О непрерывности образования

Nov 18, 2020 15:40

Что же делать, когда работодатель ожидает от ВУЗа качественно подготовленного и узко заточенного специалиста с компетенциями, формально прописанными в профстандарте для выпускника СПО? Ведь ВУЗ по ним не имеет права учить, а учить тому, что предусмотрено в ПС для выпускника ВО, можно только подготовленных людей, обладающих техникумовскими компетенциями?

Один из вариантов Б.Н. Ельцин произнес вслух 25.01.1996 в МГТУ им. Н.Э. Баумана; так получилось, что я там присутствовал, всё слышал и впал в состояние негодования от услышанного. Идея показалась мне совершенно еретической. Однако описанная выше ситуация в области профстандартов и образования такова, что я готов с той идеей согласиться. Лучше так, чем никак.

Сейчас состояния и переходы между ними в системе образования выглядят следующим образом.


[Spoiler (click to open)]В стране отмечается, что:

  1. не хватает рабочих (НПО) рук;
  2. есть потребность в холдинговании образовательных организаций (по разным причинам, пока не важно);
  3. есть проблемы между ВУЗами и работодателями, в том числе, описанные здесь выше.
Давайте представим, что эти три проблемы заперли в одной клетке, и пофантазируем, не могут ли они уничтожить друг друга?

Зачем ограничиваться объединением детсадов со школами? Давайте объединим всю вертикаль. От докторантуры краевого госуниверситета до детского садика в моем любимом поселке Вёлс Красновишерского района Пермского края. Пусть это будет один «холдинг». При объединении садика и школы не надо будет писать заявление в школу? Это предлагается, как повод для создания холдингов? Прекрасно. А при объединении школы и ВУЗа (или техникума) не надо будет сдавать экзамены в ВУЗ. Школьник пойдет туда внутренним переводным приказом, на следующий уровень образования. Пропадает надобность в ЕГЭ, а если ВУЗ не верит результатам школьных экзаменов - в порядке внутреннего совместительства их могут принимать профессора. Возможно, кстати, что оценки станут выше.

Школьники бывают разными, с разными способностями и амбициями. Внутренняя система аттестации покажет, кто способен быстрее осваивать программы, кто медленнее. Нет никакой совершенно проблемы дать выпускнику школы 1-2 разряд по какой-то рабочей профессии. Эта система была в СССР, в Березниках был учебно-производственный комбинат, и мы все выходили кто токарями, кто медсёстрами (а кому повезло - водителями категории «С»). Получение профессии было связано с летней практикой на предприятии. До сих пор, заходя в ТЦ «Кенга» (Построенный в корпусе бывшего автотранспортного предприятия, как и многие ТЦ), я вспоминаю, где тут был карбюраторный цех, а где стартёрный, потому что месяц работал на городском автотранспортном предприятии № 6 между 9 и 10 классами. То есть получил первичное представление о производстве. Дальше - два года техникум, кому он нужен; первый год, в основном, общая для всей страны гуманитарка. Обучение по профстандарту СПО, практика техником на предприятии. Для тех, кто медленный и на том и остановится - не два, а три года, это после первого года станет понятно. Дальше два (три для медленных) года бакалавриат и два года магистратура. Подготовка к phD, разумеется, должна быть выведена за рамки стандартов. Честное слово, это написано задолго до того, как я узнал об апрельском 2019 года законопроекте в этой области деятельности. На каждом уровне - получение документа об очередном уровне образования, выдаваемого после какой-то отработки на предприятии по специальности (тем, кто завершил свое образование). Грубо говоря, для СПО - год, для бакалавриата - два. Пришел с завода с положительным отзывом о собственных способностях? Вот тебе диплом следующего уровня. Иначе downshifting по Л. Питеру.

Предлагаемые изменения к итоговой аттестации выпускников на каждом уровне выглядят так:


Замечу, что для успевающих школьников срок получения диплома бакалавра останется прежним - после «быстрого» окончания общего образования это два года техникума и два года бакалавриата. Получим в сумме по уровням следующую систему аттестации, декомпозицией которой на каждом уровне является предыдущий рисунок:



При этом образовательная организация (ОО) будет иметь общую лицензию на все уровни, хотя аккредитация (проверка качества внутренних процессов) будет, скорее всего, всё же по уровням. Разумеется, надо оставить что-то одно - или госаккредитацию, или проверки СМК, или вообще всё это убрать и ориентироваться на возможность выпускников работать. Стала ниже 10%? Пять лет на исправление, затем закрытие направления.

Понятно, картинка идеализированная. Что делать с неизбежно возникающим «крепостничеством»? Детский садик включен в ПНИПУ, а ребенок хочет быть медиком. Наверное, переводиться вовремя, как сейчас переводятся из ВУЗа в ВУЗ студенты. Замечу, что никаких экзаменов при этом нет. Что делать с тем, что предприятия неохотно берут на практику? А ничего не сделать, пока в стране не поменяется система ценностей. Можно, конечно, и обязать принимать выпускников, как в СССР, но что-то мне подсказывает, что со всем этим получится вторая трудовая реформа для «лиц предпенсионного возраста». Как уложить бакалавриат в два года? А запросто, если все истории и философии останутся на первом курсе техникума. Посмотрите рабочие программы зарубежных ВУЗов, там сплошная специальность. Никакой социологии с физкультурой.

Много вопросов, да.
Но есть и плюсы.

Каждый выпускник школы - с рабочей специальностью. В критической ситуации не пропадет. Специальность, разумеется, приближена к востребованным в окрестностях  родного дома. Надо будет, можно получить другую, но эта-то уже есть.

Совсем не нужна (или нужна в очень и очень урезанном виде, см. следующий пост) гигантская и дорогая система ЕГЭ, фактически, сокращающая школу на год. Последний год 11-классники занимаются, в основном, натаскиванием на несколько выбранных ЕГЭ, с точки зрения образованности, этот год просто пропадает.

Повышается значимость оценок внутри образовательной организации. «Двойки» означают неизбежное передвижение ученика в ряды «медленных», и это правильно. За «пятерки» надо учиться бороться, в первую очередь, с самим собой, а уж потом с учителем или доцентом. Повышается общественный престиж преподавателей.

Другие плюсы тоже легко нафантазирываются.

Образование

Previous post Next post
Up