в метро "Комендантский проспект". Почти все здания на фотографии построены после 2000 года. Район за последнее время очень сильно изменился, по мне так в лучшую сторону. Самое время привести в соответствующее ему состояние трамвайную инфраструктуру, а то вагон качает сильно, снимать неудобно :-).
5.Едем дальше. Достопримечательность района, граффити по мотивам Лукоморья.
6. Наследие Советской эпохи, мрачное здание "Ленгидропроекта". В детстве я очень гордился своим соседством с "небоскребом".
7. Прибыли на "Пионерскую"! Так и недостроенному кинотеатру "Русь", еще одному артефакту советских времен, повезло меньше, на заднем плане по его останкам ездит экскаватор.
8. Переходим Богатырский проспект, идем к остановке 79-го автобуса. Из-за сквера виднеется еще один символ Ленинграда - телебашня. Её сносить пока не собираются :-).
9. А вот и наш автобус китайского производства...
10. Пролетаем по Коломяжскому путепроводу мимо, казалось бы, обычного городского сквера. Однако здесь чуть меньше 200 лет назад история совершила один из своих неожиданных поворотов - на этом самом месте состоялась трагическая дуэль А. С. Пушкина.
11. Плотное движение по Новосибирской улице. Характерные пятиэтажки-хрущевки без труда подскажут примерное время застройки района. Вряд ли тогда проектировщики даже примерно представляли сегодняшнее количество автомоблей.
12. Выходим из автобуса... Сюрприз! "Третий парк" потихоньку меняет китайского производителя на почти родного беларуского. Яркая раскраска за последние годы создала четкую ассоциацию с "китайцами" и поэтому ввела меня в заблуждение.
13. Идем к следующей остановке мимо метро "Черная речка" (в центре). На заднем плане - Военно-морская академия им. Кузнецова, на переднем - непонятное страшное здание . Почему-то всегда думал, что этого уродца пострили в 90-е, решил точно узнать. Оказывается это дача княгини Салтыковой, она тут почти 160 лет стоит. Во всем виновата неудачная реконструкция?
14. От "Черной речки" до Летнего сада нас довезет 46-й маршрут.
15. 46А нам не подходит, он только до "Горьковской". Да и в такую развалюху садиться тоже не очень хочется, особенно после новенького МАЗа.
16. За 15 минут нужный автобус так и не появился. Не беда, от "Горьковской" до Летнего сада минут 20 пешком, не больше.
17. Дача Громова и телебашня за ветками Лопухинского сада.
18. Любуемся архитектурой начала ХХ века.
19. "Дом с башнями", одно из моих любимых зданий в Петербурге. Построен так же в начале ХХ века. Дом по тем временам был суперэлитным, в нем было большинство бытовых новинок того времени - газовые плиты, утопленные в пол ванны, калориферы для сушки полотенец, встроенные шкафы и даже гараж во дворе дома. Сейчас в здании находится театр.
20. Традиционная весенняя уборка.
21. "Горьковская". Популярность станции возросла из-за закрытия соседней "Петроградской" на капитальный ремонт. "Горьковскую" тоже не так давно перестраивали, новый вестибюль стал похож на летающую тарелку :-).
22. Памятник "Стерегущему". Моряки во время Русско-Японской войны затопили свой корабль, чтобы не сдавать его врагу. Раньше это был так же и фонтан, но вода разрушала основание памятника, и эксперименты с жидкостями прекратили.
23. Еще одно прекрасное здание - Соборная мечеть. Раньше единственная в Петербурге, сейчас точно есть еще одна в Приморском районе, и кажется еще одна то ли строится, то ли уже открылась где-то на юге города.
24. В представлении не нуждается :-).
25. А Троицкий мост, тем временем, плотно забит автомобилями. Поехал бы на автобусе - тошнил бы вместе с ними.
26. Спас на Крови с Марсова поля. Пейзаж на открытку.
27. Выходим на Садовую. Знак трамвая ввел меня в ступор, сам новенький, а вот трамваев тут последние несколько лет ни разу не видел. Может быть, подготовка к продолжению 3-го маршрута?
28. Остановка у пересечения Садовой и Инженерной улиц. Тут знак еще не успели отмыть.
29. Скучаем вместе с тётенькой на остановке. Тротуар узкий, видимо поэтому нет ни скамейки, ни павильона.
30. Прокатимся на нём до Сенной площади. Кстати, новые модели ЛиАЗов, по-моему, самые удобные автобусы в Петербурге.
31. А вот и промежуточная цель поездки - частично восстановленный 3-й трамваный маршрут с новеньким трамваями. Сейчас, если не путаю, на маршруте работают 3 беларуских вагона БКМ-843 (на фото, застали его на "развороте") и 1 российский КТМ-31.
32. Новые трамваи пользуются большей популярностью, чем маршрутки, даже несмотря на то, что последние снизили цену до 20 рублей.
33. В салоне. Кто-то читает, кто-то тупит в телефон, большинство философствует, глядя в окно.
34. Выпрыгиваем из трамвая на предпоследней остановке, делаем фото на прощание на фоне Адмиралтейских верфей.
35. Конец Садовой улицы. В кадре снова 3-й трамвай, упомянутый выше вагон отечественного производителя КТМ-31.
36. Нам снова нужен 49-й...
37. Пока ждем, мимо проезжает учебный трамвай. Раньше не замечал таких на улицах города.
38. Случайный автопортрет.
39. И снова архитектура ХХ века, кинотеатр "Москва", построенный в 1939 году. Сейчас "заброшен" :-(.
40. Хмурые набережные Обводного канала.
41. Мрачный вид окрестностей канала обусловлен большим количеством заводов и мануфактур, а так же рабочих кварталов, появившихся рядом с каналом в XIX веке. По каналу было удобно доставлять сырье и забирать готовый товар, так же можно было использовать воду для промышленных нужд.
42. 49-й автобус, уходящий в сторону Двинской улицы и Гутуевской церкви. А нам осталась последняя пересадка, на 66-й или 67-й маршрут.
43. Гутуевский остров, Двинская улица, местные жители.
44. Въезд в тоннель! Под землей заснять особо ничего не удалось. Тоннель чисто автомобильный, проехать на велосипеде или пройти пешком там теоретически можно, но очень опасно.
45. Симпатичная пассажирка.
46. Приехали! Посмотрим, что же есть в окрестностях.
47. Совсем рядом - Белый остров и расположенная на нем Центральная станция аэрации - самый мощный комплекс по очистке сточных вод в Петербурге.
48. Печально, что, похоже, никто никогда не задумывался сделать здесь зону отдыха, магнит для туристов и местных жителей. Отсюда прекраснейший вид на залив! Могло бы получится что-то похожее на район
Рокэвей в Нью-Йорке.
49. Пойдем дальше по острову. Почти сразу - здание Балтийской таможни, бывшее общежитие.
50. Вопреки ожиданиям, жилые кварталы оказались весьма уютными и ухоженными, особенно более старый район с хрущевками.
51. Однако, стоит отойти от домов, и у благоустроенная территория очень быстро заканчивается.
52. Труба недостроенной котельной. Скорее всего, ее тоже скоро снесут, как уже снесли остальные постройки рядом. Прямо через нее будет проходить ЗСД. Некоторое время назад активно использовалась экстремалами всех мастей, сейчас это сделать намного сложнее, часть лестницы спилили, да и строители на площадке постоянно.
53. Дома поновее. Как-то слышал, что на Канонерском острове есть жилой дом с уникальной планировкой - трехэтажными квартирами. Кажется, прихожая и санузел на первом этаже, на втором - кухня, а на третьем - жилая комната. И как дурак ходишь весь день по лестницам :-). К сожалению, не смог найти подробностей, может кто-то сможет рассказать?
54. Работа кипит. Вид на соседний остров и порт.
55. То же, только в другом направлении.
56. Путиловская набережная.
57. В этом месте можно выйти к заливу. Мне, почему-то, не захотелось.
58. Возвращаемся обратно. Несмотря на остатки льда, по каналу шло активное морское движение. "Финляндия" уходит от нас!
59. Пляж. Отдыхать на таком совсем не хочется, сомневаюсь, что летом он намного ухоженнее.
60. Возвращаемся на остановку, окидываем взглядом на прощание строения острова. На переднем плане - необычное здание школы, а за ней притаился бассейн с романтичным названием "Прибой".
61. Садимся в 67-й...
62. Очень быстро попадаем на набережную Обводного канала. На фото - прядильная фабрика "Веретено".
63. Выходим на конечной, спускаемся в метро. Обратно решил поехать уже традиционным для современного Петербурга способом.
Путешествовал специально для сообщества
blogomarathon Спасибо за внимание!