В очередной раз заблудившись на незнакомых дорогах, мы совершенно случайно заехали в Гурьевск, небольшой городок в семи километрах от Калининграда. Мы покружили по центральным улицам, посмотрели на милые старые домики и невзрачные строительные заборы и, решив, что больше ничего интересного здесь нет, направились в сторону трассы. И вдруг за поворотом - большая черепичная крыша, потемневшая от времени, а за ней - башня кирхи.
Нам повезло, и оказавшийся рядом настоятель открыл для нас двери и показал кирху изнутри. Эта церковь, построенная в 14 веке, была лютеранской и принадлежала расположенному неподалёку замку.
Она стойко перенесла войну, отделавшись лишь небольшими повреждениями, но, послужив в советское время то складом, то кинотеатром, горела и пришла в запустение.
На старых фотографиях видно богатое убранство и щедро украшенный орган.
Кирха имела деревянный полукруглый потолок, расписанный библейскими сюжетами.
Сейчас здание принадлежит новоапостольской общине, которая и восстановила кирху. По обычаям этой церкви интерьер выглядит скромно: ни росписей, ни икон, ни свечей здесь нет, лишь ряды стульев, кафедра и электронный орган.
Стены были оштукатурены, но в процессе реставрации строители специально оставили окна, в которых можно рассмотреть кладку. Нижняя часть кирхи была построена из валунов, а промежутки между ними затыкались чем попало: мелкими камнями, осколками кирпичей, черепицей.
(Фото найдено на просторах интернета).
На стене висят номера псалмов, которые прихожане поют на службе, у входа в зал устроена небольшая детская комната, используемая для воскресной школы, в коридоре развешаны старые фотографии немецкой росписи.
Кстати, а как вы представляете себе настоятеля? Я - человек далёкий от церкви - была очень удивлена, увидев мужчину в ярко-оранжевой молодежной куртке, который легко и с удовольствием рассказывал об истории кирхи, показывал сохранившиеся фотографии, лишь вскользь коснувшись особенностей новоапостольской церкви. «А давайте я орган включу, тут отличная акустика! А посмотрите, как сделаны стены!» Настоятель, безусловно, очень располагает к себе.
На обратном пути мы проехали по окрестным деревням. Местные дороги, обсаженные деревьями, выглядят живописно даже зимой.
Из-за деревьев у дороги нет обочины, на многих висят венки, за что местные жители называют их «последними солдатами Вермахта». Кстати, есть много версий, зачем немцы посадили деревья вдоль дорог: от солнца, от снежных заносов, от размытия дороги, чтобы скрыть от врага идущих солдат или просто обозначить трассу.