Криволапые мудаки решили добить вокзал в Токсово

Apr 03, 2021 14:20



Фото из архива / "Новая газета"

Смотрю я на восстановленные в последние годы силами РЖД вокзалы, и слёзы падают на клавиатуру. Проходит время, а подход к реконструкции железнодорожных объектов в стране не меняется, за очень редким исключением. Сегодня у вас в городе может стоять прекрасный исторический вокзал, но это совсем не значит, что уже завтра его не зашьют в мерзкий сайдинг, не обгадят рекламой или попросту не снесут.

На этот раз железнодорожники решили заняться "реконструкцией" вокзала эпохи модерна в Токсово, что под Петербургом. В РЖД обещают, что к 2023 году будет восстановлен первоначальный облик здания 1916 года постройки, а также благоустроена прилегающая к нему территория. Возможно, вы сейчас думаете, что в компании наконец-то взялись за ум и решили бережно отреставрировать вокзал, вернув ему первоначальный вид?

Нет, здание решили просто снести ко всем чертям и поставить на его месте новодел.

Здесь нужно сразу сказать, что вокзалу в Токсово достаётся от российских железнодорожников далеко не первый раз. Здание было построено в «финском» северном стиле по проекту архитекторов Урхо Пяллия и Николая Потехина и простояло почти сто лет без кардинальной перестройки. Сложная планировка, прекрасный деревянный фасад, высокая полувальмовая кровля:



Фото: iPetersburg

Историческая крыша, правда, сохранилась не полностью, да и балкона уже нет, но в целом облик в начале нулевых был узнаваем. Посмотрите, как выглядел вокзал в 60-е:



Фото: Виктор Айраксинен / Токсово | Ретроспектива

И в 2000-е:



Фото: antonioracter.narod.ru

Но в 2008 году криволапые мудаки решили сделать из векового вокзала какой-то сарай. Здание лишилось своего деревянного декора, печных труб, оригинальной кровли, а пластиковый сайдинг с рынка показался "реставраторам" лучшим решением для исторического вокзала.



Фото: Архнадзор

Железнодорожники решили, что именно так должен выглядеть современный вокзал!



Фото: МО "Токсовское городское поселение"

Развернулась целая кампания за восстановление исторического облика вокзала, но тут оказалось, что и сайдинга железнодорожникам мало!

В позапрошлом году стало извести о планах РЖД полностью снести вокзал! Активисты долгое время с переменным успехом пытались защитить то, что от него осталось, проводя пикеты и направляя запросы в разные ведомства. Здесь важно понимать, несмотря на то, что деревянные стены вокзала скрыты сайдингом, их можно восстановить, вернув зданию подлинный облик.

Градозащитники стали добиваться включения вокзала Токсово в реестр памятников. Как сообщает "Новая газета", была выполнена историко-культурная экспертиза, инициаторы заручились поддержкой ВООПИиК и ИКОМОС, депутатов токсовского муниципального совета и петербургского ЗакСа, а также комитета Госдумы по культуре в лице его зампреда Владимира Бортко. Было собрано несколько тысяч подписей. В защиту вокзала провели концерт в Токсово и пикет перед офисом РЖД в Москве.



Пикет у офиса РЖД в Москве, в защиту исторического здания

В результате РЖД в прошлом году всё же расторгла договор на снос вокзала, но, по всей видимости, это было сделано лишь для передышки перед очередной попыткой уничтожить исторический вокзал.

В этом году к теме сноса вернулись, но риторика железнодорожников несколько изменилась. Теперь они говорят о масштабной реконструкции, в результате которой... старое здание придётся снести. Текущий проект предполагает, по сути, постройку вокзала с нуля. Друзья, это пиздец!

13 лет назад здание обгадили сайдингом, а теперь, как оказалось, вид у него стал удручающий:

"Здание, к сожалению, не соответствует никаким требованиям, потому что отопление печное, коммуникаций нет. Внешний вид и в целом его состояние достаточно удручающее. По сегодняшнему же проекту, на радость жителям муниципального образования, любителям истории, будет полностью воссоздан исторический облик".

Андрей Кирилюк, первый заместитель Октябрьской дирекции пассажирских обустройств / НТВ

Заебись просто! По всей видимости, такая участь ожидает и уникальный валунный фундамент, и бревенчатый сруб, из которого был построен вокзал. По мнению специалистов Октябрьской железной дороги, здание сегодня не пригодно для нормального функционирования.

Теперь представители РЖД показывают картинки новодела, который они собираются возвести:



Фото: МО "Токсовское городское поселение"

С заборами, турникетами и лентой для просмотра багажа.



Фото: МО "Токсовское городское поселение"

И почему нельзя восстановить в первоначальный вид историческую постройку? Слишком дорого возвращать к исходному состоянию то, что сами изгадили?

Вместо восстановления исторического здания, против сноса которого высказались 65% жителей Токсово, железнодорожники предлагают в очередной раз снос, называя его "реконструкцией". Причем работы должны начаться уже в этом месяце.

Достаточно вспомнить, как РЖД уничтожали облик исторических станций по всей стране, чтобы стало понятно, что плевать в компании хотели на историю, на архитектуру, да и на людей в целом. Вон, там же, в Ленинградской области, совсем недавно один из вокзалов вообще превратили в какую-то строительную будку.



И это очень показательная история, демонстрирующая, насколько деградировало наше представление о важности сохранения исторической среды. Казалось бы, в космос летаем, оружие изобрели, которое может уничтожить всю планету, помним, гордимся, бьем себя в грудь. Но даже дошедшие до нас вокзалы сохранить не можем. А то, что строили предки, разбираем на дрова.

В это воскресенье в Токсово состоится согласованный пикет в защиту вокзала, который должен завершится подписанием резолюции с требованием сохранить историческое здание. Очень хочется надеяться, что жители смогут отстоять своё право на историческую среду.

Очень грустно, что сохранившееся наследие сегодня не даёт покоя криволапым мудакам и любителям быстрой наживы. Сегодня РЖД проще все снести, разрушить, закрыть. Любое историческое здание для них обуза. И только неравнодушие людей к истории может остановить это безумие.

Ленинградская область, Пиздец, Токсово, Вокзал, История, РЖД, Россия

Previous post Next post
Up