Этот слегка неожиданный заголовок пришел в голову после разглядывания вживую и на фотографиях великолепного, но, на мой скромный взгляд, необычного даже для Санкт-Петербурга здания.
Но сначала немного об улице, на которой вся эта красота находится. Названием переулок обязан Соляному кварталу, который раньше находился на этом самом месте, на берегу Фонтанки.
В начале XVIII века здесь находились верфи, удовлетворявшие постоянно растущие запросы города на плавсредства (как мы помним, Петр I грезил идеей новой Венеции и не жалел ни сил, ни средств для ее воплощения). От комплекса верфей сейчас осталась только Пантелеймоновская церковь, построенная в 1739 году. А сами верфи в 1780 году уступили место складам для вина и соли, из-за последнего товара квартал получил название "Соляной городок". Во второй половине XVIII века назначение этого небольшого района снова стало меняться - 1870-м году один из складов был перестроен под павильон Всероссийской промышленной выставки, а позднее превратился в Сельскохозяйственный музей. После 1945 года там расположился музей обороны Ленинграда. К сожалению, это здание в кадр не попало, поэтому переходим к следеющему.
В 1881 году на Соляном переулке, дом 13 было построено здание Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица. Весьма необычный для Санкт-Петербурга стиль неоренессанс, архитекторы - Кракау А. И. Гедике Р. А. После революции училище закрылось, стало музеем. Но в 1945 году было решено продолжить подготовку художников, сначала открылось среднее специально учебное заведение, а чуть позже - высшее художественно-промышленное училище (с 1953 года - имени Веры Игнатьевны Мухиной). Историческая справедливость была возвращена в 2006 году, имя А. Л. Штиглица вернулось в название уже художественно-промышленной академии.
В этой части Соляного переулка организована пешеходная зона, прямо напротив академии превращающаяся в круг с "люком" посередине. С другой стороны от него - Здание Третьей гимназии (теперь школа 181). Здание было построено в 1822 году, но перестроено в 1912-1913 гг и приобрело характерные черты того времени - декоративную плитку "под кирпич", лепнину, большие окна необычной формы.
А это, кстати, никакой это не люк, а металлический элемент декора для плитки. В центре изображен баронский герб Штиглицов.
Отвернемся от люка и посмотрим на фасад академии поближе. Мне очень нравится, что в городе на различных зданиях частично ил полностью восстанавливают такие вот таблички с изначальным назначением здания. Позволяет приобщиться к истории без копания в справочниках!
Ну а теперь перейдем собственно к "виновнику торжества". Это музей училища. Дело в том, что в училище (соседнее здание) на втором этаже был свой небольшой выставочный зал, изначально задуманный только для учебных целей. Но вскоре коллекция изрядно увеличилась в размерах, и музею потребовалось отдельное здание. Его, кстати, спроектировал первый директор училища М. Е. Месмахер. Вдохновлялся он аналогичными музеями в Европе, неудивительно, что мне кажется, что я где-то видел похожее здание, по-моему, в Мюнхене :-). Правда у современников немного другое мнение:
"Торжественное открытие музея Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица состоялось 30 апреля 1896 года. На церемонии присутствовала императорская семья. Эта церемония стала одним из заметных культурных событий в Санкт-Петербурге. Современники сравнивали здание с двумя постройками венецианского зодчего эпохи Возрождения Д. Сансовино: палаццо Корнер делла Ка Гранде и библиотекой Сан Марко в Венеции. Представитель Южно-Кенсингтонского музея Н. Вессель в своём выступлении сказал: «Я приехал в Петербург несколько дней тому назад, главным образом чтобы присутствовать на открытии этого Музея. Он роскошен, несравненно роскошнее музея нашей Кенсингтонской школы»".
Журнал «Строитель» писал: «Вступая через главный вход в просторный Вестибюль, посетитель, привыкший к казарменной архитектуре большинства наших музеев, сразу чувствует себя здесь в непривычной обстановке: полированный гранит, мраморы, бронза, живопись - все это богатство в художественных сочетаниях поражает и ослепляет».
После революции музей так и остался остался музеем, но постоянно менялся его статус, то он входил в состав Эрмитажа, то снова был самостоятельным, то придавался тому или иному училищу или академии. В 1980 началась научная реставрация здания, а в 2008 ему вернулось имя барона Штиглица.
На этом свой небольшой рассказ я закончу, сегодня фотографий мало, потому что целью той поездки-прогулки был другой квартал и переулок (анонс
вот здесь). Но о них, уже подробно, я расскажу в следующий раз. Спасибо за внимание!